Детская психология
 

Социально-психологический анализ толерантности государственных служащих

Диссертант: Крутова Виолетта Владимировна
Год защиты: 2008
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.05 – Социальная психология
Научный руководитель: Вачков И.В.
Ведущее учреждение: Кафедра социальной психологии МГППУ
Место выполнения: Кафедра психологии Волгоградской академии государственной службы

Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета

Диссертация на сайте psychlib.ru : http://psychlib.ru/mgppu/disers/KrutovaVV/KSP-001.HTM
Доступно для зарегистрированых (на psychlib.ru) пользователей
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

На правах рукописи

Крутова Виолетта Владимировна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

19.00.05 — социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва
2008

Работа выполнена на кафедре психологии Волгоградской академии государственной службы

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор ВАЧКОВ Игорь Викторович

Официальные оппоненты:

  • доктор психологических наук, заведующий лабораторией социально-психологических проблем сознания Психологического института РАО ДУБОВ Игорь Глебович;
  • кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ ХУХЛАЕВ Олег Евгеньевич

Ведущая организация: кафедра социальной психологии Московского государственного областного университета

Защита состоится 25 сентября 2008 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан _____ августа 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кулагина И. Ю.

Актуальность темы исследования.

Государственная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении общенациональных целей и играет важную роль в механизме управления государством. Для выполнения своих профессиональных обязанностей государственный служащий должен не только обладать профессиональными знаниями, но иметь определенный набор поведенческих черт и личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» актуализирует проблему профессиональной подготовки государственных служащих и обусловливает необходимость создания и реализации проекта по формированию и развитию профессиональных качеств специалистов государственной службы. Описание основных параметров (черт, характеристик), которыми должен обладать государственный служащий, составляет профессиографическую модель его деятельности. Профессионально важные качества государственного служащего, обеспечивающие его профессиональный успех, можно объединить в две группы: качества, отвечающие за эффективную профессиональную деятельность и качества, способствующие эффективному межличностному общению, которое основывается на толерантности. Именно толерантность позволяет государственным служащим взаимодействовать с другими людьми с позиции равенства и в полной мере реализовать субъектно-субъектные отношения.

В России на государственном уровне признается важность и необходимость повышения уровня толерантности («Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО» 1995 г., федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001—2005 гг.). Однако толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом взаимоотношений. Человек в аппарате государственных органов — главная движущая сила превращения государственных замыслов, программ и принятых законодательных актов в действительность. Именно государственный служащий должен быть транслятором толерантности в общество, следовательно, должен обладать данным качеством.

На сегодняшний день в отношении толерантности существует ряд противоречий. Так, в обществе имеется потребность в повышении уровня толерантности во взаимоотношениях и в то же время уровень толерантности остается низким. На государственном уровне признается важность развития толерантности в обществе, однако отсутствует ее реализация в деятельности государственных служащих, которые являются движущей силой воплощения государственных программ. Кроме того, существуют потенциальные возможности развития толерантности государственных служащих в процессе прохождения курсов повышения квалификации, переподготовки, но отсутствуют программы по развитию толерантности, предназначенные для государственных служащих.

В психологической науке толерантность рассматривалась как общепсихологический феномен (А. Г. Асмолов, И. Б. Гриншпун, А. А. Реан). Исследовались проблемы коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), этнической толерантности (А. Г. Асмолов, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова А. Н. Татарко, О. Е. Хухлаев и др.). Толерантность рассматривалась как снисходительность (Е. Ю. Клепцова), как настроенность на диалог с другим (Р. Р. Валитова), как поликультурное образование (А. Н. Дружинский, Г. Д. Дмитриев). Имеются работы, посвященные вопросам формирования толерантности у школьников (Т. Н. Батенова, Р. Т. Горданова, В. В. Глебкина, Т. В. Разумовский, М. О. Куракова, С. В. Мягчепкова, Л. В. Степанова). Кроме того, имеются работы, выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (В. А. Лекторский, М. Уолцер, В. М. Золотухин и др.).

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы толерантности государственных служащих определяет выбор темы исследования — «Социально-психологический анализ толерантности государственных служащих».

Объект исследования — толерантность государственных служащих.

Предмет исследования — структурные компоненты толерантности и уровни их развития у государственных служащих.

Цель исследования заключается в изучении толерантности государственных служащих, выявлении структуры толерантности, определении взаимосвязи между ее компонентами.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ толерантности как личностного качества государственных служащих;
  2. разработать стратегию изучения толерантности и составить адекватный психодиагностический инструментарий для исследования толерантности;
  3. определить уровень толерантности государственных служащих, выявить вес показателей в структуре толерантности государственных служащих и определить взаимосвязи между ее компонентами;
  4. провести социально-психологический анализ толерантности государственных служащих в сравнении с толерантностью вузовских преподавателей;
  5. разработать и апробировать специальную тренинговую программу, направленную на развитие толерантности государственных служащих, а также проверить эффективность психологического тренинга, базирующегося на субъектном подходе, в плане повышения уровня толерантности.

Гипотеза исследования

Толерантность, будучи важным интегральным качеством личности в системе социальных отношений, у государственных служащих имеет свои специфические особенности в показателях, уровнях развития и взаимосвязи структурных компонентов, отличные от особенностей толерантности представителей других сходных профессий, в частности, вузовских преподавателей.

Частные гипотезы:

  1. Толерантность государственных служащих, являясь профессионально важным качеством, находится на низком уровне развития и зависит от стажа работы по специальности.
  2. Эффективным психологическим средством повышения уровня толерантности госслужащих является специально разработанный психологический тренинг, базирующийся на субъектном подходе и воздействующий на факторы развития толерантности.

Теоретико-методологическая основа исследования

В основу исследования легли философские идеи о толерантности (Дж. Локк, Вольтер и др.); представления о сущности толерантности: в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), в психоаналитической теории (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон). В разработке теоретического концепта толерантности мы опирались на положения генетической психологии о децентрации (Ж. Пиаже), понятие субъект-субъектного взаимодействия (С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин, И. В. Вачков, В. С. Лазарев, Е. Н. Волкова и др.), идеи о типах жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.). В работе также использовались представления об уровнях развития личностных свойств и качеств (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Ильин, В. К. Вилюнас и др.). Кроме того, теоретической основой работы стали: концепция динамики и трансформации смысловых структур и систем (Д. А. Леонтьев), исследования в области психологии понимания (В. В. Знаков, А. В. Мудрик и др.).

При проведении исследования использовались следующие методы: метод теоретического анализа, анкетирование, наблюдение, констатирующие и развивающие эксперименты, а также психодиагностические методики: Калифорнийский личностный опросник (CPI) Х. Гоуха, экспертная методика «Индекс толерантности» В. А. Ясвина, Фрайбургский личностный опросник (FPI) в адаптации А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской, самооценочная методика Дембо — Рубинштейн (в модификации Т. М. Габриял), опросник «Стратегии самоутверждения личности» Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой.

При анализе и обобщении экспериментальных результатов использовались методы статистической обработки данных при помощи компьютерной программы SPSS.

Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось в период с октября 2005 г. по апрель 2006 г. в г. Волгограде. В исследовании приняли участие 316 государственных служащих, проходящих обучение на базе Волгоградской академии государственной службы. В данной работе учитывались следующие демографические и социальные факторы: пол, возраст, стаж, статус. В качестве контрольной группы выступили преподаватели гуманитарных дисциплин высших учебных заведений г. Волгограда общей численностью 100 человек.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием применяемых методик теоретическому конструкту; репрезентативностью и объемом выборки респондентов (репрезентативность обеспечивалась пропорциональностью выборки стратам государственных служащих в Волгоградском регионе); статистической значимостью экспериментальных данных; комплексным использованием различных методов исследования.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

  • разработано авторское определение толерантности, выделены показатели, входящие в структуру толерантности (знание о толерантности, понимание важности толерантности в процессе взаимодействия, представление о степени сформированности собственной толерантности, эмоциональная устойчивость, самопринятие, психологическая направленность, уравновешенность, эмпатия, самооценка, поведенческая гибкость, поведенческая стратегия);
  • выявлен вес показателей в структуре толерантности государственных служащих;
  • установлены взаимосвязи между компонентами толерантности государственных служащих (когнитивным, эмоционально-отношенческим и поведенческо-регулятивным);
  • установлено, что изменение толерантности государственного служащего происходит в зависимости от процесса становления его в профессии: чем больше стаж работы на государственной службе, тем ниже уровень толерантности;
  • определены особенности толерантности государственных служащих, выделенные с помощью сравнительного анализа с толерантностью вузовских преподавателей, которые заключаются в зависимости от стажа работы по специальности, распределении веса показателей в структуре толерантности, взаимосвязи между компонентами толерантности.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в рассмотрении понятия «толерантность» в социально-психологическом аспекте, позволившим определить толерантность как интегральное личностное качество, имеющее многокомпонентную структуру, проявляющееся в осознанной открытости к взаимодействию с другими людьми, принятии их индивидуально-психологических особенностей, моделей поведения, позиции, без утраты чувства сохранности своего Я, а также в готовности и способности к ведению конструктивного диалога. На основании анализа психологических подходов была описана структура толерантности, включающая в себя три компонента, каждый из которых имеет свои показатели: когнитивный компонент — знание о толерантности, понимание важности толерантности в процессе взаимодействия, представление о степени сформированности собственной толерантности; эмоционально-отношенческий компонент — самопринятие, самооценка, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, эмпатия, психологическая направленность (под которой понимается настроенность на другого человека), поведенческо-регулятивный компонент — поведенческая гибкость, поведенческая стратегия (стратегия конструктивного самоутверждения способствует развитию толерантности, другие, напротив препятствуют этому).

Практическая значимость исследования состоит в подборе комплексного диагностического блока для оценки уровня развития толерантности. Апробированные в работе методы исследования толерантности могут применяться для диагностики и исследования толерантности у специалистов других профессий. Полученные данные могут найти применение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих. Разработанная в работе программа тренинга может использоваться практическими психологами для повышения уровня толерантности государственных служащих.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах ВАГС; конференции «Актуальные проблемы психологии» (г. Волжский, апрель 2005); международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве» (г. Волгоград, 19—21 мая 2005); межвузовской конференции «Актуальные проблемы социальной психологии» (г. Волгоград, 18 мая 2006); Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве» (г. Волгоград, май 2007); Международной научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания в России» (г. Волгоград, 15—17 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания в Российской школе» (г. Волгоград, 15—17 ноября 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Толерантность в России: история и современность» (г. Волгоград, 23 ноября 2007 г.).

Внедрение результатов исследования проводилось на базе Волгоградской академии государственной службы с государственными служащими, проходящими обучение.

Результаты исследования использованы в работе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики в процессе текущего контроля выполнения сотрудниками профессиональных обязанностей, связанных с взаимодействием и общением с клиентами.

Результаты исследования «Структура мотивации государственных служащих как фактор психологического и профессионального благополучия» (авторы: Долгополова О. А., к. п. н., Зиновьева Д. М., к. п. н., Крутова В. В. и др.) использованы в учебном процессе Института переподготовки и повышения квалификации ВАГС по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Юриспруденция» в следующих формах:

  1. Разработаны и реализованы программы социально-психологических тренингов в рамках учебных курсов «Психология деловых отношений», «Конфликтология». В программы тренингов были включены блоки осознания и коррекции ценностных ориентаций государственных служащих, формирования коммуникативных навыков, поведения в конфликте, основ саморегуляции, стрессоустойчивости и толерантности.
  2. Выработанные рекомендации по отбору и оценке персонала в системе государственной службы использованы в процессе чтения лекций по названным дисциплинам.
  3. По результатам психодиагностического исследования государственным служащим по их желанию предоставлялись индивидуальные консультации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Толерантность государственных служащих находится на низком уровне развития, что не соответствует требованиям, предъявляемым обществом.
  2. Структура толерантности включает в себя три компонента, каждый из которых имеет свои показатели: когнитивный компонент включает в себя полноту знаний о толерантности, понимание важности толерантности в процессе взаимодействия и представление о степени сформированности собственной толерантности; эмоционально-отношенческий компонент — самопринятие, самооценку, эмоциональную устойчивость, эмпатию, уравновешенность, психологическую направленность; поведенческо-регулятивный компонент — поведенческую гибкость и поведенческую стратегию.
  3. Толерантность государственных служащих имеет специфические особенности, отличающие ее от толерантности вузовских преподавателей, несмотря на то, что обе эти профессии относятся к типу «человек – человек». Наибольший вес в структуре толерантности государственных служащих имеют самопринятие, эмоциональная устойчивость, эмпатия, уравновешенность, психологическая направленность, знание о толерантности, поведенческая стратегия, поведенческая гибкость; в то время как у преподавателей уравновешенность и поведенческая гибкость имеют минимальный вес в структуре толерантности. При этом толерантность государственных служащих значимо ниже, чем толерантность преподавателей. У государственных служащих имеется тесная взаимосвязь между когнитивным и эмоционально-отношенческим компонентами, поведенческо-регулятивным и эмоционально-отношенческим компонентами, однако взаимосвязь между когнитивным и поведенческо-регулятивным компонентами является слабой, в то время как у вузовских преподавателей существует тесная взаимосвязь между всеми компонентами толерантности.
  4. Изменение толерантности государственных служащих происходит в зависимости от процесса становления их в профессии: уровень толерантности с увеличением стажа работы государственного служащего снижается.
  5. Специально разработанная тренинговая программа, основанная на субъектном подходе, предметом которой являются факторы развития толерантности, способствует повышению уровня толерантности государственных служащих, при этом происходящие изменения являются устойчивыми.

Структура и объем диссертации.

Диссертация (177 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (237 наименований), 4 приложений. Основной текст диссертации содержит 17 таблиц, 1 схему, 12 диаграмм, 1 гистограмму.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, определяются предмет, объект, гипотезы и задачи исследования, раскрывается практическая значимость работы, ее научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, описываются апробация работы и внедрение результатов исследования.

В первой главе рассмотрено понятие «толерантность» в историко-психологическом и социально-психологическом аспектах, на этой основе раскрыта сущность понятия «толерантность». Рассмотрена толерантность с точки зрения основных психологических подходов, выделена на этом основании психологическая структура толерантности и описаны показатели ее структурных компонентов. Рассмотрены особенности толерантности государственных служащих.

Анализ психологических подходов позволил увидеть три основных компонента, входящих в структуру толерантности: когнитивный, эмоционально-отношенческий и поведенческо-регулятивный, что позволяет применить при описании толерантности как интегрального личностного качества традиционную для психологии схему исследования сложных психических процессов и явлений (триаду компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий), а также выявить показатели каждого из ее компонентов. Рассматривались работы, где идеи толерантности непосредственно представлены в исследовании (гуманистическая психология, психоанализ), а также работы, в которых выделены некоторые аспекты толерантности (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Б. Д. Эльконин, Е. Н. Волкова, К. Обуховский). При этом совокупность показателей уровня развития когнитивного, эмоционально-отношенческого и поведенческо-регулятивного компонентов структуры толерантности характеризует уровень развития толерантности.

Толерантность является одним из качеств, необходимых для взаимодействия с другими людьми. Государственная служба относится к профессиям типа «человек – человек», в которых для эффективности взаимодействия важное значение имеют субъектно-субъектные отношения. Поэтому для выполнения своих профессиональных обязанностей государственный служащий должен не только обладать профессиональными знаниями, но иметь определенный набор поведенческих черт и личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, в том числе и умение компетентно взаимодействовать с другими людьми. Описание основных параметров (черт, характеристик), которыми должен обладать государственный служащий составляет профессиографическую модель его деятельности. Анализ научной и методической литературы показывает, что такая модель уже разработана и представлена в публикациях А. А. Деркача и А. К. Марковой, а также ряда других авторов. Специфика работы государственного служащего заключается в осуществлении управленческой деятельности и связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, взаимодействием с другими людьми. При этом социально-психологическая компетентность, в которой толерантность является одной из важнейших характеристик, выступает основой профессиональной деятельности государственного служащего. Работник государственной службы, в первую очередь, должен занимать гражданскую позицию, быть ориентирован не только на процесс выполнения должностных обязанностей и функций, но и на субъектов, с которыми выстраиваются профессиональные отношения. Толерантность является тем качеством, которое способствует этому.

Итак, толерантность понимается как интегральное личностное качество, имеющее многокомпонентную структуру, проявляющееся в осознанной открытости к взаимодействию с другими людьми, принятии их индивидуально-психологических особенностей, моделей поведения, позиции, без утраты чувства сохранности своего Я, а также в готовности и способности к ведению конструктивного диалога. Толерантность оказывает влияние на способность конструктивно взаимодействовать в системе отношений «человек – человек».

Вопросы определения уровней развития личностных свойств и качеств рассматриваются в работах В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Ученые исследуют этот процесс как движение формируемого качества личности от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного уровня развития к другому — более совершенному. Этому процессу присущи поступательность, определенная преемственность, отрицание устаревшего и появление нового. Качественные изменения в развитии личности обусловливают существование уровней, каждый из которых имеет собственные элементы. Уровень развития личностного качества характеризуется совокупностью его количественных и качественных показателей, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Механизмы развития личностного качества представлены в работах В. К. Вилюнаса, А. Н. Леонтьева и других исследователей. Для эффективной реализации процесса развития толерантности у государственных служащих будет использоваться социально-психологический тренинг, основанный на субъектном подходе.

Во второй главе содержится описание методов изучения толерантности и результатов экспериментального исследования; предложена программа тренинга, направленная на развитие толерантности государственных служащих.

Экспериментальное исследование включало в себя 4 этапа:

  1. Разработка и апробация блока диагностических методик для изучения толерантности.
  2. Проведение констатирующего исследования, определение уровня развития толерантности государственных служащих, выявление веса показателей в структуре толерантности государственных служащих и определение взаимосвязи между ее компонентами.
  3. Сравнение толерантности государственных служащих с толерантностью вузовских преподавателей.
  4. Разработка и реализация программы психологического тренинга, направленного на развитие толерантности государственных служащих.

На первом этапе экспериментального исследования нами был произведен подбор групп для изучения толерантности. Практическое исследование толерантности государственных служащих проводилось в период с октября 2005 г. по апрель 2006 г. В исследовании приняли участие 316 государственных служащих, проходящих обучение на базе Волгоградской академии государственной службы. В исследовании приняли участие: руководители — 48 человек, помощники и советники — 26 человек, специалисты — 242 человека. Количество представителей указанных категорий пропорционально количеству государственных служащих занимающих соответствующие должности. В качестве контрольной группы выступили преподаватели гуманитарных дисциплин высших учебных заведений г. Волгограда общей численностью 100 человек. На данном этапе был подобран диагностический инструментарий для изучения уровня толерантности. Для этого был использован комплекс диагностических методик, основанием построения которого явилась структурная модель толерантности, включающая в себя три компонента, каждый из которых имеет свои показатели. На основании изучения всех показателей делался вывод об уровне сформированности толерантности. В качестве эмпирических методик для изучения показателей толерантности использовались следующие диагностические процедуры: Калифорнийский личностный опросник «CPI» Х. Гоуха; Фрайбургский личностный опросник «FPI» в адаптации А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской; самооценочная методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн (в модификации Т. М. Габриял); опросник «Стратегии самоутверждения личности» Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой; анкета «Представление о толерантности», разработанная автором. Результаты, полученные по данным методикам, были соотнесены с результатами методики, прямо измеряющей толерантность, их соответствие позволяет говорить о вхождении данных показателей в структуру толерантности.

Второй этап был посвящен изучению толерантности государственных служащих.

Исследование когнитивного компонента толерантности показало, что значительное число государственных служащих имеет низкий уровень развития данного компонента (характерно для 37,7%). Так, государственные служащие выделяют некоторые показатели толерантности, однако не имеют целостного представления об этом феномене. Для большинства респондентов характерно определение толерантности через понятие «терпимость», часто эти понятия отождествляются, к толерантности относят такие категории, как доброжелательность, воспитанность, уважение, выдержку, самообладание, честность. Многие считают невозможным применение толерантной стратегии поведения в своей работе по отношению ко всем клиентам, причину этому видят в самих клиентах. Отметим, что при этом большинство государственных служащих высоко оценивают степень сформированности собственной толерантности. Результаты же психологической диагностики свидетельствуют о том, что это не так.

Исследование показало наличие значимой корреляционной связи между толерантностью и такими свойствами, как самооценка, самопринятие, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, психологическая направленность, что позволяет сделать вывод о том, что эти свойства можно рассматривать как показатели толерантности ее эмоционально-отношенческого компонента. Положительная корреляционная связь свидетельствует о том, что при повышении уровня развития данных показателей повышается толерантность. Коэффициент корреляционной связи толерантности с самооценкой (–0,213, при р≤0,01, учитывая, что низкие баллы в данной методике свидетельствуют о высокой самооценке, то получается, что толерантность тем выше, чем выше самооценка), говорит о существовании положительной связи между толерантностью и самооценкой. При анализе результатов, полученных при изучении самооценки, следует отметить, что для большинства государственных служащих характерна слегка завышенная самооценка (для 53,5%). Исследованиями зарубежных и отечественных авторов доказано, что высокая самооценка часто связана с высокой саморегуляцией личности и ведёт к эффективному социальному функционированию личности, в то время как люди с низкой самооценкой работают менее эффективно в стрессовых ситуациях, часто испытывают затруднения в межличностных контактах. Несмотря на высокий процент испытуемых со средней и завышенной самооценкой, следует отметить, что часто государственные служащие при прояснении причин, почему именно они относят себя к выбранному им уровню, либо затруднялись ответить, либо отвечали общими фразами, например: «такая философия», «так все считают». Это может говорить об отсутствии рефлексии, некритичном отношении к себе. Анализ результатов исследования самопринятия показывает, что для большинства государственных служащих преобладающим является низкий и средний уровни самопринятия (для 40,8% и 38,3% соответственно), что свидетельствует о склонности к конвенциальным формам поведения, неуверенности в социальной среде и сомнении в собственных возможностях и способностях; принятии лишь отдельных своих сторон. Для преобладающего числа государственных служащих характерен низкий уровень развития эмпатии (для 52,2%), то есть они не стремятся понять других людей, неотзывчивы к их потребностям и чувствам. Уровень развития уравновешенности — средний (характерно для 44,6%). В то же время достаточно большое количество государственных служащих имеют низкий уровень по показателю «уравновешенность» (характерно для 28,2%), что говорит о низкой устойчивости к стрессу, слабой защищенности от воздействия стрессогенных факторов. Показатель «эмоциональной устойчивости» у государственных служащих находится на низком и среднем уровнях (у 38% и 32% соответственно), при этом низкий уровень свидетельствует о склонности к аффективному (агрессивному) реагированию. Низкий уровень по шкале «психологической направленности» (характерен для 50%) говорит о том, что государственные служащие не восприимчивы по отношению к другим, не стремятся их понять, склонны перекладывать ответственность на других. Таким образом, для государственных служащих характерен низкий уровень развития эмоционально-отношенческого компонента толерантности.

В результате исследования было обнаружено, что толерантность тесно взаимосвязана с такими свойствами, как поведенческая гибкость, поведенческая стратегия (согласно данным корреляционного анализа), что позволяет сделать вывод о том, что эти свойства можно рассматривать как показатели толерантности, ее поведенческо-регулятивного компонента. Для государственных служащих преобладающим является низкий уровень развития поведенческой гибкости (для 64,3%), что говорит о ригидности, стремлении решать задачи по имеющимся шаблонам. Результаты, полученные при изучении поведенческой стратегии, показали, что наиболее распространенной стратегией поведения у государственных служащих является стратегия «доминирования» (у 47,1%), которая выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях, использовании манипулятивных стратегий. Таким образом, для государственных служащих характерен низкий уровень развития поведенческо-регулятивного компонента толерантности. При взаимодействии с населением государственные служащие не будут стремиться найти индивидуальный подход к решению проблемы человека, а скорее будут ориентированы на формальное выполнение своих обязанностей.

Результаты исследования, проведенного с помощью метода экспертных оценок В. А. Ясвина, показывают, что у большинства государственных служащих по поступочному компоненту, который согласно В. А. Ясвину является концентрированным выражением отношения, обнаруживается отношение, связанное с пассивным непринятием населения, терпимостью.

Результаты T-Testa на независимых примерах показывают, что в группе с высокими показателями по толерантности среднее значение по показателям «самопринятие» (t=6,086, при p=0,000), «эмпатия» (t=4,694, при p=0,000), «эмоциональная устойчивость» (t=5,099, при p=0,000), «поведенческая гибкость» (t=2,454, при p=0,015), «поведенческая стратегия» (t=2,701, при p=0,007), «психологическая направленность» (t=3,699, при p=0,001), «знания о толерантности» (t=5,121, при p=0,000), «самооценка» (t=–2,563, при p=0,011) выше, чем среднее значение данных параметров в группе с низкими показателями по толерантности, данные различия являются статистически значимыми.

Таким образом, в целом уровень развития толерантности у государственных служащих является низким, что говорит о том, что они при взаимодействии с людьми держат дистанцию, не стремятся их понять, способны использовать других в своих собственных интересах. Об этом также свидетельствуют данные, полученные по шкале «толерантность» низкий уровень развития толерантности зафиксирован у 56,2% государственных служащих (шкала «толерантность» определяет общий уровень толерантности, при этом не дает представления о развитии каждого компонента и его содержательных характеристик).

Таблица 1. Результаты регрессионного анализа

компоненты

коэффициент регрессии

B-коэффициент параметра (Beta)

Уровень значимости

эмпатия

0,129

0,133

p≤0,01

поведенческая гибкость

0,208

0,211

p≤0,001

психологическая направленность

0,133

0,148

p≤0,001

знания о толерантности

0,262

0,182

p≤0,001

самопринятие

0,168

0,194

p≤0,001

уравновешенность

0,539

0,146

p≤0,01

эмоциональная устойчивость

0,869

0,244

p≤0,001

поведенческая стратегия

1,226

0,130

p≤0,001


Результаты регрессионного анализа показывают, что наибольший вес в структуре толерантности государственных служащих имеют эмоциональная устойчивость, поведенческая гибкость, самопринятие, знание о толерантности. Несколько меньший вес обнаруживается у психологической направленности, уравновешенности, эмпатии, поведенческой стратегии. Показатель самооценки лежит ниже линии регрессии, то есть его вес в структуре толерантности минимальный.

В работе был проведен факторный анализ для определения взаимосвязи между компонентами толерантности и выделены на этой основе группы факторов. В результате было выделено три группы факторов: фактор «саморегуляции», включающий в себя эмоциональную устойчивость и знание о толерантности, фактор «эффективности и адаптивности социальных контактов», состоящий из самооценки, самопринятия и поведенческой гибкости, фактор «ориентированности на других», включающий в себя психологическую направленность и эмпатию. Таким образом, у государственных служащих имеется тесная взаимосвязь между когнитивным и эмоционально-отношенческим компонентами (фактор «саморегуляции» включает в себя эмоциональную устойчивость и знания о толерантности) и поведенческо-регулятивным и эмоционально-отношенческим компонентами (фактор «эффективности и адаптивности социальных контактов» включает в себя самооценку, самопринятие и поведенческую гибкость), однако обнаружена слабая взаимосвязь между когнитивным и поведенческо-регулятивным компонентами, что может свидетельствовать о расхождении между знанием государственных служащих о том, каким должно быть их поведение и поведением, реализуемым в действительности.

Связь толерантности государственных служащих с полом, возрастом и статусом не обнаружилась, то есть их толерантность не зависит от данных характеристик. Исследование показало наличие зависимости толерантности государственных служащих от стажа работы. Причем данная зависимость обратная, то есть, чем больше стаж, тем ниже толерантность, и наоборот. Таким образом, специфика деятельности государственных служащих, условия, в которых они взаимодействуют, отрицательно влияют на развитие толерантности.

На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ толерантности государственных служащих и вузовских преподавателей. Контингент вузовских преподавателей был выбран в связи с тем, что, во-первых, деятельность государственных служащих и вузовских преподавателей относится к одной системе отношений «человек – человек»; во-вторых, субъект-субъектные отношения опосредованы сходностью ряда условий взаимодействия (необходимостью быстро принимать решения, высокой ответственностью, масштабом результата: у государственных служащих от их деятельности зависит отношение людей к государственной власти, у вузовских преподавателей — профессиональная компетентность будущего специалиста); в-третьих, данные отношения предполагают определенную зависимость от тех решений, которые принимают представителей обеих профессий.

При сопоставлении результатов исследования, полученных в группе государственных служащих и в группе вузовских преподавателей, обращает на себя внимание тот факт, что уровень толерантности преподавателей значительно выше, чем уровень толерантности государственных служащих.

Для уточнения сходства и различий между группой государственных служащих и группой вузовских преподавателей, принимавших участие в исследовании, проводился статистический анализ с использованием Т-критерия Стьюдента. Среднее значение по интегральному показателю развития толерантности у госслужащих 42,92, а у преподавателей 51,80, t=10,200, при p≤0,001. Среднее значение по показателям «эмпатия», «поведенческая гибкость», «психологическая направленность», «самопринятие», «уравновешенность», «эмоциональная устойчивость», «поведенческая стратегия» и «знание о толерантности» у преподавателей выше, чем среднее значение данных показателей у государственных служащих. Величина р≤0,001, что свидетельствует о высокой статистической значимости данных различий. Выбранные методики дают значимые различия между группами государственных служащих и вузовских преподавателей, несмотря на то, что обе профессии относятся к профессиям одного типа — «человек – человек» по классификации Е. А. Климова.

Корреляционный анализ данных, полученных в результате проведения методик для исследования толерантности и ее показателей, выявил значимые корреляции в обеих группах. Толерантность государственных служащих и вузовских преподавателей имеет одинаковую структуру, однако имеются различия в весе показателей компонентов в структуре толерантности. Наибольший вес в структуре толерантности государственных служащих имеют эмоциональная устойчивость, поведенческая гибкость, самопринятие, знание о толерантности. Несколько меньший вес обнаруживается у психологической направленности, уравновешенности, эмпатии и поведенческой стратегии. Показатель самооценки лежит ниже линии регрессии, то есть его вес в структуре толерантности государственных служащих минимальный.

Таблица 2. Результаты сравнения выборок по Т-критерию Стьюдента

ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

СТАТУС

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Т-критерий Стьюдента

эмпатия

преподаватели

53,14

t=11,715, при p≤0,001

госслужащие

42,47

поведенческая гибкость

преподаватели

52,67

t=12,966, при p≤0,001

госслужащие

40,90

направленность на других

преподаватели

54,17

t=12,462, при p≤0,001

госслужащие

43,92

самооценка

преподаватели

21,72

t=9,956, при p≤0,001

госслужащие

17,88

знания о толерантности

преподаватели

4,27

t=14,063, при p≤0,001

госслужащие

3,03

самопринятие

преподаватели

54,39

t=7,666, при p≤0,001

госслужащие

46,60

уравновешенность

преподаватели

6,30

t=6,154, при p≤0,001

госслужащие

5,04

эмоциональная устойчивость

преподаватели

6,62

t=8,621, при p≤0,001

госслужащие

4,75

стратегия констр. самоутверждения

преподаватели

2,62

t=11,399, при p≤0,001

госслужащие

1,80


В то же время у вузовских преподавателей наибольший вес в структуре толерантности обнаруживается у психологической направленности, самопринятия, средний — у поведенческой стратегии, знания о толерантности, эмпатии, эмоциональной устойчивости, при этом самооценка, уравновешенность и поведенческая гибкость имеют минимальный вес в структуре толерантности, данные показатели лежат ниже линии регрессии (согласно данным регрессионного анализа). Вероятно, это связано с тем, что вузовские преподаватели в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с представителями одной социальной группы — студентами, в то время как государственные служащие в своей деятельности сталкиваются с представителями различных социальных групп, поэтому их ситуация профессионального общения требуют большей гибкости и уравновешенности для проявления толерантности.

Кроме того, имеются отличия в связи между компонентами толерантности у государственных служащих и вузовских преподавателей. Так, у вузовских преподавателей обнаруживается тесная взаимосвязь между всеми компонентами толерантности (фактор «стиль социальных отношений» включает в себя психологическую направленность, эмпатию, знания о толерантности и поведенческую стратегию). В тоже время у государственных служащих имеется тесная взаимосвязь между когнитивным и эмоционально-отношенческим компонентами; поведенческо-регулятивным и эмоционально-отношенческим компонентами, однако обнаруживается слабая взаимосвязь между когнитивным и поведенческо-регулятивным компонентами. Вероятно, различие в связи между компонентами толерантности у государственных служащих и вузовских преподавателей связано с тем, что у вузовских преподавателей имеется особый стиль взаимодействия со студентами, который сложился под воздействием знаний, ценностей, убеждений, данный стиль общения не зависит от личности конкретного студента, ситуации, в то время как у государственных служащих такого стиля нет, ситуации межличностного взаимодействия будут зависеть от ряда факторов.

В результатах исследования, полученных с использованием методики В. А. Ясвина, экспертами в которой выступали коллеги, были прослежены различия между отношением к другим в группе государственных служащих и группе вузовских преподавателей. У государственных служащих поступочный компонент, в котором в наибольшей степени проявляется отношение к другим, связан с пассивным непринятием населения, терпимостью, в то время как у преподавателей данный компонент связан с активным принятием студентов.

Результаты корреляционного анализа показывают, что толерантность государственных служащих зависит от стажа работы по специальности, в то время как у вузовских преподавателей такой зависимости не обнаруживается. Это подтверждает выдвинутое предположение о том, что именно специфика деятельности государственных служащих, сложившиеся способы взаимодействия в их среде негативно влияют на толерантность, а не сама система отношений «человек – человек», которая является общей для них и вузовских преподавателей. Это также подтверждается и применяемой государственными служащими стратегией во взаимодействии — доминирование, в то время как наиболее распространенной стратегией поведения среди вузовских преподавателей является стратегия конструктивного самоутверждения.

Четвёртый этап экспериментального исследования посвящен разработке программы тренинга, направленного на повышение уровня толерантности государственных служащих, его апробации и оценке эффективности.

Нами была разработана программа по развитию толерантности на основе объединения метода социально-психологического тренинга и субъектного подхода. Обоснование возможности применения субъектного подхода в психологическом тренинге приводится в работе И. В. Вачкова и С. Д. Дерябо, согласно которым именно субъектный подход является наиболее адекватной основой разработки методов развития личности, нежели другие направления психологической практики.

При построении программы тренинга мы опирались на принцип ориентации на эффективный результат. В тренинге активно использовались притчи, позволяющие доносить важные идеи тренинга до участников в метафорической форме. Цикл занятий построен в соответствии с группами факторов, определяющих взаимосвязи между компонентами толерантности государственных служащих.

Апробация тренинга проходила с государственными служащими, проходящими обучение на базе ВАГС. Тренинг проводился в двух подгруппах по 12 человек, всего приняло участие 24 человека.

Для оценки результатов проведенного тренинга наблюдение велось за участниками на протяжении всей работы, а также были выделены критерии, позволяющие зафиксировать изменения, происходящие с каждым участником. Эффективность тренинга оценивалась по следующим критериям: «ориентация в содержании своего внутреннего мира», «открытость к взаимодействию», «направленность на другого», «конструктивный диалог», а также общему критерию, используемому для наблюдений в тренинговой работе — «рефлексия».

Проверка эффективности тренинга помимо качественного описания процессов, происходящих в группе, предполагает также количественное измерение эффективности. В качестве критерия эффективности было принято развитие (возрастание оценок) содержательных характеристик компонентов толерантности в результате прохождения данной программы. Диагностика осуществлялась на основе психодиагностических методик и анкеты, использовавшихся на первом этапе исследования. Исследование проводилось по плану для двух групп с предварительным и итоговым тестированием. Для проверки длительности воздействия тренинговой программы на показатели толерантности, то есть устойчивости достигнутого результата, было проведено отсроченное тестирование (спустя месяц после тренинга) в экспериментальной и контрольной группах

Таблица 3. Значение X2rэмп для тренинговой и контрольной групп

группа

самопринятие

эмпатия

гибкость

псих. направл.

уравновешенность

эмоц. устойч.

стратегии

знание

тренинговая

15,407

14,881

14,988

14,194

9,844

13,857

18,200

20,346

контрольная

2,571

0,4

0,737

3,714

0,071

4,16

2

4,33


Расчет критерия X2r Фридмана показал, что для тренинговой группы гипотеза о наличии неслучайных различий между показателями компонентов толерантности, полученных в первом, втором и третьем обследованиях оказывается принятой для всех шкал. Анализ данных, полученных при расчетах Т-критерия Вилкоксона, показал наличие интенсивных сдвигов (p<0,005) в сторону возрастания оценок по содержательным характеристикам структурных компонентов толерантности от первого ко второму и от первого к третьему замеру в тренинговой группе и их отсутствие в контрольной группе, что позволяет считать подтвержденной эффективность данной тренинговой программы в развитии толерантности. Необходимо обратить особое внимание на сохранение в целом уровня развития толерантности в период после завершения тренинга. Таким образом, изменение показателей является не временным колебанием под воздействием непривычной ситуации (для подавляющего большинства участников это было первое знакомство с психологическим тренингом), а устойчивым преобразованием. Следовательно, разработанная программа социально-психологического тренинга по развитию толерантности государственных служащих является эффективной, это позволяет рекомендовать ее для дальнейшего применения.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Толерантность имеет структуру, включающую когнитивный, эмоционально-отношенческий и поведенческо-регулятивный компоненты, каждый из которых имеет свои показатели: в когнитивный компонент входит знание о толерантности, понимание важности толерантности в процессе взаимодействия, представление о степени сформированности собственной толерантности, в эмоционально-отношенческий — самопринятие, самооценка, эмоциональная устойчивость, эмпатия, уравновешенность, психологическая направленность, в поведенческо-регулятивный — поведенческая стратегия, поведенческая гибкость.
  2. Для большинства государственных служащих характерен низкий уровень толерантности, и слабое содержательное наполнение ее структурных компонентов.
  3. Наибольший вес в структуре толерантности государственных служащих имеют эмоциональная устойчивость, поведенческая гибкость, самопринятие, знание о толерантности. Несколько меньший вес обнаруживается у психологической направленности, уравновешенности, эмпатии и поведенческой стратегии. Показатель самооценки лежит ниже линии регрессии, то есть его вес в структуре толерантности государственных служащих минимальный. У государственных служащих имеется тесная взаимосвязь между когнитивным и эмоционально-отношенческим компонентами (фактор «саморегуляции» включает в себя эмоциональную устойчивость и знания о толерантности) и поведенческо-регулятивным и эмоционально-отношенческим компонентами (фактор «эффективности и адаптивности социальных контактов» включает в себя самооценку, самопринятие и поведенческую гибкость), однако взаимосвязь между когнитивным и поведенческо-регулятивным компонентами слабая.
  4. Толерантность государственных служащих имеет свою специфику по сравнению с вузовскими преподавателями, несмотря на то, что обе эти профессии относятся к типу «человек – человек». Уровень развития толерантности государственных служащих ниже, чем уровень развития толерантности преподавателей. У вузовских преподавателей, в отличие от государственных служащих, не только самооценка, но и уравновешенность и поведенческая гибкость имеют минимальный вес в структуре толерантности. Имеются также отличия в связи между компонентами толерантности у государственных служащих и вузовских преподавателей. Так, у вузовских преподавателей, в отличие от госслужащих, обнаруживается тесная взаимосвязь между всеми компонентами толерантности. Толерантность государственных служащих зависит от стажа работы по специальности, а у вузовских преподавателей такой зависимости не обнаруживается.
  5. Специально разработанная тренинговая программа, ориентированная на развитие субъектности участников, опирающаяся на метафоризацию представлений о межличностных отношениях и имеющая в качестве основного предмета работы факторы развития толерантности, способствует повышению уровня толерантности государственных служащих; при этом изменения являются устойчивыми.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

  1. Крутова В. В. Проблема толерантной коммуникации в сфере управления / В. В. Крутова // «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве»: тез. докл. Международной научно-практической конференции 19—21 мая 2005: [материалы] / редкол.; Ю. А. Сорокин [и др.] — Волгоград, 2005. — С. 24—26.
  2. Крутова В. В. Толерантность как профессионально значимое качество государственных и муниципальных служащих / В. В. Крутова // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: сб. научных трудов. — Вып. 9. — Волгоград ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» — Волгоград, 2006. — С. 50—57.
  3. Крутова В. В. Диалог как способ развития толерантности у государственных и муниципальных служащих / В. В. Крутова // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: сб. научных трудов. — Вып. 10. — Волгоград ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» — Волгоград, 2006. — С. 92—99.
  4. Крутова В. В. Толерантность как условие эффективной деятельности государственных и муниципальных служащих / В. В. Крутова // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: сб. научных трудов. — Вып. 11. — Волгоград ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» — Волгоград, 2007. — С. 115—123.
  5. Крутова В. В. Психологические характеристики толерантности в межличностном взаимодействии / В. В. Крутова // «Актуальные проблемы социальной психологии»: материалы конференции 18 мая 2006: / редкол.; О. А. Долгополова [и др.] — Волгоград, 2006. — С. 51—61.
  6. Фактор психологического и профессионального благополучия государственных служащих. Монография / М. Ю. Бояркин, О. А. Долгополова, Д. М. Зиновьева, В. В. Крутова [и др.] — Волгоград, 2007. — 216 с.
  7. Крутова В. В. Диалогичность как условие становления толерантности управленцев / В. В. Крутова // «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве»: материалы Международной научно-практической конференции 17—19 мая 2007: [материалы] / редкол.; Ю. А. Сорокин [и др.] — Волгоград, 2007. — С. 154—157.
  8. Крутова В. В. Толерантность как необходимое качество государственных и муниципальных служащих в работе с населением / В. В. Крутова // Прикладная психология и психоанализ. — М., 2007. — № 1. — С. 72—76.
  9. Зиновьева Д. М. Социальная и этническая толерантность государственных служащих / Д. М. Зиновьева, В. В. Крутова, Е. Е. Панкратова // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Толерантность в России: история и современность», 23 ноября 2007: / редкол.; А. Н. Долгенко [и др.] — Волгоград, 2008. — С. 176—181.
  10. Крутова В. В. Толерантность в образовательном процессе: психолого-педагогический аспект / В. В. Крутова // сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания в Российской школе», 15—17 ноября 2007. — Волгоград, 2008 — С. 91—93.
  11. Крутова В. В. Сравнительный анализ толерантности государственных служащих и преподавателей / В. В. Крутова // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2008. — № 3(41) — М., 2008. — С. 86—89.
  12. Крутова В. В. Развитие толерантности государственных и муниципальных служащих средствами социально-психологического тренинга / В. В. Крутова // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Вып. 5: Сер: Педагогические и психологические науки. — Калининград: Из-во РГУ им. И. Канта, 2008. — С. 47—51.

Ознакомиться с авторефератом диссертации можно также на сайте Электронной библиотеки МГППУ:
Социально-психологический анализ толерантности государственных служащих

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика