Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Педагогическое значение патогенетического подхода М.С. Певзнер в изучении и обучении детей с нарушением интеллекта

Диссертант: Смирнова Ирина Геннадьевна
Год защиты: 2002
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 13.00.03 - Специальная педагогика
Научный руководитель: Агавелян Р.О.
Ведущее учреждение: Челябинский государственный педагогический университет
Место выполнения: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Оппоненты: Дмитриев А.А. Алмазова О.В.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

Смирнова Ирина Геннадьевна

ПУДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАТОГЕНИЧЕСКОГО ПОДХОДА М.С. ПЕВЗНЕР В ИЗУЧЕНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в изучении и обучении детей с нарушениями интеллекта. Сформирована самостоятельная отрасль науки - олигофренопедагогика, зарождение которой относится ко времени начала организованного обучения детей с олигофренией разных категорий в специальных учреждениях соответствующих типов. Создана дифференцированная система специального '   обучения и воспитания, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста с разной структурой дефекта.

В России имеются значительные достижения в педагогическом, психологическом, клиническом, генетическом и нейрофизиологическом изучении детей с нарушениями интеллекта. В нашей стране впервые был разработан патогенетический подход, позволивший оптимизировать целый ряд положений олигофренопедагогики при работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Эффективность использования достижений современной науки в определенной степени зависит от уровня разработки ее категориального аппарата, в котором наиболее существенным фактором может выступать анализ тех теоретических позиций, которые на определенном этапе развития науки имели существенное значение в ее становлении.

В ряду отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А.Власова. РМ Боскис, ГМ Дульнев, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и многие другие), внесших значительный вклад в развитие специальной педагогики, особое место принадлежит МС. Певзнер.

М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, М.С. Певзнер уделяла большое внимание вопросу структуры дефекта, выявляя связь первичного органического дефекта со сложной психопатологической и патопсихологической надстройкой.

Научное наследие М.С. Певзнер до конца еще не изучено, однако уже сейчас можно со всей обоснованностью выделить несколько направлений современной коррекционной педагогики, развитие которых во многом зависит от творческого переосмысления идей М.С. Певзнер.

М.С. Певзнер доказала, что детям с олигофренией независимо от структуры дефекта свойственно развитие в процессе обучения. Коррекционное обучение способствует не только формированию социально-значимых знаний, умений и навыков, но и положительно влияет на их личность при подготовке этих детей к выходу в социальную среду.

Весь дидактический процесс во вспомогательной школе тоже направлен на активизацию принципа динамического развития детей с олигофренией.

Реализация основных принципов олигофренопедагогики в школах УШ типа чаще всего основывается на данных дифференциальной диагностики, которая в свою очередь использует патогенетический подход, разработанный М.С. Певзнер.

В современной олигофренопедагогике понятие педагогическая диагностика расширяется и переходит от процесса обучения к процессу социального формирования личности, который представляет из себя систему многопрофильного, интегративного воздействия.

Кроме того, актуальность данного исследования в значительной степени определяется тем, что любой историографический анализ несет в себе, как минимум, две составляющие - информационно-теоретическую и информационно-прикладную.

Развитие современной коррекционной педагогики, в частности олигофренопедагогики трудно представить без патогенетических составляющих, являющихся основным содержанием информационного поля, лежащего в основе индивидуального подхода к каждому ученику специальной школы.

В современной олигофренопедагогике намечается целый ряд противоречий между:

-острой потребностью процесса обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в профессионалах, способных осуществлять многопрофильную, интегративную и коррекционную работу, включающую дидактические, клинико-диагностические и социальные составляющие и недостаточной развитостью системы подготовки таких специалистов в реальной практике;

-существующей системой специального образования, когда знания о клинической картине и патогенетическом характере интеллектуального нарушения являются не ведущими в формировании профессиональной готовности, а фоновыми и декларируемыми в олигофренопедагогике принципами   взаимосвязи   клинических  показателей   с  практикой педагогического воздействия.

В этой связи возникла необходимость, используя историографический анализ, представить гармоничное сочетание и взаимосвязь патогенетических и дидактических   подходов при разработке коррекционных программ педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта.

Творческий анализ трудов известных дефектологов и представление о научном творчестве М.С. Певзнер способствует решению задач современной олигофренопедагогики, так как исследования в области истории науки позволяют более эффективно развивать теорию и практику в процессе оптимизации обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность данного исследования.

Объект исследования: история развития патогенетического подхода и его роль в организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: Педагогическая значимость патогенетического подхода М.С. Певзнер в олигофренопедагогике.

Цель исследования: анализ основных патогенетических позиций развития психики детей с нарушениями интеллекта в трудах М.С. Певзнер и реализация научного наследия в современной олигофренопедагогике.

Гипотеза исследования: историографический анализ патогенетического подхода при исследовании психических особенностей детей с недостатками развития окажется более значимым для специальной педагогики, если в ходе его определена роль М.С. Певзнер в разработке диагностических критериев отбора детей в специальные учреждения и научно-теоретического обоснования механизма дифференциации в обучении аномальных детей, которые являются перспективными направлениями в развитии специальной педагогики.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Систематизировать научные знания, раскрывающие развитие патогенетического подхода при изучении психики детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Проанализировать этапы развития научного знания о закономерностях психики детей с интеллектуальной недостаточностью в трудах М.С. Певзнер и их влияние на процессы диагностирования и дифференцированного обучения в современной олигофренопедагогике.

Методологической основой исследования является историографический подход междисциплинарного анализа интегративного взаимодействия между определенными отраслями научного знания, способствующими вычленению определенных общих закономерностей нормального и аномального развития; качественного своеобразия развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью (ТА Власова, ЛС. Выготский, Г.М. Дульнев, ДВ. Занков, ВЛ. Лубовский, МС. Певзнер, ВТ. Петрова, БД Пинский, Т.В. Розанова Жй Шиф и другие); современного понимания значения патогенетического подхода в дифференциальной и педагогической диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью, являющихся основой формирования принципа коррекционно-направленного обучения (Г.М Дульнев, В.И. Лубовский, МС. Певзнер, В.Г. Петрова и другие).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- историографический анализ патогенетического подхода при исследовании психических особенностей детей с недостатками развития;

- изучение литературы по проблеме развития психики детей с интеллектуальной недостаточностью; изучение историографической литературы по развитию специального образования, современных исследований, отражающих и развивающих идеи М.С. Певзнер;

- поиск, систематизация и анализ архивных материалов, относящихся к жизни и творчеству М.С. Певзнер;

- изучение трудов М.С. Певзнер по проблемам олигофренопедагогики;

- систематизация научных работ М.С. Певзнер, их влияние на современные методы и критерии диагностики, и развитие процессов дифференциации в специальной педагогике.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем используется историографический подход к исследованию научного наследия М.С. Певзнер, внесшей существенный вклад в развитие коррекционной педагогики и психологии. Проведен:

- обобщенный анализ патогенетических механизмов и теоретических взглядов на проблему развития детей с интеллектуальной недостаточностью в трудах М.С.  Певзнер  и ее практической деятельности  в  области олигофренопедагогики;

- научная биография М.С. Певзнер проанализирована с точки зрения современной   олигофренопедагогики,  проведена  классификация  научных материалов, тематическая выборка которых позволяет впервые четко обозначить роль М.С. Певзнер в области олигофренопедагогики;

- предпринята попытка современного отражения и практического переосмысления теоретических позиций М.С. Певзнер;

- выявлены интегративные идеи М.С. Певзнер, имеющие значение для развития современной науки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем систематизирован и обобщен материал, раскрывающий развитие патогенетического  подхода  при  изучении  детей с интеллектуальной недостаточностью, проанализировано научное наследие М.С. Певзнер и его влияние на процессы диагностирования и дифференцированного обучения в современной олигофренопедагогике.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что оно носит характер историко-педагогического исследования, в котором раскрывается становление патогенетических взглядов М.С. Певзнер на проблему обучения и развития психики детей с интеллектуальной недостаточностью и их влияние на олигофренопедагогику. Представленный анализ развития взглядов М.С. Певзнер способствует более глубокому пониманию теоретических проблем с точки зрения современной науки, вместе с тем помогает решать многие практические задачи диагностики, обучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Материалы диссертации могут быть применены в учебно-воспитательном процессе в специальных школах, использованы педагогами, психологами и медиками, в учебных пособиях по вопросам коррекционной педагогики и психологии, при подготовке и чтении курсов лекций по олигофренопедагогике.

Надежность и достоверность данных, полученных в ходе работы, обеспечивались исходными методологическими позициями, историографическим подходом с применением методов исторического сравнения, сопоставления взглядов разных исследователей, хронологизации.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников   образования   (2001-2002),   Челябинского   государственного университета (2000-2001). Основные положения работы были представлены на региональных научно-практических конференциях (Шадринск, 2000); на Международной межвузовской научно-практической конференции (С-Петербург, 2001); на Всероссийской конференции "Становление личности на современном этапе" (Бийск, 2000); на межвузовских студенческих конференциях (Челябинский государственный университет, 2000, 2001; Университет Российской академии образования, 2001).

Этапы исследования: исследование осуществлялось в три этапа:

На первом (1999-2000) осуществлялся подбор и изучение философской, психологической, медицинской, педагогической литературы, а также историографической литературы по развитию патогенетического подхода при исследовании психолого-педагогических особенностей детей с недостатками развития.

На втором (2000-2001) осуществлялось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, изучались труды М.С. Певзнер в области коррекционной педагогики и психологии. Был разработан методологический аппарат исследования, выдвинуты гипотетические положения исследования, разработана основная концепция исследования, продумывались задачи, позиции о систематизации научного материала в русле вклада М.С. Певзнер в развитие патогенетического подхода.

На третьем (2001-2002) проводился анализ архивных материалов, относящихся к жизни и творчеству М.С. Певзнер, анализ и определение основных научных концепций М.С. Певзнер в области олигофренопедагогики.

На защиту выносятся:

Результаты историографического исследования научного наследия МС. Певзнер, которые оказали решающую научно-теоретическую роль на процессы диагностики аномального развития и дифференциацию в специальном обучении.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (213 источников, в том числе 12 на иностранном языке). Материал изложен на 178 страницах.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены объект и предмет, указана цель, задачи, методы исследования. Формулируется гипотеза, раскрывается научная новизна работы и ее теоретическая и практическая значимость. Изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Проблема патогенетического подхода в развитии психики детей с интеллектуальной недостаточностью в советской дефектологии и его роль в совершенствовании теории и практики специального образования" представлены и рассмотрены патогенетические составляющие при изучении разных категорий детей. Проанализированы психолого-педагогические особенности детей с олигофренией и детей с задержкой психического развития. Рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью.

В целом, в главе представлена связь клинического подхода в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью и коррекционной направленностью специального образования,

В параграфе 1.1. "Патогенетический подход в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью" представлен философский аспект социальной интеграции научного знания по вопросам умственной отсталости и историческая обусловленность сложившейся отрасли науки олигофренопедагогики. Кроме того, использование критериев ценностных ориентации общества по отношению к умственно отсталым лицам позволяет рассматривать систему знаний об умственной отсталости, как отрасли науки во взаимосвязи ее развития с социально-экономическим состоянием страны.

Среди научных разработок, посвященных изучению историко-аналитического аспекта становления олигофренопедагогики, выделяются исследования Х.С. Замского, Л.В. Занкова, Н.Н. Малофеева, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, У.В. Ульенковой, Ж.И. Шиф и др.

Начало патогенетическому подходу положено врачами-психиаярами Э. Сегеном, И Гуггенбюлем, И.В. Маляревским, А.С. Грибоедовым, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо.

Положительным фактором в системе воспитания Э. Сегена является ее направленность на всестороннее развитие личности умственно отсталых детей, ослабление недостатков этого развития, включение ребенка в трудовую жизнь.

Первые удачи в воспитании слабоумных (Э. Сеген, И. Гуггенбюль) послужили стимулом для последующих начинаний в этом направлении.

В России особенности развития умственно отсталых детей начали привлекать к себе пристальное внимание врачей-психиатров и педагогов с середины XIX века.

Среди крупнейших неврологов московской школы широкая известность принадлежит Г.И. Россолимо (1860-1928), который организовал институт детской психологии и неврологии. В этом институте впервые в России были организованы конференции, на которых с участием педагогов проводились клинико-педагогические разборы аномальных детей.

Важную роль в развитии патогенетического подхода играет деятельность В.П. Кащенко. Им было организовано врачебно-воспитательное заведение "Школа-санаторий для дефективных детей". В названии этого учреждения впервые появляется термин "дефективный", которым В.П. Кащенко обозначил недостатки физического и психического развития. Школа-санаторий была не только специальным учреждением, но и первым научно-методическим центром по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями центральной нервной системы.

Опыт работы школы-санатория для дефективных детей служил средством пропаганды среди педагогов вспомогательных школ необходимости сочетания педагогической работы с врачебной при решении специальных задач вспомогательной школы.

Деятельность В.П. Кащенко и работа школы-санатория совпадают со временем открытия в Москве первых вспомогательных классов и школ - учебных заведений для умственно отсталых детей,

В 1920 году в Москве открылись институты по подготовке учителей-дефектологов.

Принципы  обучения  и  воспитания  аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами, врачами (Д.И. Азбукин, В.Н. Бехтерев, А.В. Владимирский, В.П. Кащенко, И.Г. Оршанский и др.).

Особое значение в деле укрепления научных основ невропатологии и психиатрии имело учение академика И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности в норме и патологии. Эти исследования по новому осветили учение об олигофрении, вскрыли структуру дефекта различных форм слабоумия и те патофизиологические механизмы, которые лежат в основе своеобразия познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей.

Подтверждение этому мы находим в трудах А.Р. Лурии, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой.

Стройная система научных фактов, раскрывающая механизмы мозговой деятельности в норме и патологии, является естественно-научным фундаментом не только для медицины, но и для педагогики и психологии.

В параграфе 1.2. "Психолого-педагогические особенности детей с олигофренией" рассматривается роль в понимании развития психики ребенка культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Придавая данной теории, по сути, революционный характер в науке, нельзя игнорировать существование на тот момент ряда теоретических позиций, на которых стояли ученые. И здесь мы усматриваем определенную преемственность в эволюции научного понимания проблем, связанных с вопросами развития психики ребенка. Именно критическое усвоение достижений предшествующих взглядов позволило Л.С. Выготскому по-новому подойти к решению, стоящих в детской психологии проблем, создать такую теорию, которая явилась подлинной революцией и оказавшую мощное влияние на развитие научного познания в педагогике и психологии в целом.

Все предшествующие теории представляли ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному, как процесс простого органического созревания (К. Бюлер, К. Коффка, 3. Фрейд, В. Штерн, А. Гезелл, Э. Торндайк).

В своих трудах Л.С. Выготский показал, что развитие ребенка есть единство биологического и социального.

Многие положения теории Л.С. Выготского развиты его коллегами и последователями (А.Н.  Леонтьев, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Н.А. Менчинская и др.).

Вся последующая система изучения умственно отсталых детей опирается на следующие положения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка, о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при минимальном использовании сенситивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.

Исследования советских дефектологов показывают, что приобретение детьми-олигофренами знаний о природе, общественной жизни и труде людей расширяет познавательные возможности и положительно влияет на формирование их личности, на их трудовую и социальную адаптацию (О.К. Агавелян, ВТ. Петрова, БИ. Пинский, Ж.И Шиф и другие).

Психолого-педагогические вопросы развития познавательной деятельности и личностной, эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей активно изучались В.Г. Петровой, Б.И. Пинским, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф.

Методы экспериментально-психологического исследования детей с целью выявления умственной отсталости и ее качественных особенностей разрабатывались С.Д Забрамной, А.Я. Ивановой, МП Кононовой, Э.А. Коробковой, СЯ. Рубинштейн и др.

Значительную роль в изучении детей олигофренов сыграла серия исследований М. С. Певзнер, отраженная в монографии "Дети-олигофрены".

Пик изучения особенностей развития детей с олигофренией приходится на конец 60-х годов XX столетия, когда были освещены фундаментальные проблемы познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью. Детальное исследование механизмов, лежащих в основе этого развития не были развернуты. Это создавало предпосылки для дальнейших исследований. Подтверждением этому является широкая тематика изучаемых проблем, которые имели значительную научную и практическую ценность (Р.Д. Бабенкова, А.А. Белкин, Г.П. Бертынь, Г.М. Дульнев, АЯ. Иванова, В.В. Коркунов, В.К. Кузьмина, А.Н. Нигаев, ВТ. Петрова. Б.И. Пинский, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова, В.М. Явкин и другие).

В параграфе 1.3. "Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития" говорится о том, что данная категория детей нуждается в глубоком, всестороннем изучении и в организации специальной помощи.

В первые эта проблема была сформулирована как самостоятельная в 50-е г.г. в НИИ психологии АПН РСФСР в связи с изучением вопросов индивидуальных различий школьников в обучении.

Методологическая позиция этого научного направления в общем виде оформилась в советской педагогике и психологии в 20-е - 30-е г.г. в трудах основоположников - П.П. Блонского, Л. С. Выготского, доказавших, что обучению принадлежит ведущая роль в психическом развитии ребенка.

В 1959 г. Н.А. Менчинская ввела в научный оборот термин "обучаемость" и, начиная с 60-х годов, изучение обучаемости как комплексного свойства личности школьника становится главным направлением в работе лаборатории обучения и умственного развития НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В целой системе исследований отечественных ученых раскрывается своеобразие отдельных  психических функций на различных этапах обучения детей с ЗПР. Этим вопросам посвящены исследования Т.А Власовой, Т.В. Егоровой, Г.И Жаренковой. Г.М. Капустиной, К.С. Лебединской, В.И Дубовского, М.С. Певзнер, В.Г Петровой, Р.Д Тригер, У.В. Ульенковой, Н.А Цыпиной, С.Г. Шевченко и др.

Аналогичные работы появились в 70-80 годы по изучению памяти - Н.Г. Поддубная, Н.Г. Лутонян; речи - Е.С. Слепович, Н.Ю. Борякова;

мышления - С.А. Домишкевич; И.А. Коробейников, Т.А. Стрекалова; игровой деятельности - Л.В. Кузнецова; учебной деятельности - Г.И. Жаренкова.

В ряде исследований последних лег представлены модели практических подходов к организации психологической помощи детям с ЗПР, в частности О.В. Алмазовой. До настоящего времени остается актуальной и проблема дифференцированной диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью.

Возникла необходимость создания новых оригинальных диагностических методик, касающихся изучения тех сфер психики, которые ранее мало изучались (Т.Ю. Андрущенко, Е.Н. Васильева, Е.В. Гунина, Н.И. Гуткина, Е.А. Медведев, Т.Н. Павлий, ТА. Стрекалова, Н.В. Карабекова и другие).

На основе комплексного подхода к изучению детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии, позволяющего многоаспектно диагностировать нарушения и своевременно оказывать комплексную помощь О.Н. Усанова рассматривает типологию специального обучения, в том числе для детей с ЗПР.

Модели практических подходов, связанных с интеграцией детей с ЗПР в общеобразовательную среду рассматривали О.В. Защиринская, Е.А. Ямбург.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость выполненных исследований, проблема диагностики и коррекционной работы с детьми с ЗПР, является актуальной до настоящего времени.

В параграфе 1.4. "Вопросы дифференциальной диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью" рассматривается проблема отграничения умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Многочисленные данные, опубликованные в литературе, свидетельствуют о полиэтиологической природе нарушений развития и возможности их возникновения от действия самых разнообразных этиологических факторов. В то же время, в последние годы можно встретиться с фактами пересмотра причин и механизмов возникновения различных видов недостатков у детей. Кроме того, не представляет полной ясности вопрос удельного веса конкретной причины, а, следовательно, затруднено изучение особенностей детей в зависимости от определенного этиологического воздействия, что затрудняет разграничение отдельных форм одноименных дефектов.

Большая заслуга в деле разработки критериев для отграничения умственной отсталости от пограничных, сходных с ней состояний принадлежит Т. А. Власовой, Г.М. Дульневу, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.

Анализ исследований З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, А.М. Гельмонт, Л.С. Славиной показал, что очень часто умственную отсталость отождествляли с неуспеваемостью, вследствие чего наблюдались ошибки, как в диагностике, так и при отборе детей во вспомогательные школы.

В параграфе раскрываются наиболее распространенные причины неуспеваемости, которые не носят стойкого характера и не имеют в основе органических повреждений. Поэтому при диагностике важно установить эту причину и в дальнейшем развивать потенциальные возможности ребенка.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования наиболее сложными в диагностическом отношении, являются дети с ЗПР. Исследования О-В. Алмазовой, Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко и др. выявили ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении.

Ими отмечаются основные черты детей с ЗПР и выявляются характерные особенности, отличающие этих детей от умственно отсталых.

Анализируются критерии, по которым отграничивается умственная отсталость от состояний, вызванных нарушением анализаторов, а также от речевых нарушений.

Таким образом, вопросы дифференциальной диагностики имеют решающее значение для научного обоснования системы дифференцированного обучения различных категорий детей с нарушениями в развитии для осуществления правильного отбора их в специальные школы (Л.В. Занков, Г.М Дульнев, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф).

Процесс дифференциации обучения детей с олигофренией в настоящее время еще не закончен. Современные исследования основываются на результатах, указывающих пути дальнейшей дифференциации в диагностике и системе психолого-педагогического воздействия.

По сути своей дифференциальная диагностика имеет два аспекта:

-диагностика с целью отбора и дифференцированного обучения в специальных школах;

-диагностика с целью оптимизации процесса социальной адаптации.

Отечественная олигофренопедагогика, ее теория и практика развиваются в направлении поисков и разработки все более глубоко индивидуализированного и дифференцированного подхода в духе идей Л. С. Выготского.

Следует сказать, что первые серьезные шаги в дифференциальной диагностике были сделаны с клинических позиций М.С. Певзнер. В дальнейшем этот подход позволил перейти к использованию в дифференциальной диагностике педагогических и психологических исследований, что в свою очередь позволяет решить проблему индивидуализированного обучения с целью более адресных форм коррекции.

Во второй главе "Значение патогенетического подхода М.С. Певзнер в развитии олигофренопедагогики" проанализирован вклад М.С. Певзнер в развитие научного анализа об особенностях детей с интеллектуальной недостаточностью.

Проведен тщательный анализ пути формирования патогенетического подхода в трудах МС. Певзнер. В главе изложены основные положения М.С. Певзнер по комплексному и динамическому изучению разных групп нарушений.

В параграфе 2.1. "Патогенетический подход при изучении интеллектуальной недостаточности в трудах М.С. Певзнер" отражены основные параметры в жизненном и творческом пути М.С. Певзнер, которые способствовали вкладу в развитие олигофренопедагогики, среди которых выделяются:

- высокий профессиональный уровень М.С. Певзнер как большого ученого;

- эффективность профессиональной деятельности, определяющаяся уровнем общей культуры, в которой в первую очередь выделяется творческая активность;

- этико-эстетическая культура.

Реализация этих принципов подтверждается в научной биографии МС. Певзнер

Большую ценность представляют взгляды М.С. Певзнер на природу интеллектуальной недостаточности. Обострение   проблемы   изучения интеллектуальной недостаточности было продиктовано тем, что не существовало единого, четкого определения умственной отсталости.

М.С. Певзнер критически пересмотрела зарубежные взгляды на проблему расширения определения понятия умственной отсталости.

По мнению М.С. Певзнер такое неправомерное расширение понятия приводит к принципиальным ошибкам дифференциальной диагностики, нарушает весь ход коррекционно-воспитательных мероприятий в специальной школе, отрицательно влияет на процесс социально-трудовой адаптации олигофренов.

В период с 1943 по 1959 годы МС. Певзнер проводит значительные исследования детей с олигофренией.

В начале исследования М-С. Певзнер был изучен прошлый опыт разработки этого вопроса. Она отмечает, что все виды психического недоразвития обозначались одним общим термином "идиотия". Вскоре, из группы идиотов стали выделять менее выраженные формы умственной отсталости. Все эти формы объединялись общим понятием "слабоумие".

Большинству предшествующих работ по изучению высшей нервной деятельности олигофренов был присущ общий недостаток, который выявила МС. Певзнер.

Авторы исходили из нечетких, а порой и неправильных представлений о клинике  олигофрении. Они пытались строить дифференциацию этой сборной группы состояний, исходя лишь из степени выраженности дефекта (Р.К. Панферов (1926), Ю.Х. Сегаль (1927), А.Л. Шнирман (1929), К.Г. Козьмин и В.Ф. Федоров (1951), И.А. Молоткова(1953), Н.М. Трофимова (1954)).

Ни в одной из этих работ, посвященных изучению высшей нервной деятельности олигофренов, не делается попыток сопоставления полученных экспериментальных данных с особенностями самой клинической картины. Именно в силу этого обстоятельства эти исследования не могли способствовать более глубокому выяснению сущности олигофрении.

Еще менее разработанным оказался вопрос классификации олигофрении, хотя и в этом направлении делались некоторые попытки.

М.С. Певзнер видела недостатки в изучении детей с олигофренией, связанные с тем, что клиника олигофрении оставалась мало разработанной и располагала лишь описанием общих особенностей детей с олигофренией. Поэтому задачей своего исследования М.С. Певзнер ставила тщательное изучение отдельных вариантов дефекта при олигофрении.

Попытка дифференцированного подхода к изучению олигофрении позволила установить связь между патогенезом, патофизиологией и клиникой и подвела к пониманию качественного своеобразия структуры дефекта, а следовательно, к правильным, обоснованным лечебным и лечебно-педагогическим мероприятиям.

Изучение вариантов дефекта при олигофрении имело большое значение для обоснования рациональных приемов обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, требовало адекватного метода исследования.

Таким адекватным методом являлся комплексный клинико-педагогический метод, опирающийся на данные патофизиологического и психологического исследования.

Таким образом, неоценимый вклад внесла М.С. Певзнер в выделение отдельных клинических вариантов олигофрении, которые легли в основу разработки разных форм коррекционно-воспитательного процесса.

В параграфе 2.2. "Изучение поведенческих нарушений в трудах М.С. Певзнер" анализируются ранние труды М.С. Певзнер, посвященные исследованиям той группы детей, которые испытывали трудности в обучении в силу своих особенностей поведения, связанного с различными отрицательными влияниями.

Показательными в этом плане являются методические пособия М.С. Певзнер и Л.В.  Занкова, опубликованные в 1933 году. Эти пособия оказали неоценимое влияние на организацию обучения детей в специальных школах, давали знания учителям, которые могли в процессе наблюдения за своими учениками, отметить у них те или иные изменения, сдвиги, продвижения, отставания и применять к этим изменениям педагогическую работу.

И самое важное, эти пособия продвинули вперед науку изучения детей с нарушениями развития, позволили выделить из группы умственно отсталых детей, тех, которые в силу расстройств поведения не справлялись со школьной программой, но при этом не являлись умственно отсталыми.

М.С. Певзнер, изучая клинику психопатий в детском возрасте, выделяет такие ее формы, как: органическая, эпилептоидная, шизоидная, истероидная. Исходя из сути концепции Л.С. Выготского о том, что высшие психические функции - продукт культурного развития, а не биологического созревания, МС. Певзнер приводит особенности структуры личности психопатического ребенка, своеобразие его поведения, закономерности его развития и причины, обуславливающие возникновение детских психопатий, обуславливая трудности в поведении и характере детей-психопатов как биологическими, так и социальными причинами.

Следует сказать, что основным исходным положением данного исследования М.С. Певзнер является изучение психопатии в ее развитии. Тесная связь между педагогическим воздействием и клиническим анализом сделала возможным постановку ряда вопросов учебно-воспитательной работы с этими детьми.

В параграфе 2.3. "Комплексное изучение разных групп нарушений в трудах М.С. Певзнер" мы остановились на анализе исследований, проведенных МС. Певзнер в период с начала 70-х годов и до конца 80-х годов. В этот период МС. Певзнер активно продолжает изучение олигофрении. Ее творческий потенциал позволяет ей вести исследования вопросов дифференциации олигофрении от других видов дефекта, а также ее глубоко стали интересовать проблемы изучения детей с задержкой психического развития и детей с комплексными дефектами.

Большое значение М.С. Певзнер придает медицинскому обслуживанию специальных школ. В связи с этим ею выдвигаются принципы, которые следует применять при проведении клинико-психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии.

Заслуга М.С. Певзнер состоит еще и в том, что она концентрирует внимание специалистов на комплексном обследовании детей. Наибольший успех в каждой специальной школе дает сочетание лечебных и коррекционно-воспитательных мероприятий. Лечение должно осуществляться с учетом качественного своеобразия дефекта.

М.С. Певзнер неоднократно поднимала необходимость научного изучения семей, воспитывающих детей с олигофренией и разработки коррекционных мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи. Эта проблема освещалась также в исследованиях В.А. Вишневского, Р.Ф. Майрамяна, ММ Семаго, В.В. Ткачевой Н.Н. Школьниковой.

В этот период М.С. Певзнер интересуется проблемой изучения детей с задержкой психического развития. М.С. Певзнер совместно с Т.А. Власовой, исходя из синдромологического принципа, выделили ряд клинических вариантов психического и психофизического инфантилизма.

М.С. Певзнер усматривала сущность психофизического и психического инфантилизма в недоразвитии личности, поэтому при правильно организованной лечебной и коррекционно-воспитательной работе, она говорила об обратимости этих состояний. Но степень обратимости будет различной в зависимости от выраженности задержек, от фона, на котором возникли эти состояния, времени начала компенсаторных воздействий, от формы инфантилизма.

Как показали катамнестические исследования О.К. Агавеляна, А.Г. Асафовой, МГ. Рейдибойма, И.А Юрковой, часто психическое недоразвитие не обнаруживало тенденции полной регредиенпюсти.

М.С. Певзнер и Л.И. Ростягайловой были проведены исследования задержки психического развития при компенсированной гидроцефалии, описана клиническая и психологическая картина этих состояний. В итоге исследователи пришли к выводу о том, что данной форме задержки психического развития свойственна обратимость ряда симптомов.

Этап изучения детей со сложными сенсорными дефектами в исследованиях М.С. Певзнер занял значительный период времени с 1978 по 1988 годы. В результате проведенных исследований М.С. Певзнер и сотрудниками лаборатории, которой она руководила, был выявлен полиморфизм в клинических проявлениях, каждый  из  которых,  по  существу,  является первичным  дефектом: интеллектуальная недостаточность, глубокие нарушения зрения и слуха. Каждый из этих первичных дефектов формируется по своим закономерностям. Адекватное обучение и воспитание этих детей в специальных условиях позволило выявить определенную положительную динамику в их развитии.

В параграфе 2.4. "Динамическое изучение интеллектуальных нарушений в трудах М.С. Певзнер" рассматривается вопрос о динамике развития детей с олигофренией. М.С. Певзнер доказала, что детям с олигофренией независимо от степени поражения свойственно развитие в процессе обучения.

Формированию этой точки зрения предшествовали, во-первых, научно обоснованная теория развития психики ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским. Во-вторых, ряд дальнейших исследований, проведенных советскими психологами А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным и др., также показали, что считавшиеся ранее прирожденными некоторые свойства психики на самом деле проходят длительный путь формирования.

Большое значение при изучении динамики развития детей с олигофренией имело то, что устанавливалось влияние, применяемых методов коррекционно-воспитательной и лечебной работы на развитие ребенка. Результаты показали, что применение ряда коррекционных и лечебных мероприятий, разработанных на основе клинико-педагогаческого изучения структуры дефекта детей с олигофренией, приводит к значительному повышению их развития.

Тем самым, данные исследования дают материал для правильного построения коррекционно-воспитательной и лечебной работы во вспомогательной школе.

В третьей главе "Реализация научных разработок М.С. Певзнер в современной олигофренопедагогике" на основе классификации олигофрении представлена вся работа М.С. Певзнер по упорядочению и систематике олигофрении  для  оптимизации  коррекционно-педагогического  подхода. Достаточно подробно анализируются те работы современных авторов, которые выполнены в русле исследований М.С. Певзнер.

В параграфе 3.1. "Патогенетическая классификация олигофрении М.С. Певзнер и ее влияние на психолого-педагогические процессы в обучении и воспитании детей в современной специальной школе” рассматриваются две точки зрения на сущность олигофрении, существующие в отечественной и зарубежной литературе.

Одни авторы включают в группу олигофрении и варианты нормы (ограниченных, тупых, малоспособных детей). Другие же, расширяя границы олигофрении, включают сюда и различные виды слабоумия (эпилептическое, травматическое, энцефалитическое, шизофреническое). Г.Е. Сухарева (1965) считает, что к олигофрении необходимо относить те формы интеллектуальной недостаточности, где нарушение носит врожденный характер или приобретено в первый год жизни.

Четко определяя понятие олигофрении, М.С. Певзнер считает, что для детей с олигофренией характерно развитие, подчиненное основным закономерностям психического развития ребенка, но имеются особенности, связанные с характером нарушения центральной нервной системы (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский). Рассматривая олигофрению как особый вид аномального развития, отечественные исследователи придают исключительно большую роль правильной и своевременно организованной коррекционно-воспитательной работе (М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф).

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов - является классификация олигофрении. Этиологический и анатомический принципы классификации, равно как и деление олигофренов на гармоничных и дисгармоничных, подмена классификации перечислением различных болезненных состояний, при которых наблюдаются симптомы слабоумия, описание олигофренов по их типологическим особенностям с выделением среди них различных форм не являлись классификациями, допустимыми для применения в практической работе. Деление по степени выраженности дефекта имеет практическое значение при определении типа учреждения, однако не определяет качественного своеобразия структуры дефекта (М.С. Певзнер).

Впервые в 1959 году, а потом в 1967 году, М.С. Певзнер была выдвинута классификация различных типов дефекта при олигофрении. Автор в классификации исходила из патогенетической сущности олигофрении с учетом времени поражения, локализации и этиологии. Выделяются пять форм олигофрении:  неосложненная; осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные); олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов; олигофрения с психопатоподобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Исследования, проведенные с применением ряда параклинических методов, подтверждают целесообразность классификации форм олигофрении по патогенетическому принципу при учете времени, локализации и этиологии.

Таким образом, правильность разработанной М.С. Певзнер классификации подтверждается  многими  исследованиями:  катамнестическим  изучением олигофренов, окончивших вспомогательную школу, которое показало, что в зависимости от качественного своеобразия структуры дефекта наблюдается разный уровень компенсации (О.К. Агавелян, 1974; А.Г. Асафова, 1964). Аналогичные наблюдения получены в работах Д.Е. Мелихова (1967) при анализе распределения олигофренов по разным степеням социально-трудовой адаптации. О.Е. Фрейеров (1964) показал, что среди олигофренов-правонарушителей

встречаются такие, у которых интеллектуальный дефект сочетается с психопатоподобными формами поведения.

Создание данной классификации имело историческое значение, так как ее простота и одновременно полифункциональность позволили не только более дифференцирование отбирать умственно отсталых детей во вспомогательные школы, но и повысили личностно-ориентированный подход к каждой группе детей с олигофренией, исходя из особенностей клинической картины.

В параграфе 3.2. “Отражение трудов М.С. Певзнер в современных научных исследованиях по олигофренопедагогике” нашли отражение взгляды отечественных ученых на вопросы изучения развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Последователи М.С. Певзнер, серьезно занимаясь этой проблемой, способствовали усовершенствованию олигофренопедагогики, углубляя все направления воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Основные взгляды Г.П. Бертынь основаны на использовании комплексного метода изучения детей с различными видами нарушений развития, начало которому было положено в лаборатории клинического изучения детей с аномалиями развития НИИ дефектологии АПН СССР в 70-е годы под руководством М.С. Певзнер.

Продолжая учение М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь проводила изучение детей с олигофренией и детей с временной задержкой развития близнецовым методом. В своих исследованиях она основывалась на связи этиопатогенеза и особенностями клинической картины при изучении генотипических форм олигофрении, а также сопоставляла динамику развития близнецов-олигофренов и близнецов с временной задержкой развития, тем самым способствовала более четкому разграничению не сходных друг с другом состояний.

О важности комплексного клинико-психолого-педагогического обследования детей говорят З.М. Дунаева и Л.И. Ростягайлова.

На основе комплексного обследования учащихся вторых классов коррекционно-развивающего обучения школ г. Москвы, З.М Дунаева и Ли. Ростягайлова совместно с другими сотрудниками консультативно-диагностического центра ИКП РАО провели качественный анализ состава учащихся классов КРО, сделали позитивные выводы об эффективности обучения в условиях этих классов и рентабельности существования системы коррекционно-развивающего обучения.

Важность и актуальность дифференцированного подхода к выбору оптимальной системы обучения ребенка в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития подчеркивают Л.И. Переслени, Н.П. Слободяник, А. А. Шушковская.

Разрабатывая комплексный подход к диагностике отклонений в развитии у детей, М.С. Певзнер в основу его вкладывала принцип системного подхода и эволюционно-динамического развития. Она придавала этому подходу большое значение не только для постановки диагноза и прогноза эффективности лечения, но и для последующей социальной адаптации.

Основываясь на значимости социальной адаптации детей с олигофренией, вслед за М.С Певзнер эти исследования продолжены О.К. Агавеляном. Им было проведено катамнестическое изучение различных групп олигофренов по классификации М.С. Певзнер.

Выводы, полученные в результате исследования, подтверждают то, что большинство олигофренов после окончания вспомогательной школы успешно трудоустраиваются и адаптируются. Различные уровни адаптации внутри одной и той же группы зависят от степени выраженности дефекта, стажа работы, интенсивности воздействия социальных факторов, индивидуальных особенностей личности - каждого олигофрена.

Важность исследования подтверждается также и тем, что использование катамнестического метода в педагогической практике позволяет придти к желаемым результатам в выявлении путей включения выпускников-олигофренов в жизнь и производственную деятельность.

Заключение

М.С. Певзнер оставила своим многочисленным ученикам и коллегам богатое наследство. Она дала им образец служения науке, подлинного научного творчества, передала им ценности и смыслы научного поиска, в котором сочетаются бережное отношение к фактам и необходимость включения их в теоретический контекст.

М.С. Певзнер оставила множество идей, гипотез и нерешенных проблем. Поэтому освоить и воплотить это наследство является как профессиональной, так и личной задачей ее учеников.

Проведенный обобщенный анализ вклада М.С. Певзнер в развитие патогенетического подхода показал значимость разработанных ею теоретических положений в области олигофренопедагогики и позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы показал историческую преемственность в развитии взглядов на развитие психики детей с олигофренией. Критическое усвоение научных достижений позволило многим ученым сформулировать ряд новых положений, позволивших направить современную науку на более осмысленное изучение причин того или иного нарушения. Работы, основанные на принципиальных подходах Л. С. Выготского, по сути своей, являлись опорными точками развития теоретических позиций и ряда прикладных исследований в специальной педагогике.

2. За последние 30-40 лет, благодаря усилиям педагогов, клиницистов и психологов была выделена новая категория детей с нарушениями в развитии из общего числа учащихся с пониженной обучаемостью. Целый ряд ученых провели исследования, в которых были сделаны попытки классификации их состояний. Достаточно глубоко изучались высшие психические функции этих детей, предлагались концептуальные модели их коррекционно-развивающего обучения, были уточнены диагностические критерии отбора и дифференциации детей с ЗПР от других форм интеллектуальной недостаточности. Клинико-генетический подход позволил подойти к изучению причин целого ряда  нарушений. Были разработаны определенные подходы к эндокринным формам олигофрении, к проблеме обоснования психического и психофизического инфантилизма, рассмотрена этиопатогенетическая основа инфантилизма разных зон головного мозга, особенно, если они сочетаются с недоразвитием речи.

3. Заслуга М.С. Певзнер заключается, в первую очередь, в четкой дифференциации и отграничении понятия умственной отсталости. Кроме того, четкое определение олигофрении было связано также с адекватными представлениями М.С. Певзнер о клинике и структуре данного поражения и системном недоразвитии высшей нервной деятельности этих детей. Исходя из симптоматики олигофрении, М.С. Певзнер с достаточной полнотой раскрыла особенности высших психических функций этих детей, что и позволило внести целый ряд изменений в систему педагогического воздействия в плане обучения и воспитания детей с олигофренией. Динамический подход к развитию олигофрении позволил М.С. Певзнер увидеть тот специфический путь развития, который свойственен этой группе детей. Динамика изучения детей с олигофренией позволила доказать не только идентичность основных закономерностей развития психики нормального и аномального ребенка, но и еще раз более четко показать влияние основных симптомов олигофрении на их психическое развитие в процессе обучения.

4. Впервые, используя системную взаимосвязь патогенетических, клинических, нейропсихологических, педагогических и психологических факторов, М.С. Певзнер предложила классификацию, которая позволила современным педагогам и психологам построить систему коррекционного воздействия,   направленную   на  преодоление  тех   познавательных, поведенческих, эмоционально-волевых и личностных патологических проявлений, которые стали рельефны в процессе диагностики с опорой на классификационные признаки, предложенные М.С. Певзнер.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Смирнова И.Г. Основные этапы научного пути М.С. Певзнер в области специальной психологии // Материалы межвузовской конференции "Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми". Шадринск: Шадринский гос. пед. ин-т. 2000. С. 145-147.

2. Агавелян О.К. Смирнова И.Г. Становление личности ученого на примере жизненного и творческого пути М.С. Певзнер и ее влияние на развитие специальной психологии // Материалы Всероссийской конференции "Становление личности на современном этапе". Бийас НИЦБиГПИ 2000. С. 16-19.

3. Агавелян О.К., Смирнова И.Г. Творческий путь М.С. Певзнер // Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов "Психология XXI века". С-Петербург: Изд-во С-Петербургского университета. 2001. С. 5-6.

4. Смирнова И.Г. Формирование научной школы М.С. Певзнер с позиции традиционных исследований в научной культуре // Материалы межвузовской студенческой конференции "Развитие студенческой мысли в начале третьего тысячелетия". Челябинск: "Дизайн-Бюро". 2001. С. 54-55.

5. Смирнова И.Г. Формирование научной школы М.С. Певзнер с позиции традиционных исследований в научной культуре // Тезисы научных студенческих докладов "Студент и научно-технический прогресс", Челябинский государственный университет: Челябинск, 2002. С. 80-82.



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика