Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции

Диссертант: Семенюк Любовь Мирчиевна
Год защиты: 1991
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Фельдштейн Д.И.
Ведущее учреждение: АПН СССР
Место выполнения: Ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

СЕМЕНЮК Любовь Мирчиевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО КОРРЕКЦИИ

общая характеристика работы

Актуальность темы. Напряженная социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений и личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного, поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Андреева Г.М., Знаков В.В., Еникополов С.В., Колчина Д.П., Левитов НД., Романин Е.В., Рощин С.Е., Румянцева Т.Г.), в том числе и рассматривавших особенности делипквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, Д.Л. Фельдштейн и др.). В психолого-педагогических аспектах работы о агрессивными подростками вычленяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения подростка:, организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействия на окружающую их среду, в том числе семью и пр. Необходимость изучения реальных психологических причин агрессивности растущих людей, определения условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливают актуальность настоящего исследования.

Его предметом является агрессивность как специфическое по форме и содержанию личностное отношение подростков, проявляющееся в соответствующем поведении, нерешающем нормы и правила с существования детей и взрослых, причиняющем им ущерб или вызывающим у них психические дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.

Объектом данного исследования стали половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста (в 10-11, 12-13, 14-15 лет).

Цель исследования заключается в раскрытии психологических особенностей агрессивного поведения подростков, определении возможностей его нивелирования и преодоления.

Гипотеза исследования состоит в том, что агрессивные проявления в личностных характеристиках и поведения подростков, обусловливаясь не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами, требуют для коррегирования и преодоления целенаправленного включения 10-15-летних детей в задаваемую систему социально полезной деятельности. Специальным образом организуемая социально полезная деятельность создает благоприятные условия для нивелирования агрессивности подростков, так как она (эта деятельность) порождает психологическую ситуацию, обеспечивающую такое направленное воздействие на личностное развитие, при котором усиливается активизация свойственных данному возрасту потребностей в самоутверждении, самореализации.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы агрессивности и ее решения в отечественной и зарубежной психологии.

2. Раскрыть специфику агрессивных проявлений в личностном развитии и поведении детей на разных стадиях подросткового возраста.

3. Выявить половозрастные и индивидуальные особенности агрессивности подростков из разных социальных слоев общества.

4. Определить психологические условия коррекции и преодоления агрессивного поведения подростков.

Методологической основой исследования явились принятые в советской психологической науке представления об общественной сущности человека как личности, а также общетеоретические положения о закономерностях психического развития в системе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Е. Давыдов), особенностях развития ребенка в подростковом возрасте (Л.Л. Божович, Д.И. Фельдштейн) и психологической сущности социально полезной деятельности как ведущей на подростковом этапе онтогенеза (Д.Л. Фельдштейн).

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий наблюдение, анкетирование, анализ сочинений де­тей на заданную тему, беседы с подростками, их родителями и учителями. Вместе с тем применялся специальный тест склонности к риску, «Фрейбургская» анкета и другой инструментарий. Для определения разных форм агрессивности и враждебных реакций использовался опросник Басса-Дарки (по этому опроснику было обследовано 2000 подростков). Причем агрессия (как ферма поведения) и агрессивность (как психологическое обра­зование) изучалась не изолированно, а в связи с другими данными, характеризующими личность подростка. При этом учитывались демографические, социо-культурные факторы и психологические характеристики испытуемых.

Экспериментальное исследование включало два этапа: а) констатирующий, когда изучались психологические особенности агрессивного поведения детей на разных стадиях подросткового возраста (в 10-11, 12-13, 14-15 лет), отдельно мальчиков и девочек из разных социальных слоев населения, причины такого поведения и б) формирующий, где было созданы условия для коррекции агрессивных проявлений подростков.

Базой экспериментального исследования явились средние школы г. Кишинева и ряда районных центров Республики Молдова.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в диссертации определены психологические причины, приводящие к деструктированности личности подростка, деформации его потребностно-мотивационной сферы, порождающие агрессивность как компенсацию личностной ущербности.

В работе раскрыты определения агрессии и агрессивности, основанные на фундаментальных психологических принципах, дан содержательный анализ этих понятий.

Практическая значимость исследования связана с определением условий и механизма коррекции агрессивного поведения подростка. Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ, профтехучилищ, работниками домоуправлений, инспекций по де­лам несовершеннолетних, родителями и общественностью, встречающимися с агрессивным поведением подростков. Материалы исследования включены в специальные курсы по методике воспитательной работы, читаемые в педагогических институтах и в институтах усовершенствования учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Агрессивное поведение подростков формируется под влиянием соответствующих социально-психологических условий.

2. Наиболее сензитивным для развития агрессивного поведения является подростковый возраст.

3. В силу низкого уровня общих способностей, высокого уровня тревожности, самостоятельности и неадекватности оценок, высокого уровня интровертированности, агрессивный подросток иначе нежели другие школьники, воспринимает и интерпретирует внешние ситуации: обыкновенные ситуации чаще интерпретирует как жизненно важные и провоцирующие к агрессии или воспринимает в них больше, нежели другие, раздражителей, вызывающих состояние агрессии, легко интерпретирует ситуацию как фрустрирующую или угрожающую.

4. Личность агрессивных подростков претерпевает позитивные изменения в процессе целенаправленного включения в систему социально признаваемой деятельности, обеспечивающей их самоутверждение.

Апробация работы и внедрение в практику. Основные по­ложения и результаты исследования докладывались на Всесоюз­ных научных сессиях НИИ общей и педагогической психологии АИ СССР (1989, 1990, 1991), а также использовались в лекциях для учителей гг. Кишинева и Балашихи (Моск.обл.). Материалы исследования нашли отражение в пяти публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, описка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Среди множества теоретических подходов к исследованию агрессии в современной психологии условно вычленяются - этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористический. При этом в этологическом и психоаналитическом подходах зримо проявляется биологизаторское понимание агрессивности как врожденного инстинкта. Так, следуя сформулированному Торпом (Torp) весьма спорному положению о том, что "вряд ли в поведении животных можно найти хотя бы один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей", этологи рассматривают и агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию, пытаясь использовать данные, полученные при изучении поведения животных, для объяснения поведения людей, без учета того, что человек является принципиально отлитым живым существом, уже в силу того, что наделен сознанием и живет в человеческом обществе. Преувеличение роли инстинктивных механизмов в поведении людей можно наблюдать и у многих представителей психоанализа. Они также считают, что агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдением за жесткими действиями, разрушением не одушевленных предметов, участием в спортивных соревнованиях, достижением позиций до­минирования, власти и пр.).

Фрустрационные концепции исходят из того, что агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели. При этом ряд авторов, например, Берковиц (Веrkowitz), Мак-Нейл (Mc Neil) и др., модифицируя данный подход утверждают, что, во-первых, фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; во-вторых, даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в-третьих, выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Следует отметить, что вопрос о том, не связана ли агрессия в каждом конкретном случае о фрустрацией закономерен, но это вовсе не означает, что между агрессией и фрустрацией необходимо имеется неразрывная связь. Прежде всего, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Кроме того, фрустрация часто агрессией не сопровождается, она имеет многообразные проявления, в том числе и толерантность, при которой всякая мысль о нападении исключается.

Наиболее известный представитель бихевиористского подхода к агрессии Арнольд Басс (Buss A.), определив фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения, ввел понятие атаки-акта, поставляющего организму враждебные стиму­лы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. Он указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Это, во-первых, частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен; во-вторых, частое достижение успеха путем агрессии; в-третьих, культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчать развитие у него агрессивности; в-четвертых, особенности темперамента, такие как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость. (По Бассу, независимость имеет отношение к стремлению к самоуважению и защите от группового давления; важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию). Другой известный представитель поведенческого подхода А.Бандура (Bandura A.) утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания.

Необходимо подчеркнуть, что в бихевиористском подходе к изучению агрессии содержится ряд важных положений: учет различий между отдельными видами агрессии (физической, вербальной, прямой, косвенной); разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, которая является как источником, так и стимулятором агрессивного поведения; неоднозначность результатов примене­ния наказания, как способа подавления агрессии и др.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняю­щее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженнос­ти, страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе о целью захвата. Вмес­те с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко вы­ражено, например, в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более "затаенным", имея форму скрытого недоброже­лательства и озлобленности. Типичное состояние агрессии ха­рактеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». До­вольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). При этом агрессивные действия выступают либо в качестве средства достижения какой-нибудь значимой цели; либо способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; либо способа удовлетворения потребности в самореализации и само­утверждении. Что же касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исклю­чением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменя­емыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями, хотя и порицаемая правом и господст­вующей нравственностью.

Не случайно наиболее сензитивным к проявлению агрессивности является подростковый возраст - остропротекающий период перехода растущего человека из собственно детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую социальную пози­цию, в которой реально формируется его сознательное отноше­ние к себе как члену общества. При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жес­токость, повышенная тревожность, являются следствием не ка­кой-либо генетической предрасположенности, изначальной аг­рессивности и пр., а выступают в большинстве случаев лишь как ситуации замещения при неприятии подростка в мир социально- значимых отношений взрослых, как ситуации совместного переживания непонятности ими. Причем, подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится иг­рать определенную социальную роль не только среди сверстни­ков, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который многие подростки прибегает и к агрессивным формам поведения. Эти формы провоцируются также различными средствами массовой информации, референтными уличными группами сверстников (где задиристость, агрессивность часто рассматривается как доказательство мужественности, самостоятельности) и деформацией семьи, которая не только, не создает у части детей чувства психологической защищенности, но и способствует развитию грубости, демонстративного непо­виновения.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, что четко прослеживается, в частности, в различ­ном проявлении агрессивности подростков (физической, косвен­ной, вербальной и негативизма) на разных стадиях этого воз­раста.

Так, выяснилось, что у детей 10-11-летнего возраста пре­обладает физическая агрессивность и менее всего выражена аг­рессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм по сути находятся на одной ступени развития. У под­ростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности, тогда как агрессивность косвенная, хотя и да­ет существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная аг­рессивность (72%), на 20% превышая это форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность, же физическая и кос­венная повышаются не существенно, так же как и уровень нега­тивизма.

В целом, на воем протяжении подросткового периода наблю­дается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербаль­ные формы агрессивности в негативизм (см. табл.1 и рис.1).

Таблица I

Проявление различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

№№

Возрастные группы

Форма агрессивности

физическая

косвенная

вербальная

негати­визм

1

10-11-летние подростки

49%

32%

44%

45%

2

12-13-летние подростки

56%

48%

51%

64%

3

14-15-летние подростки

61%

51%

72%

65%

Анализ полученных данных позволяет отметить выпукло вы­раженное влияние социального окружения, прежде всего, семьи, на характер и уровень агрессивности подростка (см. табл.2).

Дело в том, что дети подросткового возраста особенно за­висимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из опре­деляющих элементов микросреды в отношениях, складывающихся в которой, формируется личность, является семья. При этом ре­шающим является не ее состав - полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми.

Оказалось, что уровень физической агрессивности наиболее выражен у детей из рабочей среды - рабочие промышленных пред­приятий, шахтеры, строители, сельские механизаторы (67-70%). Вместе с тем у них отмечается минимальный уровень негативиз­ма (20-40%). Вербальная агрессия типична для большинства подростков из среды служащих (среднего звена) и подсобных работ­ников учреждений народного образования (прачки, уборщицы) - 75%. В то же время эти дети отличаются сравнительно невысоким уровнем физической агрессивности (30-40%). По уровню косвен­ной агрессивности на первом месте подростки из седей подсоб­ных работников детсадов, школ (65%) л семей руководящих слу­жащих (67%). Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих служащих (директора, гл. инженеры, начальни­ки отделов и пр.) – 90% и из семей интеллигенции (врачи, учи­теля, инженеры) – 80%.

Таблица 2

Проявление агрессивности у подростков из разных социальных слоев населения

№№

Социальные слои

Физ. грес.

Косв. грес.

Верб. грес.

негативизм

1.

Из семей рабочих промыш. предприятий

70%

45%

50%

30%

2.

Из семей строителей

65%

55%

60%

40%

3.

Из сельских механизаторов

67%

60%

65%

20%

4.

Из семей подсобных работников детсадов, школ (прачки, уборщицы).

30%

65%

75%

50%

5.

Из семей служащих «среднего звена»

40%

45%

75%

60%

6.

Из семей руководящих служащих

60%

67%

35%

90%

7.

Из семей торговых работников

20%

30%

25%

10%

8.

Из семей интеллигенции (учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%


Агрессивность 10-11-летних детей, проявляемая в разных формах

Условные обозначения:

- физическая агрессивность

~ косвенная агрессивность

\ вербальная агрессивность

ü негативизм

Менее всего выражена агрессивность у подростков из среды торговых работников, а наиболее агрессивными являются дети из семей сельских механизаторов. Видимо в первом случае сказывается не только материальное благосостояние семей, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. Во втором же случае подростки, как правило, становятся свидетелями пьянства, хулиганства, грубости в семейных и внесемейных отношениях.

Представляется, что проведенное рассмотрение проявления разных форм агрессивности на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоев населения, имеет не толь­ко психолого-теоретическое, но и практическое значение, поз­воляя педагогам ориентироваться в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, учитывая особен­ности семейного влияния, воздействия микросреды. И психологу-исследователю, и педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склонность их к раздра­жению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность. Причем знать в динами­ке развития, характерной для подросткового периода, когда аг­рессивность детей и ее проявления в разных формах поведения отличаются специфическими особенностями, типичными для мальчиков и девочек (см. табл. З, рис.2).

Таблица 3

Проявление различных форм агрессивности, у мальчиков и девочек подросткового возраста

№№

Формы агрессивности

Пол и возраст подростков

10-11лет

(мальчики/

девочки)

12-13 лет

(мальчики/

девочки)

14-15 лет

(мальчики/

девочки)

1.

Физическая

70/30

59/38

61/59

2.

Косвенная

40/25

49/41

39/59

3.

Вербальная

62/38

52/49

81/60

4.

Негативизм

68/36

69/62

82/52


Агрессивность 12-13-летних подростков, проявляемая разных формах

Условные обозначения:

физическая агрессивность

косвенная агрессивность

вербальная агрессивность

негативизм

Физическая агрессивность, например, проявляется у 60-70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отме­чается лишь у 30-56%. В то же время необходимо отметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности с 70% в 10-11 лет до 61% в 14-15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10-11 лет до 38% в 12-13 лет и 56% в 14-15 лет.

Вербальная агрессивность отмечается у 62-82% мальчиков и 38-60% подростков-девочек. При этом в 12-13 лет у мальчи­ков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности. Тог­да как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличе­нию: 38% в 10-11 лет; 49% в 12-13 лет и 60% в 14-15 лет.

Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68-82%), наблюдаясь только у 36-60% девочек этого возраста.

Бри спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от 10 до 15 лет) идет возрастание ее у девочек - от 25% в 10-11 лет до 59% в 14-15 лет.

Наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых превалирует физическая агрессивность - 70%, при негативизме в 68% и вербальной агрессивно­сти в 62%. Однако к 14-15 годам у мальчиков на первый план
выходят вербальные формы агрессивности (81%) и негативизм
(82%). При этом физическая агрессивность снижается до 61%,
а косвенная составляет лишь 39%.

В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая-агрессивность - от 30% в 10-11 лет до 56% в 14-15 лет; резко растет агрессивность косвенная - от 25% в 10-11 лет до 59% в 14-15 лет и агрессив­ность вербальная - с 38% в 10-11 лет до 49% в 12-13 лет и 60% в 14-15 лет. Вместе с тем у девочек несколько затухает при переходе со второй на третью стадию подросткового периода (от 13 к 14-15 годам), негативизм - от 62% до 52%. Отсюда проистекает необходимость более детального изучения особен­ностей именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

При этом агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками, что потребовало не просто рассмот­рения их индивидуальных различий, но и установления сход­ных свойств, качеств, для разработки определенной, хотя бы условной типологии.

Оказалось, что агрессивные подростки, при всем разли­чии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам отно­сится бедность ценностных ориентации, их примитивность, от­сутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустой­чивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального разви­тия, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная гру­бость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается край­няя самооценка (либо максимально положительная, либо мак­симально отрицательная), повышенная тревожность, страх пе­ред широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведе­ние. Вместе о тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, де­монстрации своей самостоятельности, взрослости.

Обширные материалы, добытые автором, во-первых, на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с товарищами, взрослыми, его особенностях, взгля­дах, различных сторонах поведения; во-вторых, в процессе проведения тестирования, анкетирования, обследования самих детей о помощью опросников, сочинений и включенного наблюдения, позволили составить исходные психологические характе­ристики, давшие возможность условно выделить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комп­лекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей к отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются ти­пичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведе­нии преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализ­мом, желание занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших, их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражигельность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, от­ношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью инте­ресов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти де­ти не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их пове­дении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличают­ся слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кру­гом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед бо­лее сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Проведенная ориентировочная классификация агрессивнос­ти подростков, основывающаяся на комплексе свойств, типичных для определенной группы детей, позволила не только глубже распознать причины отклонений в их личностном развитии и по­ведений, но и наметить типологию приемов воспитательной ра­боты.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, сво­ей позиции как взрослый, среди взрослых, мы стремились обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая ле­жит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает воз­можности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, как известно, Д.И. Фельдштейн вычленил соци­ально полезную деятельность. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей. Внешне задаваемая, педагогически "на­вязываемая" подростку социально полезная деятельность, когда она выступает для него как самостоятельно организуемая, способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожидани­ям растущего человека, его потенциям; с другой, предоставля­ет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.

Основные принципы, формы и методы построения такой дея­тельности, отработанные в условиях воспитания подростка " в норме", потребовали значительной корректировки при включении в нее агрессивных подростков. Эта корректировка была проведе­на на основе вышеизложенной типологии агрессивных подростков.

В процессе исследования установлено, что для воздействия на первую группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный ха­рактер социальной значимости выполняемых дел, организация ра­боты в небольших коллективах по 2-3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к просоциальной деятельности , но и изменению отношений к делу, к себе, к товарищам и взрослым. Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчерк­нутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, инте­ресам, включение их не только в исполнительскую, но, прежде всего, в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обеспечивают быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конф­ликтные отношения с окружающими. На третью группу подростков особо воздействует ритм и напряженность социально полезной деятельности, вовлечение их в поисковые работа, которые .дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверж­дению, проявлению своего "Я", занятию уважаемого места среди сверстников. Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально-полезной деятельности пробуждение инте­реса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпа коллективной деятельности, при подчеркнутой личной от­ветственности, создают, условия для вхождения этих детей в систему разнообразной социально полезной деятельности.

Выделение нескольких типов агрессивных подростков и ус­ловная типология воспитательной работы с ними позволили це­ленаправленно воздействовать на личность каждого ребенка, помогая, во-первых, опираться на индивидуальные особенности детей, во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом подростков и осуществле­нием индивидуального подхода к конкретному подростку.

Мы убедились в том, что на первом этапе "вхождения" аг­рессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Вернее не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества самих подростков. Именно заинтересован­ность вовлекает подростка в круг коллективных забот, позво­ляя найти достойное место в группе сверстников, удовлетво­ряя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность.

Важную роль в коррегировании агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных моментов в их делах, от чего зависит и темп "стихания" отрицательных моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания по­ложительного опыта является сама продуманная организация социально полезной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся, увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при под­черкнутом доверий, уважении к ним.

Особое психологическое значение приобретает методика рубежей - коллективных, лично-коллективных и личных. Специаль­ная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей опреде­ленный стиль и создает тон, способствующие развитию отноше­ний взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие но­вые формы общения подростков друг с другом и со взрослыми.

Показательно, что включение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению контактных коллективов детей, в которых сокращается число изолированных, противостоящих друг другу групп. Выяснилось, что, преодолевая эгоизм и агрессивность подростков, коллектив, сплоченно действующий по выполнению значимых дел, естествен­но приводит детей к пониманию необходимости известного само­ограничения, возможности поступиться своими желаниями.

Материалы проведенного исследования убеждают в том, что целенаправленно организованная система социально полезной деятельности реально "работает" на нивелирование агрессивно­сти подростков. Причем устойчивость воздействия системы дан­ной деятельности подтверждается не только возникающим у этих детей положительным отношением к делам, нужным другим людям, но и поведением подростков "наедине с собой", возникшими отно­шениями ответственности, взаимной требовательности, товарище­ской взаимопомощи.

Итак, агрессивность подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлет­воренности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрес­сивности подростка влияют и природные особенности его темпе­рамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствую­щие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раз­дражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической органи­зацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, грубости и др.

Включение же подростков в специально организуемую соци­ально полезную деятельность заставляет их пересматривать, кри­тически оценивать свое поведение, отношение к другим людям и к себе, создавая объективные предпосылки для нормального хо­да личностного становления, нивелируя агрессивные проявления.

Основное содержание диссертации нашло отражение в сле­дующих публикациях автора:

1. Пути и формы воспитания трудных подростков // Сб. Проблемы воспитания школьников. Кишинев, 1987.

2. Характер агрессивного поведения современных подростков // Советская педагогика, 1991, № 12.

3. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста (Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам), М., 1991.

4. Методы изучения агрессивности подростков. М., 1991.

5. Психологические условия коррекции агрессивного поведения подростков. М,, 1991.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru