Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Влияние идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте

Диссертант: Романова Ольга Вячеславовна
Год защиты: 2002
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Кайгородов Б.В.
Ведущее учреждение: Астраханский государственный педагогический университет
Место выполнения: Астраханский государственный педагогический университет
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

На правах рукописи

РОМАНОВА Ольга Вячеславовна

ВЛИЯНИЕ ИДЕАЛА НА РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Актуальность исследования. Последнее десятилетие отмечено повышенным вниманием к проблеме нравственного развития подрастающего поколения. В связи с пересмотром многих существовавших ранее моральных норм, ценностей, идеалов большой интерес и беспокойство вызывает выяснение того, какие именно авторитеты и нравственные принципы способны вызвать и вызывают доверие у современных подростков (Фельдштейн Д.И., 1995).

Исследователями данной проблемы (Фельдштейн Д.И., 1995, Поливанова К.Н., 1996: Кривцова С.В., 1997) подчеркивается интенсивная примитивизация идеалов современных подростков, их цинизм и агрессивность, а также существенное увеличение прагматического аспекта и уменьшение роли романтического в содержании идеалов детей подросткового возраста. Ряд исследователей отмечает также неготовность современных подростков к взрослой жизни, широко распространенный инфантилизм, фрустрацию наиболее значимых для современных подростков ценностей (Кривцова С.В., 1997). Другие исследователи данной проблемы (Д.В. Ярцев, Т.М. Андреева, Е.М. Дубовская, Т.Г. Стефаненко, О.А. Тихомандрицкая) отмечают, что у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему современных социально-экономических отношений.

В целом, несмотря на то, что в последнее время отмечается активизация исследований по проблеме формирования идеалов в подростковом возрасте, нет целостной психологической картины состояния данной проблемы на современном этапе развития общества. Таким образом, проблема выявления содержания и действенности идеалов подростков в современных условиях является, несомненно, актуальной.

Проблема нравственного идеала личности неразрывно связана с поиском и пониманием человеком самого себя и своего места в окружающей действительности. Рассматривая самопонимание как постижение смысла собственного существования, результатом которого является когнитивное и эмоциональное согласование продукта самосознания и реальности (Кайгородов Б.В., 1997), считаем необходимым исследовать содержание и структуру этого образования на подростковом этапе онтогенеза, определить факторы, влияющие на его развитие.

Объектом настоящего исследования выступили нравственные идеалы современных подростков.

Предметом исследования явились особенности и характер влияния идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте.

Гипотезой данного исследования послужило предположение, что на понимание подростком самого себя и своего места в окружающей действительности оказывает влияние уровень развития нравственного идеала как смыслового образования личности.

Цель работы состояла в выявлении характера и особенностей влияния идеала на понимание подростком самого себя.

В ходе исследования решались следующие задачи.

1.    Раскрыть общие подходы к проблемам нравственного идеала и самопонимания личности.

2 .   Выявить особенности влияния идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте.

3.    Охарактеризовать психологическую картину построения современными подростками системы нравственных идеалов, проследить зависимость идеала от условий культурно-исторической среды.

4.    Выявить значимость и доступность жизненных сфер, смыслов и ценностей для подростков, проанализировать установки подростков в отношении способов поведения в жизненных ситуациях.

Методологическую основу исследования составляют:

1.    Психологическая концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин и др.);

2.    Теория социального становления и развития личности в подростковом возрасте Д.И. Фельдштейна;

3.    Концепция зависимости процесса социализации личности от уровня ее самопонимания Б.В. Кайгородова;

4.    Положения о субъектности личности человека (С.Л. Рубинштейн. В.Э. Чудновский, К.А. Абульханова-Славская и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс методов, включающий: анализ литературы по исследуемой проблеме, теоретическое моделирование, наблюдение за поведением и деятельностью подростков, индивидуальные и групповые беседы с подростками, с учителями, работающими с ними, психологическое тестирование, анкетирование, методы математической статистики, теоретический анализ результатов.

Изучение содержания идеалов подростков, позволяющее исследовать их структуру и динамику развития, а также влияние идеала на развитие самопонимания подростка, в нашей работе осуществлялось с помощью соответствующих тест-опросников, совмещенных с анкетированием, процедурами психосемантических измерений. Комплекс методов включал анкетирование (Кайгородов Б.В., 1988; Чудновский В.Э. .1997), метод выявления частоты представленности нравственных качеств, составляющих содержание идеала, ранжирования ценностей (Фанталова Е.Б., 1992. Зверева В.И., 2000), методы выявления жизненных установок (Якобсон П.М., 1995), метод репертуарных решеток (Шмелев А.Г. и др., 1988).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью базовых теоретических положений работы, использованием методов и методик, отвечающих поставленным задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией экспериментальной работы, применением качественного, анализа в сочетании с методами статистического анализа.

Базой экспериментального исследования явились общеобразовательные средние школы № 5, № 33 г. Астрахани, а также Астраханский государственный педагогический университет. Астраханский государственный технический университет, в частности курсы по подготовке учащихся старших классов для поступления в высшее учебное заведение. Исследование, проводившееся в 1997- 2000 годах, охватило всего 455 испытуемых.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена зависимость самопонимания подростка от характера и структуры его идеала. Определены некоторые особенности психологической картины построения подростками системы нравственных идеалов личности. Сделан анализ изменений, произошедших в содержании идеалов подростков в последние десятилетия.

Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты исследования позволяют получить новую информацию о психологических особенностях идеалов современных подростков. Дана характеристика самопонимания в подростковом возрасте. Выявлено влияние нравственного идеала на развитие самопонимания подростка. Установлена взаимосвязь между структурой идеала, уровнем его развития и характером понимания подростком смысла своего существования.

Практическая ценность работы состоит в определении содержания, источников и мотивов выбора идеалов современными подростками, что позволяет сформулировать методические рекомендации по учету психологических особенностей и условий формирования нравственных идеалов подростков, повышению их действенности. Анализ ведущих ориентационных ценностей и идеалов дает важные для психологов и педагогов - практиков данные об уровне социальной адаптации современных подростков.

Апробация результатов. Основные положения диссертации докладывались автором на ежегодных научно-практических конференциях Астраханского государственного педагогического университета с 1997 по 2000 год. Всероссийской научной конференции «Астраханский край: история и современность» (Астрахань, 1997). Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Калуга, 1998), методологических и научно-методических семинарах, ежегодных отчетах за годы обучения в аспирантуре на заседаниях кафедры психологии Астраханского государственного педагогического университета, в ходе выступлений перед различными аудиториями студентов и школьников. Данные исследования нашли отражение в опубликованных работах автора. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы на базе школы № 5 в 1999-2000 годах.

Положения, выносимые на защиту:

1.    Самопонимание как процесс и результат понимания человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения, причин поступков и отношений служит согласованию структур самосознания личности и ее реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. В процессе самопонимания происходит определение личности по отношению к себе, к смыслу собственного существования.

2.    Сензитивным периодом для развития нравственного идеала и самопонимания личности является подростковый возраст. Как образование смысловой сферы личности, идеал определяет процесс познания и понимания подростком окружающего мира и самого себя, понимания им собственных качеств, мыслей и чувств, своих отношений с другими людьми, смысла собственного существования.

3.    Существует зависимость между структурой идеала и характером понимания смысла жизни. Обобщенные по структуре идеалы чаще соответствуют объективному, осознаваемому смыслу человеческой жизни, при этом возможны затруднения определения смысла собственного существования. Конкретизированные идеалы связаны с субъективным индивидуализированным смыслом.

4.    Существование значимой связи между идеалом и представлениями о собственном будущем свидетельствует о стремлении подростков совершенствоваться, чтобы соответствовать своему идеалу. Представленность идеала подростка в образе будущего выступает как характеристика становления личности, один из показателей развития самопонимания и индикатор успешной социализации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 154 страницы машинописного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 12 рисунками. Список литературы насчитывает 184 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

Основное содержание работы.

В настоящее время возникла тенденция рассматривать понимание не столько как познавательный, сколько как экзистенциальный феномен. Понимание предстает как универсальная способность человека, реализующаяся в его способах бытия, как творческая способность понимать действительность, других людей и самого себя, лежащая в основе человеческого существования. Понимание существует в значении отражения смысла.

Понимание есть одновременно и самопонимание. В процессе самопонимания происходит определение личности по отношению к себе, к смыслу собственного существования, смысл жизни превращается из общего понятия в индивидуализированное значение для каждого человека. Смысл жизни понимается как реализация человеком своих способностей и возможностей, где необходимым условием является его понимание самого себя, его самоопределение по отношению к выбранным ценностям, идеалам, к жизни в целом. Процесс самопонимания - осознанное взаимодействие со своим внутренним миром - обычно начинается и происходит при наличии конфликта, проблемы, необходимости найти решение, смысл.

Показателем целостности или разобщенности, противоречивости личностных структур служит степень совпадения или расхождения жизненной практики и ценностей, идеалов личности, наличие или отсутствие у нее способности без искажений понимать свои собственные качества, чувства, отношения, определять перспективы своего развития и реализовывать их в деятельности, корректировать свое поведение процессом обращения к реальности.

Идеал понимается прежде всего как общее смыслообразующее устремление личности, направленное на изменение себя при поиске места в жизни, показатель социальной и нравственной зрелости человека. Такое понимание нравственного идеала нашло свое отражение в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Б.В. Кайгородова. Понимание идеала как внутреннего критерия самооценки, регулятора поведения личности представлено в работах Л.И. Божович, В.Э. Чудновского, Л.Ю. Дукат, З.И. Гришановой, И.И. Чесноковой, Н.И. Судакова. В зарубежной психологии рассмотрением данной проблемы в разные годы занимались З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Комбс. Д. Соупер, Е. Йоргансен, П. Кац и другие. Идеал как смысловое образование служит развитию самопонимания личности, позволяет принять решение в ситуации выбора, активизирует деятельность человека, придавая его жизни направленность и осмысленность.

Сензитивным периодом для развития нравственного идеала и самопонимания личности является подростковый возраст. Подростковый возраст отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейший индикатор нравственной и социальной зрелости при этом - его потребность в поиске нравственного идеала (Фельдштейн Д.И., 1995).

Исследователи выделяют несколько этапов формирования идеала как стадии его развития, рассматриваемые через изменение структуры идеала. Первоначально идеал представлен в виде эмоционально окрашенного образа, примера для подражания, эталона, с помощью которого происходит оценка других и самого себя. Идеал служит основанием приобщения себя к другим людям или социальным группам. На этой стадии идеал, как правило, носит конкретный характер. По мере развития идеал начинает выполнять роль регулятора поведения, выступать мерой значимости мотивов деятельности, включаясь в более или менее устойчивую систему ценностей, интересов, установок личности. В дальнейшем, идеал выступает интегрирующей основой жизненных отношений личности, ее общим смыслообразующим устремлением. На данной стадии преобладают идеалы обобщенного и конкретизированного типа.

Существование значимой связи между оценкой Я и идеалом свидетельствует о стремлении подростков соответствовать своему идеалу. При этом подросток понимает имеющиеся у него проблемы и недостатки и намерен совершенствовать и развивать в себе определенные, присущие идеалу и ценные для подростка качества, черты характера, особенности поведения. Значимость эталона оценки идеала увеличивается от младшего к старшему подростковому возрасту. Если идеал младшего подростка представлен в виде правил поведения, ориентация происходит в основном на существующие в обществе (референтных группах) модели поведения и на авторитеты, идеал 12 - 13-летнего подростка прежде всего служит эталоном, с помощью которого он оценивает себя и других, то для старшего подростка идеал начинает выступать интегрирующей основой жизненных отношений.

Как образование смысловой сферы личности, идеал определяет процесс познания и понимания подростком окружающего мира и самого себя. Развитие самопонимания подростка во многом регулируется теми ценностями, которые задаются нравственным идеалом. В свою очередь, лишь выступая фактором развития самопонимания, идеал подростка оказывает влияние на его поведение в реальных жизненных ситуациях.

Исследования проблемы формирования нравственного идеала личности объединяет признание того, что психологическое содержание идеала определяется во многом той общей социальной ситуацией, которая обеспечивает условия для развития человека, прежде всего растущего. Периоды существенных общественных преобразований характеризуются пересмотром многих существовавших ранее моральных норм, ценностей, идеалов. Содержание идеала детерминируется, с одной стороны, объективными социальными условиями, с другой - стремлениями, желаниями, активностью личности. Известно, что нравственный идеал стимулирует социальное развитие личности только будучи трансформированным в личный идеал.

Прежде чем рассматривать вопрос о влиянии идеала на самопонимание подростка, необходимо выяснить то, какие именно качества идеала являются для него наиболее привлекательными. Полученные результаты говорят о том, что идеал младшего подростка прежде всего деятельный (активный, энергичный) и эмоциональный. Большое значение подростками 10-11 лет придается волевым качествам человека и его умственным способностям. По сравнению с идеалом младшего подростка идеал подростка 12-13 лет представлен более высокими средними показателями таких качеств человека как самостоятельность, честность. Помимо качеств, отмеченных и младшими подростками, большое значение приобретает наличие чувства юмора у человека. Старшими подростками самое большое значение придается ответственности и самостоятельности, уверенности в себе, своих силах, сознательности человека. На наш взгляд, это свидетельствует о развитии идеала подростка, наполнении его тем психологическим содержанием, которое наиболее актуально для данной стадии развития подростка. Время выбора своего будущего, определение жизненной перспективы делает подростка особенно чувствительным к данным качествам человеческой личности. Большое значение имеют ум, сообразительность человека, наличие у него чувства юмора, доброты. Об усилении прагматического аспекта говорит тот факт, что идеал подростка в целом по всем выборкам скорее хитрый, чем бесхитростный, скорее расчетливый, чем простодушный, скорее резкий, чем мягкий, очень честолюбивый. Большинство подростков сообразительность ставят выше ума.

Помимо того, какие качества идеала являются наиболее привлекательными для подростков, нас интересовал вопрос о наличии возможных конфликтов при расхождении концепций идеала личности и представлений о самом себе и своем будущем. Полученные результаты свидетельствуют, что расхождение концепций Я - реального и Я - идеального говорят о том, что подростки и юноши имеют представления о собственных недостатках и проблемах. В то же время ориентация на идеал и воплощение его в представлениях Я - будущего показывает, что подростки видят перспективы своего развития. Это доказывает действенность идеала современного подростка. Умение видеть имеющиеся проблемы и пути их решения говорят о росте самопонимания подростков.

Выявлено многообразие источников, влияющих на формирование идеала современного подростка. Большинство подростков ориентируются при выборе идеала на родителей (образ родителей как идеал представлен в ответах 37,7% младших и 30,4% старших подростков). На сверстника ориентируются 22,6% младших и 17,4% старших подростков. Доля представленности в идеале современных подростков образа учителя относительно невысока - 3,7%. В качестве идеала 5,7% опрошенных нами младших подростков указали отечественных и 17% зарубежных актеров и музыкантов, 5,7% отметили знаменитых людей прошлого и лишь 1,9% героев произведений художественной литературы. К двенадцати-тринадцати годам доля представленности в идеале подростков зарубежных актеров и киногероев зарубежных фильмов и телесериалов увеличивается - 38,2%. несколько ниже она у старших подростков - 26%. Заслуживает внимания тот факт, что относительно невысок процент представленности образа знаменитых людей прошлого в идеале современных подростков - 5,7%, а также то, что ни один из опрошенных подростков не назвал в качестве своего идеала известного современника - ученого, политика, писателя, спортсмена и т.д. Исключение составляют только актеры и музыканты.

Обратимся к вопросу о любимых героях, указанных подростками. 13% - это герои зарубежных телесериалов, еще 13% - зарубежные актеры, 23% -герои зарубежных мультипликационных сериалов, 9,3% - герои зарубежных фильмов. Лишь 0,9% всех опрошенных нами подростков назвали героев отечественных теле- и кинофильмов. Полученные результаты свидетельствуют о бесспорности влияния, оказываемого зарубежной кино и телеиндустрией (прежде всего американской и латиноамериканской) на формирование идеального образа современного подростка.

В духовной жизни человека существенную роль играют его представления о ценных качествах человеческой личности. Представления о ценных качествах личности, не являясь в полной мере идеалом, тем не менее во многом определяют его содержание. Приводим качества, которые получили наибольшее количество высказываний в таблице 1.

Из приведенной таблицы видно, что наиболее ценными подросткам представляются следующие качества: доброта, честность, ум. Важными также являются наличие чувства юмора и тех качеств, которые характеризуют человека как субъекта общения с другими людьми (отзывчивость, доброжелательность)

Таблица 1. Привлекательные качества личности (%)

Качества личности.

Возраст учащихся

10-11

12-13

14-16

1

Доброта

58,8%

68,8%

34,8%

2

Честность

26,4%

28,1%

61,0%

3

Ум, интеллект

30,2%

34,4%

26,1%

4

Чувство юмора

21,8%

12,5%

21,8%

5

Отзывчивость

8,7%

18,8%

8,7%

6

Красота

13,0%

6,3%

13,0%

7

Доброжелательность

13,0%

9,4%

8,7%

Для подростков немаловажное значение имеет и внешняя привлекательность человека. Соответственно наиболее непривлекательными качествами человека были названы: злобность, жестокость - 40,7% всех опрошенных учащихся, нечестность, лживость - 25 %, тупость, глупость -19,4%, а также зависть - 8,3%, жадность - 8,3%, безынициативность - 5,5%. Сходные значения получены и при анализе ответов юношей и девушек (17-20 лет). Наиболее привлекательными им представляются такие качества личности, как доброта -68%, честность - 42%, искренность - 19%, ум - 16%, верность - 16%, понимание - 9%. Наиболее отталкивающими являются такие качества, как лживость - 34%, жадность - 25%, наглость - 24%, высокомерие- 18%, эгоизм - 18%. В целом можно отметить, что качества, которые подростками отмечены как наиболее привлекательные в человеческой личности, представлены в качествах идеала наиболее высокими средними показателями.

В основе выбора идеала, его осознания всегда лежат мотивы выбора. Доминирующим мотивом выбора идеала у подростков является стремление подражать идеалу, вести себя так, как он. Однако от младшего к старшему подростковому возрасту наблюдается тенденция к снижению значения данного мотива и увеличение второго по значению мотива - стремления воспитывать и совершенствовать в себе те качества, которыми обладает избранный идеал, и которые представляются привлекательными и ценными современным подросткам. Естественно, что для подростков имеет значение и желание подражать внешности избранного идеала. Достаточно большой процент тех, кто затруднился определить мотивы своего выбора или отказался от ответа (39,1%). Причина отказа у половины опрошенных подростков - стремление «оставаться самим собой», «не быть ни на кого похожим».

Рассматривая структуру идеала подростка, отметим, что с возрастом конкретные и синтетические идеалы имеют тенденцию к уменьшению, а обобщенные и конкретизированные - к увеличению, что свидетельствует и об общем когнитивном развитии подростка, и о его нравственном, духовном становлении. Если отказ от ответа у большинства младших подростков связан с непониманием смысла понятия «идеал», то для старших подростков причина отказа в том, что они не хотят иметь идеал, быть на кого-то похожими, не хотят терять собственную уникальность. (Процент отказа от ответа составил 18,9% у младших подростков, 15,1% - 12-13-летних подростков, 1,7% -у старших подростков.) В юношеском возрасте сохраняется тенденция к увеличению обобщенных (58%) и конкретизированных (15%) идеалов и к уменьшению конкретных по структуре идеалов (20%).

Таблица 2. Структура идеала (%)

Структура идеала

Возраст учащихся

10-11

12-13

14-15

Конкретный

51

40,6

26,1

Синтетический

9,4

9,4

8,7

Обобщенный

15,1

15,6

43,5

Конкретизированный

2,8

15,6

13

Рассматривая вопрос о психологическом содержании идеалов подростков, необходимо выявить также, какие именно ценности и жизненные сферы являются наиболее значимыми для современных подростков. Построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных жизненных сфер в будущем. Очевидно, чем меньше степень расхождения между желаемым и доступным для подростка, тем больше степень его социальной адаптации. В связи с характером исследования, мы намеренно не включили в него младших подростков. На основании полученных данных можно составить рейтинги подростковых ценностей.

Наиболее ценными представляются следующие жизненные сферы: счастливая семейная жизнь (72,7% оценили как высокоценную), наличие хороших друзей (32,7%), любовь (23,6%), материальная обеспеченность (23,6%), здоровье (21,8%), наименее привлекательными - творчество (63,6% опрошенных определили как не представляющее ценности), стремление к идеалу (45,5%), активная жизнь (30,9%). Доступными для себя в будущем подростки видят счастливую семейную жизнь (43,6%), наличие хороших друзей (41,5%), любовь (32,7%), наименее доступными - творчество (50,9%), стремление к идеалу (41,8%), здоровье (21,8%) и материальную обеспеченность (20%).

Расхождение между желаемым и доступным выявлено по следующим жизненным сферам: здоровье, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность представляются подросткам более желательными, чем доступными. Об этом же свидетельствуют и выявленные внутренние конфликты: максимально они выражены в таких сферах, как здоровье (5,5% опрошенных), материальная обеспеченность (3,6% опрошенных подростков), а также счастливая семейная жизнь (1,8%) и наличие хороших друзей (1,8%). Анализ внутренних психологических вакуумов выявил их по следующим сферам: активная жизнь (3,6%), понимание себя (1,8%), творчество (1,8%).

Таблица 3. Ценность и доступность жизненных сфер (средние значения)

Название сферы

Ценность

Доступность

Счастливая семейная жизнь

8,8

7,2

Наличие верных друзей

7,4

7,3

Любовь

7

7

Материальная обеспеченность

6,6

5,3

Свобода как независимость в поступках и действиях

6,6

6,9

Здоровье

6,3

4,3

Интересная работа

4,8

5,6

Понимание себя, гармония с собой

4,7

4,9

Познание как возможность расширения кругозора

4,4

4,8

Стремление к идеалу

3,4

3,6

Активная жизнь

3,2

5,8

Творчество

2,6

3,2

Рассматривая корреляции, существующие между значимостью для подростков жизненных сфер, можно выделить 3 группы подростков. Для первой группы характерен выбор таких жизненных сфер и ценностей как счастливая семейная жизнь, любовь и наличие хороших и верных друзей. Для второй группы подростков наиболее значимыми являются материальное благополучие и интересная, престижная работа. Третья группа подростков ориентированна на значимость гармонии с собой, понимания себя, собственного здоровья.

Результаты проведенного нами опроса показали, что ведущими ориентационными ценностями современных подростков являются счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, любовь, материальная обеспеченность и здоровье. С другой стороны подростки недооценивают важность таких сфер, как активная жизнь и творчество. Выраженное превышение важности таких сфер, как здоровье, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность над их доступностью свидетельствует о наличии внутренних конфликтов в этих областях.

При ранжировании подростками качеств человека по критерию жизненной значимости выявлено, что подросткам 12-13 лет наиболее значимыми представляются следующие качества:

1.    Умение самостоятельно учиться, работать (58%),

2.    Целеустремленность (50%).

3.    Честность (46%)

4.    Трудолюбие (43%)

5.    Знание языков (37%)

Суммарно по 5 первым рангам данные представлены на рисунке № 1.

Наименее значимы следующие личностные качества: критичность мышления (63%), гражданское мировоззрение (60%), потребность в поиске смысла жизни (44%), моральная зрелость (40%), творческая одаренность (38%), чувство собственного достоинства (33%).

Старшие подростки (14-16 лет) наиболее ценными характеристиками назвали:

1.    Умение самостоятельно учиться, работать (62%),

2.    Целеустремленность (62%),

3.    Чувство собственного достоинства (46%),

4.    Прочные знания по предметам (40%),

5.    Всесторонняя развитость, эрудиция (38%).

6.    Умение применять свои способности наиболее выгодно для себя и окружающих (34%).

Наименее значимыми старшими подростками названы следующие качества личности: гражданское мировоззрение (68%), моральная зрелость (60%), критичность мышления (54%), потребность в поиске смысла жизни (46%}, творческая одаренность (42%), милосердие (36%). Всем подросткам более значимыми представляются такие качества личности, как целеустремленность, умение самостоятельно учиться и работать, а наименее значимыми - гражданское мировоззрение, моральная зрелость, критичность мышления, творческая одаренность и потребность в поиске смысла жизни.

Рис 1. Ранжирование подростками 12-13 лет качеств по критерию жизненной значимости (1- знание языков; 2 - умение самостоятельно учиться, работать; 3 - прочные знания по учебным предметам; 4 - всесторонняя развитость, 5 - трудолюбие; 6 - целеустремленность; 7 - любознательность. 8 - честность: 9 - милосердие. 10 - внимательность; 11 - профессиональное определение; 12 - творческая одаренность; 13 - решимость; 14 -умение применять свои способности наиболее выгодно для себя и окружающих; 15 - стремление к успеху; 16 - гражданское мировоззрение; 17 - моральная зрелость; 18 - критичность мышления; 19 - потребность в поиске смысла жизни; 20 - чувство собственного достоинства).

Данные по пяти первым рангам представлены на рисунке 2.

Рис 2. Ранжирование подростками 14-16 лет качеств по критерию жизненной значимости (обозначения как на рис.1).

Сравнительный анализ содержания идеалов и нравственных установок личности современных подростков и подростков 70-х - 80-х годов позволил выявить ряд изменений, которые говорят об усилении прагматического аспекта и уменьшение роли романтического в идеалах современных подростков. Рассматривая вопрос об источниках выбора идеала, можно отметить, что в сравнении с данными, полученными в восьмидесятых годах (Судаков Н.И., 1982, Кайгородов Б.В., 1988) значительно уменьшилась доля представленности в идеале подростка образа учителя Практически не представлены в идеале современного подростка и образы героев художественной литературы образы знаменитых людей прошлого и образы известных современников (кроме актеров и музыкантов). Обращаясь к вопросу о ценных качествах человеческой личности, с сожалением приходится констатировать тот факт, что такие качества личности, как патриотизм, наличие цели в жизни, настойчивость, сила воли, отмеченные подростками 70-х - 80-х годов как высокоценные (Якобсон П.М., 1975, Судаков Н.И., 1984), не названы ни одним из опрошенных нами подростков в числе ценных качеств человеческой личности. Современные подростки отказались от многих ценностей, провозглашаемых ранее высокозначимыми для нашего общества. Для подростков утратили свое значение такие прекрасные качества человеческой личности, как милосердие, стремление к поиску смысла жизни, гражданское мировоззрение, нравственная зрелость и многие другие.

Сравнительный анализ содержания нравственных установок личности в отношении характера поведения и способа действия в различных жизненных обстоятельствах современных подростков и подростков семидесятых годов позволяет выявить ряд изменений, показывающих усиление прагматического аспекта в идеалах подростков. Об этом свидетельствует тот факт, что только 48,1% опрошенных нами подростков (по сравнению с 79% подростков 70-х годов) отвергают возможность материального благополучия, если она связана с бедностью духовной жизни и внутреннего мира человека. Только 16,7% современных подростков принимают для себя то, что если духовная жизнь содержательна, не имеют значения материальные трудности (29% - в 1975 году) То, что карьеру можно и нужно делать, не стесняясь в средствах, принимают для себя 48% опрошенных нами подростков (только 21% подростков семидесятых годов принимали для себя подобную возможность).

Полученные данные показывают также возросшую потребность подростков в признании, одобрении, уважении других людей и общества в целом. Данные показывают, что даже такие значимые для современных подростков жизненные сферы, как материальное благополучие, хорошая карьера отвергаются подавляющим большинством подростков, если это связано с отсутствием признания со стороны близких людей и социума. Следует отметить, что современный подросток по сравнению со сверстником 70-х годов более ориентирован на счастливую семейную жизнь, личное благополучие, чем на интересную, творческую, престижную работу.

Понимание себя неразрывно связано с пониманием смысла и направления собственной жизни. Прежде чем рассматривать вопрос о влиянии идеала на развитие самопонимания подростка, охарактеризуем некоторые аспекты понимания подростками смысла собственного существования. Полученные данные свидетельствуют, что испытуемые дифференцируют смысл жизни как понятие и как личностное образование, смысл собственной жизни. Анализируют понятие «смысл жизни» 67,7% 12-13-летних подростков, 75% старших подростков и 95,7% студентов (остальные испытуемые затруднились ответить). При этом лишь 54,8% младших подростков, 40% старших и 65,7% студентов могут прояснить для себя, определить смысл собственной жизни.

Очевидно, что способность анализировать понятие «смысла жизни» линейно возрастает в зависимости от возраста испытуемых, что связано с общим когнитивным развитием личности. В то же время характерно, что именно старшие подростки в ответственный период выбора будущей профессиональной и личностной перспективы испытывают наибольшие трудности в определении смысла собственного существования.

Анализируя понятие смысла жизни 52,4% младших подростков, 53,3% старших подростков и 64,3% студентов раскрывают его в общем виде (обобщенный характер), 47,6%, 46,7% и 31,4% соответственно конкретизируют это понятие. При конкретизации наиболее значимыми смыслами выступают для 12-13-летних подростков: познавательные (познание жизни, получение образования) - 50% испытуемых, широкие социальные (быть полезным обществу, своей стране) - 40%, индивидуальные (здоровье, карьера, личное благополучие) - 30%.

Для группы старших подростков можно выделить следующие смыслы: групповые (семья, дети, общение с друзьями) - 57,5%, индивидуальные (здоровье, карьера, личное благополучие) - 57,5%, широкие социальные (быть полезным обществу, своей стране) - 28,6%. Показательно, что широкие социальные смыслы (служение обществу, стране), представленные при анализе понятия смысла жизни достаточно значимыми, не встречаются в ответах испытуемых, когда они определяют смысл собственной жизни. Данные показывают, что осознаваемый объективный смысл человеческой жизни не всегда совпадает и соответствует смыслу принятому, субъективной индивидуальной программе жизни личности.

Рассматривая источники, факторы, влияющие на становление понимания смысла жизни, для всех групп испытуемых можно выделить два наиболее значимых: собственный жизненный опыт (отметили 19,3% 12-13-летних , 60% 15-16-летних подростков, 54,3% студентов), пример родителей (48,4% 12-13-летних подростков, 25% старших подростков и 30% испытуемых студенческого возраста). Легко заметить, что от младшего к старшему подростковому возрасту растет число тех подростков, для кого наиболее значимым фактором в становлении понимания смысла жизни является собственный опыт и соответственно уменьшается число тех, для кого основным фактором является пример родителей. Влияние оказывают также отношения со сверстниками и СМИ. Следует отметить также, что наименьшее значение при формировании понимания смысла жизни современными подростками и молодыми людьми имеют такие источники, как чтение произведений художественной литературы и общение с педагогами.

Таким образом, понимание смысла жизни является одним из новообразований подросткового возраста. В период становления смысла жизни проявляется большое разнообразие его содержания, складывается иерархия определенных жизненных смыслов, происходит их ориентация на главный жизненный смысл, который воплощается в реальных жизненных ситуациях. Автором сделана попытка выявить характер взаимосвязи структуры идеала подростков и особенностей определения ими понятия смысла жизни.

Таблица 4. Зависимость характера определения смысла жизни от структуры идеала (%)

Характер определения смысла жизни

Структура идеала

Обобщенный

Конкретизированный

Нет ответа

12-13 лет

14-16 лет

12-13 лет

14-16 лет

12-13 лет

14-16 лет

Конкретный

12,5

2,1

15

10,5

15

4,2

Обобщенный

5

19

5

6,3

12,5

2,1

Конкретизированный

5

4,2

5

33,6

2,5

-

Нет ответа

5

2,1

5

4,2

12,5

12,6

Поученные результаты свидетельствуют, что существует зависимость между структурой идеала и характером определения смысла жизни. Для тех, кто обобщенно отвечают на вопрос об идеале, характерен обобщенный ответ о смысле жизни человека, при этом они затрудняются с конкретизацией собственного смысла жизни. Если по структуре идеал конкретизированный, то и определение понятия смысла жизни тоже конкретизировано, при этом у опрощенных не возникало затруднений при прояснении данного понятия по отношению к собственной жизни. На наш взгляд, это говорит о том, что формирование идеала подростка как смыслового образования личности способствует развитию самопонимания подростка как понимания им смысла собственного существования.

Понимание себя включает и способность отвечать на причинные вопросы относительно своего характера, своих желаний и возможностей, перспектив развития и отношения к другим людям. Полученные данные позволяют отметить характерную для младших подростков ориентацию на мнение референтной группы при оценивании собственных качеств и возможностей (r =0,76). Представления о ценных качествах идеала тесно связаны с представлениями о привлекательных качествах сверстника (r =0,72). Об ориентации младших подростков на идеал свидетельствует корреляция идеала и представлений о своем будущем (r =0,67).

В среднем подростковом возрасте (12 - 13 лет) оценка своих качеств и особенностей наиболее тесно коррелирует с представлениями о будущих перспективах (r =0.63") и идеале (r =0,59). Зависимость от оценки других людей несколько ослабевает (r =0,52), что связано, по-видимому, с преобладанием на данной стадии подросткового возраста процессов индивидуализации над процессами адаптации. Для старших подростков сохраняется тенденция оценивать свое настоящее Я во взаимосвязи с Я - будущим (r =0,6) и представлениями о своем идеале (r =0,54). Вместе с тем более тесная корреляция отмечается между суждениями о собственных качествах, особенностях и ожидаемой оценкой референтных лиц (r =0,66), что подчеркивает возросшую значимость для старшего подростка необходимости адаптации в социальной среде.

От младшего к старшему подростковому возрасту зависимость идеала от оценки, мнения референтной группы последовательно уменьшается (в младшем подростковом возрасте r =0,59, для подростка 12-13 лет r =0,49, в старшем подростковом возрасте r =0,45. для группы студентов r =0,42). С возрастом ослабевает также ориентация подростков на мнение референтной группы при построении плана собственного будущего (r =0,62, r =0,54; r =0,51, r =0,49 соответственно). Наиболее высокий показатель корреляции (r =0,71) между идеалом Я и представлением о собственном будущем наблюдается в старшем подростковом возрасте, что связано с актуализацией потребности в самоопределении и выборе своей жизненной перспективы. Значимая связь между оценкой Я и идеалом отражает стремления старших подростков соответствовать своему идеалу (для всех полученных дачных р< 0.005). Таким образом, по мере развития самосознания подростка все большее значение при определении жизненных планов начинает приобретать идеал.

Результаты показывают, что связь Я - идеального и Я - реального последовательно ослабевает от младшего подросткового к студенческому возрасту (r =0,66, r =0,59. r =0,54, r =0,42 соответственно). Увеличение разрыва Я - реального и Я - идеального говорит о растущей способности видеть пути развития собственной личности, реалистически оценивать имеющиеся недостатки и проблемы. Соответствие реальных представлений подростков о себе с образом идеального Я, их отношение к своим перспективам и к оценке со стороны других людей, общества в целом, являются важными показателями социально-психологического статуса современного подростка, а также средством диагностики потенциальных конфликтов в будущем.

Выводы:

1.    По мере взросления подростка его идеал наполняется новым психологическим содержанием. Время выбора жизненной перспективы делает подростка особенно чувствительным к таким качествам человеческой личности, как ответственность, доброта, честность, самостоятельность, ум, уверенность в себе.

2.    Сравнительный анализ содержания идеалов и нравственных установок современных подростков и подростков 70-х - 80-х годов позволил выявить ряд изменений, которые свидетельствуют об усилении прагматического аспекта и уменьшении роли романтического в идеалах современных подростков. Полученные результаты свидетельствуют, что подростки отказались от ценностей, которые были значимы для предшествующего этапа развития нашего общества (патриотизм, гражданская ответственность, милосердие).

3.    Значимая связь между оценкой Я, идеалом и представлениями о будущем отражает стремление подростков соответствовать своему идеалу. От младшего к старшему подростковому возрасту все большее значение при определении жизненных планов начинает приобретать идеал. Подросток ориентируется на свой идеал при определении жизненных планов и перспектив, стремится выработать и совершенствовать у себя качества и черты характера, присущие идеалу.

4.    Развитие идеала подростка как смыслового образования личности способствует пониманию им смысла собственного существования. Конкретизированные определения смысла жизни чаще соответствуют конкретизированному по структуре идеалу, при этом у подростков не возникает трудностей с пониманием смысла собственной жизни.

5.    Формирование нравственного идеала способствует развитию самопонимания подростка, понимания им собственных качеств, мыслей и чувств, своих отношений с другими людьми, смысла собственного существования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1.    Формирование нравственного идеала как фактор развития самопонимания в подростковом возрасте. // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1997. С. 43.

2.    Некоторые особенности понимания смысла жизни в подростковом возрасте. «Материалы Всероссийской научной конференции «Астраханский край: история и современность». Астрахань, 1997. С. 170-172.

3.    Некоторые аспекты проблемы соотношения Я-реального и Я-идеального в структуре самосознания личности. // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга, 1998. С. 223-225. (в соавтор.)

4.    О некоторых аспектах проблемы самопонимания личности. // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1998. С. 30.

5.    Особенности формирования Я-идеала и Я-будущего в подростковом возрасте. // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1999. С. 30.

6.    Понимание себя как смысловая характеристика человеческого существования. Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 2000. С. 14.

7.    К вопросу о проблеме самопонимания личности 'Гуманитарные исследования. Астрахань, 2001. .№ 1. С. 18-23.

8.    Влияние культурно-исторической среды на нравственные представления подростков. // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 2001.С. 31.



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика