Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада

Диссертант: Шурова Наталья Владимровна
Год защиты: 1996
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Дубровина И.В.
Ведущее учреждение: Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
Место выполнения: ПИ РАО
Оппоненты: Сапогова Е.Е., Николаева А.Б.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail
Шурова  Наталия  Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНО  ЗНАЧИМЫЕ  КАЧЕСТВА  ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  ДЕТСКОГО  САДА

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ.

Исследование посвящено изучению профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада в контексте создания научно-методического обеспечения деятельности психологической службы образования.

Актуальность проблемы. Детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья каждого ребенка.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из существеннейших Факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя. В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на Формирование личности дошкольника (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская и др.). Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада. Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя.

В работах Ф.Н. Гоноболина, 1975; С.В. Кондратьевой, 1984; В.А. Крутецкого, 1978, 1980; Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990; Л.М. Митиной, 1990, 1995; В.А. Сластенина, 1976; И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя; любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Но интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения образования нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка. Актуальность данной работы определяется тем, что в ней исследуется одна из проблем, стоящих перед педагогической психологией, проблема профессиональных качеств личности современного воспитателя детского сада

Цель исследования - выявить и изучить личностные качества воспитателя детского сада, значимые в профессиональной деятельности.

Предмет исследования- особенности профессионального самосознания воспитателя детского сада.

Общая гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада обусловлены таким уровнем развития его профессионального самосознания, который обеспечивает, возможно, полную профессиональную самореализацию личности.

На основе общей гипотезы были сформулированы частные гипотезы, которые проверялись в ходе исследования: 1)развитие профессионального самосознания воспитателя зависит от уровня и качества профессиональной подготовки специалистов как в средних, так и высших учебных заведениях; 2) профессионально значимые качества воспитателя могут оказывать влияние на формирование отношений дошкольника к самому себе, детскому саду, воспитателю.

Для проверки гипотез были определены следующие задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ проблемы профессиональных качеств личности педагога.

2.Изучить содержательные характеристики профессионального самосознания и особенности самореализации личности воспитателя детского сада

3.Выявить зависимость особенностей профессионального самосознания и самоактуализации личности воспитателя от профессиональной подготовки.

4.Изучить особенности отношения дошкольников к воспитателю и детскому саду.

5.Разработать рекомендации для практических психологов и руководителей дошкольных учреждений по изучению профессиональных качеств личности воспитателя и повышению квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

Организация и методы исследования . В исследовании участвовало 300 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области, 100 воспитанников дошкольных учреждений г. Тулы. Для углубленного изучения особенностей самоактуализации личности из 300 было отобрано 120 педагогов-воспитателей

В работе использован комплекс методик: 1)методика, свободных описания, разработанная А.А. Бодалевым, с обработкой методом контентанализа; 2) методика CAT (автор Э.Шострэм), с использованием при обработке результатов процедуры уровневого, сравнительного и кластерного анализа, представленного в компьютерной программе АБРИС, разработанной на кафедре психологии Тульского областного института развития образования; 3)  графические методы изучения личности.

Кроме того, проводились индивидуальные беседы и анкетирование воспитателей дошкольных учреждения, осуществлялось целенаправленное наблюдение за их педагогической деятельностью и наблюдения за детьми.

Научная новизна  и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем впервые изучены профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада, раскрыты атрибутивные характеристики профессионального самосознания и показана его тесная связь с самоактуализацией личности педагога-воспитателя; выявлена взаимосвязь профессионально значимых качеств личности воспитателя и особенностей отношения дошкольников к воспитателю, детскому саду и себе; разработан методический подход, который позволяет изучать содержание профессионального самосознания и особенности самоактуализации личности воспитателя, которые лежат в основе профессионально значимых качеств.

Практическая значимость  работы обусловлена ее направленностью на научно-методическое обеспечение психологической службы образования Изучение и развитие профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада представляет собой одно из направлений деятельности психологической службы системы образования. Полученные в результате проведенного исследования новые данные показывают пути совершенствования психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольных учреждений в средних и высших учебных заведениях Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологическим основам педагогического мастерства, психологическим основам профориентации, для слушателей курсов повышения квалификации в институте развития образования при подготовке практических психологов.

Апробация результатов. Результаты исследования апробировались в ходе обсуждения на заседаниях лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО и кафедры психологии Тульского областного института развития образования, а также в выступлениях автора на педагогических советах в отдельных дошкольных учреждениях г. Тулы, где проводилось исследование, методических семинарах департамента образования. Полученные материалы были освещены в Форме доклада на областной конференции "Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки образования" (г. Тула, 1993), а также представлены на Первой Всероссийской конференции общества психологов (г. Москва,1996).

На защиту выносятся следующие  положения.

1 .Профессионально  значимые  качества  личности  являются  интегративными свойствами, обусловленными уровнем развития профессионального самосознания воспитателя детского сада.

2.Профессиональное самосознание воспитателя предполагает осознание себя субъектом собственной деятельности.

3.Развитое профессиональное самосознание составляет основу профессиональной самореализации воспитателя, предполагающей его уверенность в реализации своего творческого, личностного и профессионального потенциала, что повышает у педагога удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом.

4.Профессионально-личностные качества воспитателя в значительной мере влияют на развитие отношений дошкольника к самому себе, другим людям и окружающему миру.

5-Личностная неготовность многих воспитателей к позитивной работе с детьми требует пересмотра программ подготовки дошкольных работников в плане переноса акцента с технологии педагогической деятельности на обогащение личностного развития педагогов.

Структура и объём работы . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка использованной литературы (167 наименований). Текст рукописи иллюстрирован 5 таблицами, 38 рисунками.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения психологических свойств личности педагога, проблеме влияния личности взрослого на развитие личности ребенка показывает, что ведущим началом процесса Формирования личности является деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с наиболее референтными для ребенка лицами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин). Для детей дошкольного возраста - это его ближайший микросоциум – родители, воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность. Формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной Формы воспитания дошкольников (А.Б. Николаева, 1987,с.158). В отечественной педагогической и психологической литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в обучении детей определенным навыкам и умениям, их Физическом развитии, подготовке к школе т.д. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие личности дошкольника. "Вследствие специфики детского возраста - впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность - педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами» (А.Б. Николаева, 1985, с.158). В этой связи актуально высказывание К.Д. Ушинского о том, что  в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности… (К.Д. Ушинский, 1974, с.238).

В психологических исследованиях подробно изучены закономерности и особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста, но изучению особенностей личностного развития взрослого, работающего с детьми, еще не уделено должного внимания. Вследствие недостаточного внимания к личностным качествам воспитателя из педагогического процесса в таком виде, в каком он предстает на практике и описан в научной литературе, выпала одна из центральных проблем педагогической психологии - проблема профессиональных качеств личности воспитателя детского сада. Среди немногочисленных исследований, посвященных изучению личности воспитателя детского сада, известны работы А.Г. Исмагиловой, 1988; Е.И. Кузьминой, 1986; А.Б. Николаевой, 1985; Р.В. Овчаровой, 1995.

В исследовании Р.В. Овчаровой подчеркивается, что "воспитатели, слабо разбирающиеся в себе, своих собственных проблемах, не умея правильно оценить себя и принять себя, не в состоянии делать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой", (Р.В. Овчарова, 1995,  с.12). На основе проведенного исследования автор делает выводы о негармоничном развитии личности некоторых обследуемых ею воспитателей детского сада. Другие исследователи основное внимание уделили изучению личности воспитателя как Фактора становления личности дошкольника. В этих исследованиях сделана попытка изучить, как воздействия воспитателя, его личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно они интерпретируются детьми, какую роль играют педагоги в Формировании личности дошкольников, влияние которых предопределено нормативно и усиливается относительной неразвитостью системы собственных ценностей и эталонов социального поведения дошкольника. Но подобных работ явно недостаточно.

Наше    исследование  посвящено  личностным  качествам  педагога, работающего    с    детьми  дошкольного  возраста.     Несмотря  на  то,   что педагогическая  деятельность  в    школе  и  детском  саду    имеет    много общего в  организации  педагогического  процесса  и  его  осуществлении есть  существенная    специфика.

В психолого-педагогической литературе подробно освещены исследования по психологии учителя. Школьный учитель давно стоит в центре психолого-педагогических и социально-психологических исследований, но особенности личности воспитателя изучены еще недостаточно. К сожалению, проблема профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, практически не изучалась. Поэтому в решении задач данного исследования определенное место занимают работы, в которых представлены черты и свойства, личности учителя, позволяющие ему успешно справляться с педагогической деятельностью,

Среди исследований по проблемам психологии учителя, его профессиональной деятельности значительное место занимают работы, посвященные педагогическим способностям. Одни исследователи при изучении педагогических способностей исходили из анализа педагогической деятельности. При этом раскрывались структурные и содержательные компоненты педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, 1962, 1975; В.А. Крутецкий, 1973; Н.В. Кузьмина 1985; Н.Д. Левитов, I960), уровни их развития (Н.В. Кузьмина, 1985). Функции (А.И. Щербаков, 1967). Другие исследователи основное внимание обращали на индивидуально-типологические особенности учителя, раскрывая связь коммуникативного компонента педагогических способностей с особенностями нервной системы педагога (Н.А. Аминов, 1988; Э.А. Голубева, 1989). Отмечалось, что способности представляют собой единство потенциального и актуального в человеке. Менее других изучен личностный аспект педагогических способностей. С этой точки зрения личность выступает не только как носитель способностей, но и как, субъект, ответственный за их формирование и применение (Т.И. Артемьва, 1984; В.Э.  Чудновский, 1986), а способности анализируются не столько с точки зрения их структурной организации, сколько в связи с отношением личности к окружающей действительности, к другим людям, самой себе. В последних работах А.К. Марковой (1987, 1990), Л.М. Митиной (1990, 1995), И.М. Юсупова (1989), посвященных профессиональному становлению учителя, говорится о его профессиональном самосознании и возможности самореализации. "Содержательные характеристики профессионального самосознания учителя включают в себя специфические характеристики, обуславливающие саморазвитие и самоактуализацию учителя в профессиональной деятельности" (Л.М. Митина, 1995, С.198).

Мы предположили, что профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада обусловлены таким уровнем развития его профессионального самосознания, который обеспечивает, возможно, полную профессиональную самореализацию.

Для изучения психологических качеств личности воспитателя детского сада был разработан методический комплекс, соответствующий поставленным задачам, а также возможности применения в условиях дошкольных образовательных учреждений. В него вошли методы изучения профессионального самосознания педагогов-воспитателей, методы изучения самоактуализации личности педагогов-воспитателей, методы изучения личности ребенка-дошкольника.

Исследование  проводилось  в  два  этапа.

На первом этапе было проведено исследование профессионального самосознания воспитателей,

На втором этапе исследованы особенности самоактуализации педагогов-воспитателей.

Кроме этого была проведена работа с детьми - собраны детские рисунки и проанализированы с позиции отражения в них отношений ребенка к себе, детскому саду, сверстникам, взрослым.

В исследовании приняли участие 300 педагогов-воспитателей, 120 из которых были отобраны для более глубокого изучения и были разделены на 4 группы с учетом профессиональной подготовки и стажа педагогической деятельности:

1 группа  -  воспитатели  с  высшим  образованием  (21  человек);

2 группа - воспитатели со средним специальным образованием и стажем работы до 10 лет (36 человек);

3 группа - воспитатели со средним специальным образованием и стажем работы более 10 лет (43 человека);

4 группа - воспитатели без специального образования (20 человек).

Для экспериментального исследования профессионального самосознания была использована методика свободных описаний, разработанная А.А. Бодалевым. в двух вариантах. Первый вариант этой методики ориентировал педагогов на самопрезентацию. Воспитателям было предложено написать сочинение "Я - воспитатель".

Основное достоинство этой методики состоит в потенциальных возможностях самоописания и возможности анализировать самоотношение языком субъекта, а не навязанным ему языком исследователя.

Полученные результаты обрабатывались методом контент-анализа. Разрабатывая программу контент-анализа описаний, мы исходили из того, что содержание позволяет задать однозначные правила для надежного Фиксирования, т.е. Формализуемо, Выбор категорий для Фиксирования определялся в соответствии с целями данного исследования. Объективность полученных данных достигалась выборочным оцениванием работ по предложенным категориям анализа. Исходя из содержания работы, а также задач исследования, в анализе фиксировались интра-характеристики респондентов: отражение собственной активности: характеристики возможности саморазвития; отношение к детям; уверенность в своих силах; интер-характеристики, отражающие внешние особенности деятельности: изменение условий педагогической деятельности, отношение к профессиональной подготовке, - изменение оснащения педагогического процесса.

Второй вариант методики ориентировал воспитателей на описание идеального образа. Педагогам было предложено в режиме свободного описания составить психологический портрет идеального воспитателя. Выступая в роли "наблюдателя", испытуемый выделяет черты личности, которые считает главными в другом человеке и у него нет внутренней борьбы с желанием показать себя в лучшем свете. Это дает дополнительные данные об описательной составляющей самосознания педагогов-воспитателей. Полученные результаты также обрабатывались методом контент-анализа.

Ответы респондентов обрабатывались и группировались в соответствии со смысловой интерпретацией. Исходя из содержания работ, мы учитывали те характерологические особенности личности, которые выделяли не менее 10* педагогов

Мы предположили, что профессиональная зрелость воспитателей во многом обусловлена уровнем психолого-педагогической подготовки. С этой целью обследование испытуемых продолжалось по группам, выделенным по принципу профессиональной подготовки и стажа педагогической деятельности - 120 человек, участвующих в исследовании, были разделены на 4 группы.

Для более глубокого изучения личностных характеристик воспитателей на следующем этапе исследования нами использован само-актуалиэационный тест (CAT). CAT разработан на основе получившего широкую известность за рубежом теста личностных ориентации (POI), созданного Э.Шострэм в 1963г.

CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и двенадцати дополнительным шкалам (ценностных ориентации, гибкости поведения, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представлений о природе человека, синергичности, принятия собственной агрессии, контактности. познавательных потребностей, креативности).

При анализе данных тестирования, прежде всего, был проведен уровневый анализ. По выделенным группам полученные результаты были разбиты на пять условных уровней, для чего использовалась стандартная процедура определения доверительных интервалов с коэффициентом доверия - 1-а%/100.

Далее полученные результаты изучались с помощью сравнительного анализа. При наложении средних групповых показателей с границами уровня обнаруживается, что все показатели по группам соответствуют среднему уровню. В связи с этим возникла необходимость выделения внутри каждой группы однородных подгрупп. Для этого нами был использован метод кластеризации, основанный на двух принципах:

- в одну группу объединяются объекты, сходные между собой в определенном отношении;

- степень сходства между собой объектов, вкюченных одну группу (класс), должна быть больше, чем между собой объектов, относящихся к разным группам /классам/ Метод кластер-анализа позволяет сделать более точной внутригрупповую классификацию сходной совокупности, т.е.   элементы  одного  кластера  ближе    друг  другу,   чем  к другим  элементам  (Ч. Осгуд и  др.).

В целом средние показатели оказались идентичны, но кластерный анализ результатов позволил обнаружить значительные различия в группах обследуемых.

В продолжение обследования нами использованы графические методы изучения личности ребенка и межличностных отношений. Изучение личности дошкольников не являлось самостоятельной целью работы, а представляет Фрагмент изучения отношений дошкольников к себе, воспитательнице, детскому саду как показатель профессионализма работающих с ним воспитателей. Исследование, проведенное Г.Хоментаускасом (1989), позволяет использовать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье в целом, отношение ребенка к семье и отдельным ее членам. Нами рисуночный тест был использован для выявления особенностей как внутрисемейных отношений, так и отношений к детскому саду - сверстникам, воспитателю, совместной деятельности.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Обработка сочинений позволила выявить состав основных суждений по предложенной теме. Анализ частоты суждений выявляет наиболее типичные взгляды воспитателей как представителей данной профессии. Выявленный состав суждений обнаружил преобладание интер-характеристик, которые отражают отношение к внешним особенностям деятельности воспитателей. Этот анализ показывает, что значительная часть воспитателей связывает успешность в профессиональной деятельности с наличием разнообразного оборудования, устанавливает связь удовлетворенности своей деятельностью с крепкой материально-технической базой дошкольного учреждения (86,6% от общего числа опрошенных). Не менее часто успешность педагогической деятельности воспитатели связывают с изменением внешних условий деятельности, а потом уже возможность проявить профессионализм (85%).Следующая категория - это любовь к детям, относится к интра-характеристикам респондентов (48,8%).Категория возможности свободы выбора и ответственности за него также относится к интра-характеристикам и связана с идеей саморазвития. Наличие этой категории в описаниях воспитателей свидетельствует об осознании ими необходимости совершенствования, значимости профессионального роста. Но наряду с этим следует отметить невысокий процент (32%), включивших эту категорию в свои суждения. В данном случае можно говорить о механизмах психологической защиты, которые позволяют сохранить пусть невысокое, но устойчивое представление о своих достижениях в профессиональной деятельности, но что в свою очередь блокирует возможности саморазвития. Категория, обозначенная как предпочтительные виды детской деятельности, относится, к интер-характеристикам респондентов. Следует отметить, что такая незначительная частота упоминания об игровой деятельности лак ведущей в дошкольном возрасте – (26.5%)- свидетельствует о неглубоком понимании педагогами роли игры в психическом и личностном развитии дошкольников. Это позволяет предположить, что успех в педагогической деятельности, свои профессиональные достижения воспитатели не связывают с организацией игровой деятельности детей, свой авторитет они подкрепляют лишь наличием игрового оборудования. Отношение к профессиональной подготовке - эта категория суждений отражает наличный уровень знаний и навыков педагогов и требования времени. Результаты исследования показали критическое отношение воспитателей к подготовке кадров для работы с детьми и некритическое отношение к себе – (23,3%). Категория отношения к собственной активности составляет всего 19,1%. Вероятно, при определенной заорганизованности педагогического процесса, достаточно жестком контроле проявление активности воспитателя подавляется и свою роль играет механизм психологической защиты. Воспитателя устраивает то, что есть, нет потребности саморазвития. Категория уверенности в своих силах занимает последнее по частоте суждений - 8,8%. Эта категория относится к интра-характеристикам респондентов. Такой незначительный показатель свидетельствует о высокой зависимости, причем внутренней, когда проявление активности, инициативы, самостоятельности подавляется неуверенностью в себе. В данном случае это свидетельствует о проявлении в профессиональном самосознании чувства неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

Обобщая описания воспитателей, следует отметить, что в суждениях присутствуют как экстернальные, так и интернальные характеристики, причем в соотношении 50x50. Но по количественным показателям интра-характеристики респондентов значительно превышают их интер-характеристики. Это свидетельствует об ориентации профессионального самосознания педагогов в сторону внешних условий, об их высокой зависимости и подчиненности внешним условиям.

На вопрос: "Каким должен быть идеальный воспитатель?" ответы давались в свободном описании. Анализ содержания ответов обрабатывался также методом контент-анализа. Полученные данные позволяют судить о том, что являясь "наблюдателями" по отношению к идеалу воспитателя, респонденты предъявляют «с, его личностным качествам более жесткие требования. Основные качества" идеального воспитателя" в описании представлены в следующем соотношении: любовь к детям 66,6%; эмпатия 64,4%; профессиональные знания и общая эрудиция 48,8%; моральная направленность 26,6%; коммуникабельность  и  целеустремленность  по  23,3%;     творческость  15,0%;   интеллигентность  13,8%.

Профессиональное самосознание педагогов-воспитателей, преломляясь в призме собственных достижений и неудач, уверенности и слабости, подвергается постоянным изменениям, но даже в "идеальном" портрете личностные характеристики представлены незначительно.

Это свидетельствует о низкой представленности в самосознании педагогов профессионально значимых качеств.

На следующем этапе исследования нами использовался CAT, регистрирующий разные составляющие параметры самоактулизации личности.

Для изучения полученных данных нами был проведен уровневый анализ результатов тестирования. Используя стандартную процедуру определения доверительных интервалов с коэффициентом доверия 1-а%/100. полученные результаты были разбиты на пять условных уровней: 1 - ниже нормы; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - выше нормы. Построение групповых и индивидуальных профилей результатов тестирования обнаруживает невысокий уровень самоактуализации педагогов-воспитателей. Видимо, характер подготовки специалистов, ситуация и условия деятельности, стандартизация и заорганизованность. жесткая регламентация педагогической деятельности в рамках выполнения "Программы воспитания" блокируют развитие синэетивности и спонтанности проявления чувств и поведения, которые могут быть развиты только при определенных изменениях подготовки специалистов, изменении условий педагогической деятельности и, в целом, возможности проявления индивидуальности педагогов-воспитателей.

Полученные данные также изучались с помощью сравнительного анализа. При наложении средних групповых показателей с границами уровней (см. табл.1,2) обнаруживается, что все показатели по группам соответствуют среднему уровню. Выше, чем в других группах, оказались показатели 1 группы почти по всем шкалам CAT. В тоже время они уступают другим группам по шкалам представлений о природе человека, синергии, креативности. Это говорит не в пользу программ подготовки специалистов в высших учебных заведениях. По 2 группы показатели сходны с показателями 1 группы по шести из четырнадцати шкал. Молодые специалисты показывают меньшую гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность поведения, низкий уровень по шкалам самоуважения, самопринятия и меньшую контактность. В данном случае слабым звеном является сниженный показатель самоуважения и коммуникативных умений. Еще более низкие показатели имеет 3 группа. Эта группа оказалась наименее успешной по всей выборке и имеет худшие результаты по шести из четырнадцати шкал CAT. Результаты, полученные по 4 группе, видимо можно объяснить, сложным положением, в котором оказались воспитатели, не имеющие педагогической подготовки.

 

Таблица 1

Границы уровней показателей по тесту CAT

Шкалы

I

ниже нормы

II

Yниже среднего

III

Cредний

IV

Выше среднего

V

Выше нормы

1

min

4,91

4,91

6,27

6,27

7,45

7,45

8,81

8,81

max

2

min

30,01

30,01

34,37

34,37

38,15

38,15

42,51

42,51

max

3

min

6,51

6,51

8,12

8,12

9,51

9,51

11,12

11,12

max

4

min

7,35

7,35

9,51

9,51

10,91

10,91

12,81

12,81

max

5

min

3,41

3,41

10,91

10,91

5,30

5,30

6,31

6,31

max

6

min

3,36

3,36

5,30

5,30

5,45

5,45

6,57

6,57

max

7

min

3,70

3,70

5,45

5,45

6,70

6,70

8,30

8,30

max

8

min

5,35

5,35

6,70

6,70

8,51

8,51

10,20

10,20

max

9

min

4,14

4,14

8,51

8,51

6,00

6,00

7,00

7,00

max

10

min

2,58

2,58

6,00

6,00

3,96

3,96

4,70

4,70

max

11

min

4,34

4,34

3,96

3,96

6,76

6,76

8,06

8,06

max

12

min

6,38

6,38

6,76

6,76

9,11

9,11

10,57

10,57

max

13

min

3,65

3,65

9,11

9,11

5,49

5,49

6,48

6,48

max

14

min

3,70

3,70

5,49

5,49

5,73

5,73

6,82

6,82

max

   

Таблица 4

Средние показатели тестировали по группам

Груп-пы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

13

1

7,10

37,76

6,90

10,86

5,10

5,19

6,90

8,13

5,38

3,24

6,43

8,76

5,14

4,81

2

7,14

36,67

8,92

10,42

4,55

4,86

3,39

7,75

5,31

3,67

6,42

8,36

5,14

5,08

3

6,51

34,84

8,58

9,58

4,56

4,84

5,56

7,74

5,63

3,70

5,77

8,40

5,05

5,23

4

6,85

37,00

9,05

9,75

5,45

5,20

5,30

7,20

6,10

3,90

6,50

8,55

4,90

6,10

В целом средние показатели оказались идентичны, поэтому для более точной внутри групповой классификации сходной совокупности нами был использован метод кластер-анализа

Результаты кластерного анализа по 1группе выглядят следующим образом: группа распалась на три кластера - с высокими (А), средними (В) и низкими (С) показателями самоактуализации по тесту. Подгруппа А - 61% от опрошенных 1 группы - представлена высокими показателями уровня самоактуализации. Подгруппа В - 24,7% -занимает промежуточное положение. Показатели подгруппы С - 14 3% - отличались крайне низкими показателями. Таким образом, большая часть педагогов с высшим педагогическим образованием показала относительно высокий уровень самоактуалиэации. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 1 группы представлены на рисунках NN1,2.

Результаты кластерного анализа по 2 группе. Группа также распалась на три кластера – А, В, С. Подгруппу А – 11% от опрошенных 2 группы- характеризуют максимально высокие показатели по данной выборке. Личность с показателями высокого уровня самоактуализации отличалась высокими значениями по шкалам самоуважения и самопринятия, независимости. Слабым звеном оказалась недостаточная профессиональная подготовленность (блок концепции человека) и сензитивность к себе. Креативность и потребность в познании совершенно необходимые для высокого уровня самоактуализации и профессионализма, оказались не выше среднего уровня. Подгруппа В - 28% - заняла промежуточное положение. Показатели уровня самоактуализации этой подгруппы занимают средневысокое положение. Максимальной по количеству в этой группе в этой группе оказалась подгруппа С - 62% Представители этой подгруппы отличались меньшим уровнем зрелости, зависимостью и несформированностью ценностных ориентаций. Однако, не один из показателей этой подгруппы не оказался в положении ниже нормы. Таким образом, адекватной самоактуализации воспитателей 2 группы препятствовали недостаточная личностная зрелость, эмоциональное неприятие, несформированность коммуникативных умений, недостаточное принятие себя. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 2 группы представлены на рисунках NN3, 4.

Кластерный  анализ  3  группы представлен    следующим    образом. При  первом  разбиении  обнаружено  два  кластера      включивших  19  и  24 педагога,    которые  тяготеют  к  средним  показателям,     хотя  при    этом подгруппа  с    более    высокими  показателями  составила  44%      с  более низкими  -  56%. На  втором  шаге  кластеризации  выделились  три  подгруппы - А 20%, В 24%, С 56%. И вновь наблюдается идентичность показателей подгруппы А с аналогичными показателями 1 и групп. При высоких показателях независимости, самоуважения, самопринятия сильной стороной этой подгруппы оказалась гибкость поведения. Слабые же стороны были также аналогичны с другими группами - недостаток развития эмоциональной сферы, низкие показатели по блоку концепции человека, а также снижение показателей познавательных потребностей и креативности. Тормозом самоактуализации по подгруппе С оказалась, прежде всего, крайняя зависимость. Показатели самоуважения и самопринятия, ценностных ориентации, временной перспективы, а также коммуникативные умения были в данной подгруппе в уровне ниже среднего. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 3 группы представлены на рисунках NN 5,6.

4 группа при кластерном анализе распалась на три подгруппы – А - 55%, В - 25% и С - 20%. При сравнении показателей, с аналогичными подгруппами других групп выделяется то, что показатели подгруппы А усредненные. Отсутствие профессиональной подготовки компенсируется хорошими коммуникативными умениями, креативностью и относительной независимостью. В то же время в подгруппе С с низкими показателями уровня самоактуализации именно эти характеристики оказались совершенно не развитыми. Результаты по шкалам зависимости, гибкости поведения, контактности оказались в уровне ниже нормы. Остальные показатели расположились в границах среднего уровня. Проблемы данной подгруппы лежали в коммуникативной плоскости, а не в плоскости личностных проблем, как это наблюдалось в аналогичных подгруппах других групп. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 4 группы представлены на рисунках NN7,8.

Таким образом, наиболее высокие результаты преимущественно получены в группе воспитателей с высшим педагогическим образованием. По количеству выраженного высокого уровня свмоактуализации эта группа лидирует. Хотя и в этой группе есть представители с низкими показателями по CAT. В других группах воспитателей, принявших участие в исследовании, также выделялись представители с показателями высокого уровня самоактуализации, но в количественном отношении при внутригрупповом сравнении и по выборке в целом они составляют меньшинство. Это позволяет говорить о значимости профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях для работы с детьми дошкольного возраста.

Для изучения особенностей отношения детей к детскому саду, воспитателю, совместной деятельности мы провели работу в нескольких детских садах и получили 100 детских рисунков. Тема рисунков: «Я, мама и детский сад». Соответственно заданию дети объединяли  на  рисунке    членов    семьи  и  сюжет  из  жизни  в  детском  саду. Среди  общего  количества    детских    рисунков    встречаются  сюжеты,   в которых  авторы  объединяют  семью  и  детский  сад.   Подобные  изображения  свидетельствуют  о    благополучном  психическом  развитии  детей  - интеллектуальном    и  эмоциональном.   Особый  интерес  для  нашего  исследования  представляют    рисунки,     на    которых  изображены  портреты воспитателей  и  помощников  воспитателей.   Интерпретировать  их  можно следующим  образом.    Есть    рисунки-портреты,     свидетельствующие    о позитивном  отношении  детей  к  детскому    саду,   выраженном  признании значимости  воспитателей  и помощников воспитателей.  Изображения свидетельствуют  о положительных   взаимоотношениях, о  чувстве безопасности,  исходящем  от  взрослого,   о  желании  контактировать  с ним. Есть изображения с  другой характеристикой. Это тож  портреты  воспитателей. Но способ графического изображения свидетельствует о  негативных  переживаниях ребенка в связи с  этим взрослым. Это  небрежно  заштрихованные    губы  на  лице  воспитателя, что  можно  интерпретировать  как  исходящие от  него  замечания, запреты, непонимание  речи  взрослого. А также - это подтирание изображения глаз, что указывает на чрезмерный контроль, надзор, недоверие к детям, ограничение самостоятельности детей. Отсутствие Фигуры воспитателя на рисунках детей,  отображающих сюжет из жизни в детском саду, скорее свидетельствует о том, что дети не вычленяют роль воспитателя из  Фона жизни  в  детском  саду. Дети  связывают роль  воспитателя  с  процедурами  детского  сада.  В  этом  прослеживается  определенная  связь  с  данными, полученными при  обследовании педагогов.   Данные  исследования  показывают    на    некоторую зависимость.  Формирования отношений ребенка ебе,     детскому    саду, сверстникам,     воспитателю  от личностных  особенностей    педагогов. Воспитатели   уделяющие  большое  внимание  обстановке,   оборудованию, материальному  оснащению  групповых  комнат  не  создают    необходимого эмоционального  Фона,   благодаря  которому  могли  бы  сложиться  неформальные  отношения  воспитателя  и  детей.     Мы  считаем,     что  важность профессионально-личностных    качеств  воспитателя  находит  отражение в  рисунках  детей,   что  косвенно  свидетельствует  о  зависимости  личностного  развития  ребенка  от  особенностей  работающего  с  ним  педагога.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1.Анализ детских работ свидетельствует о влиянии на Формирование личности ребенка личностных особенностей воспитателя, что позволяет говорить о важности профессиональных качеств воспитателя.

2.Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада являются интегративными свойствами и обусловлены

уровнем  профессионального  самосознания.

3.Для педагогов-воспитателей с относительно высоким уровнем самоактуализации характерен интерес к себе и другим людям, позитивное восприятие себя, сложность и многообразие внутреннего мира. Позитивная линия личностного развития воспитателя способствует развитию самосознания дошкольников, позитивного отношения к себе, другим, детскому саду.

4.Представления большинства педагогов-воспитателей о себе как субъекте собственной деятельности свидетельствуют об ориентации их профессионального самосознания на внешние условия, об их высокой зависимости и подчиненности внешним условиям. Ориентация профессионального самосознания воспитателей на внешние условия выражается в снижении самоуважения, самопринятия, отсутствии познавательных интересов и, в целом, низком уровне самоактуализации.

5.Выявлена тенденция в развитии личностных притязаний воспитателя, заключающаяся в желании субъекта сохранить достигнутый уровень, пусть невысокий, но стабильный, сохранить самоуважение даже при возможных профессиональных неудачах.

6.Личностная неготовность многих воспитателей к позитивной работе с детьми требует пересмотра программ подготовки дошкольных работников в плане переноса акцента с технологии педагогической деятельности на обогащение личностного развития педагогов.

По  теме  диссертации  опубликованы  следующие  работы-

1.Я. мама и детский сад // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, Москва.1994.- С.30-34

2.Психолого-педагогическая  подготовка  педагогов-воспитателей дошкольных  учреждений  //Тул. обл.   ин-т  разв. образов.   -  Тула,1995.-8с.   Деп.   в  НИИВО  20.06.95.   N140.

3.Изучение профессиональных качеств личности воспитателя детского сада руководителем дошкольного учреждения //Тезисы. Материалы научно-практической конференции "Информационное обеспечение управления развитием системы регионального образования" Тула. 1996. - С.78-79.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Качели анталья

Проверенный ассортимент - надежных садовых качелей для дачи. Доставка

sadas.ru


Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru