Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Нейропсихологическая характеристика высших психических функций у детей 6—9 лет с пограничными психическими расстройствами

Диссертант: Новикова Г.Р.
Год защиты: 2008
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.10 - Коррекционная психология
Научный руководитель: Лубовский Владимир Иванович, Шалимов Валерий Федорович
Оппоненты: Ахутина Татьяна Васильевна, Подобед Виктор Леонидович

Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета

Диссертация на сайте psychlib.ru : http://psychlib.ru/mgppu/disers/NovikovaGR/NNH-001.HTM
Доступно для зарегистрированых (на psychlib.ru) пользователей
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

На правах рукописи

Новикова Галина Рудольфовна

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

19.00.10 — коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

МОСКВА — 2008

Работа выполнена в Московском городском психолого-педагогическом университете

Научные руководители:

  • действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор Лубовский Владимир Иванович
  • доктор медицинских наук Шалимов Валерий Федорович

Официальные оппоненты:

  • доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией нейропсихологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Ахутина Татьяна Васильевна
  • кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета Подобед Виктор Леонидович

Ведущее учреждение: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

Защита состоится “19” июня 2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.01 Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, дом 29, аудитория 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан “ _____ ” мая 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кулагина И. Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

В настоящее время клинико-эпидемиологические исследования констатируют существенный рост психических расстройств пограничного характера в детско-подростковой популяции (материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы детской психиатрии», 2006 г.). Отмечается сдвиг показателей по группе психосоциально обусловленных отклонений в виде реактивных состояний, психосоматических расстройств, аномалий личностного развития, а также по группе заболеваний, связанных с минимальной мозговой дисфункцией и задержкой психического развития. Снижение уровня психического здоровья отражается на социализации ребенка в ведущих сферах его социальных отношений, ограничивает возможности получения полноценного общего образования. За последние двадцать лет, по данным Института коррекционной педагогики РАО, число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2—2,5 раза и составило более 30% (2001). Значительную часть учеников младших классов (от 40% до 65%), испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению, составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития рассматривается «как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития — временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка» (В. И. Лубовский, 2003). Психолого-педагогические исследования, выявляя специфичность психологической структуры данного типа дизонтогенеза, свидетельствуют о разбросе показателей степени выраженности психических расстройств, о разнообразии особенностей индивидуальных проявлений психической деятельности, о различной возрастной динамике психического развития (Н. Л. Белопольская, 1976; Т. В. Егорова, 1973; Г. И. Жаренкова, 1975; Л. В. Кузнецова, 1986; В. И. Лубовский, 1972, 1984, 2003; Н. А. Менчинская, 1971, 1984; Н. А. Никашина, 1972; Л. И. Переслени, 1982; В. Л. Подобед, 1981; Е. С. Слепович, 1978, 1985; Р. Д. Тригер, 1975; У. В. Ульенкова, 1990; Н. А. Цыпина, 1974; С. Г. Шевченко, 1974; П. Б. Шошин, 1972). Клинические исследования также указывают на то, что задержки психического развития — это гетерогенная группа состояний в отношении этиологии, патогенетических механизмов, клинико-психопатологической структуры дефекта, клинических проявлений и прогноза (И. А. Юркова, 1959; Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1972; М. Г. Рейдибойм, 1978; В. В. Ковалев, 1979; К. С. Лебединская, 1982; И. Ф. Марковская, 1993; В. Ф. Шалимов, 2002). Наряду с обратимыми состояниями, которые являются ядром этой группы, в ее состав входят более стойкие, менее корригируемые отклонения, относящиеся к аномальному развитию.

В клинической психиатрии для обозначения довольно широкого спектра переходных состояний и функциональных отклонений от нормы было введено понятие «пограничные психические расстройства» (П. Б. Ганнушкин, 1908; Г. К. Ушаков, 1978; Ю. А. Александровский, 1993; В. Я. Гиндикин, 2002). В круг пограничных психических расстройств (ППР) в детском возрасте включают клинически выраженные функционально-динамические психические расстройства, нарушения темпа возрастного психического развития, нарушения личностного реагирования с проявлениями средовой психической дезадаптации. Закономерности психического развития детей с ЗПР, специфические характеристики психологической структуры данного типа дизонтогенеза, представления о первичном дефекте и о системной обусловленности вторичных психических отклонений позволяют говорить о тождественности психолого-педагогического и клинического терминов в пределах непрогредиентных состояний.

Качественный анализ целостной картины отклоняющего онтогенеза (Л. С. Выготский, 1956; А. Р. Лурия, 1956, 1958; А. И. Дьячков, 1965; Г. Е. Сухарева, 1972, 1974; В. В. Ковалев, 1979; В. В. Лебединский, 1985; В. И. Лубовский, 1989, 2003; И. Ф. Марковская, 1993; Т. В. Ахутина, 2002, 20003) предполагает клинико-психологическую квалификацию следующих параметров:

  • функциональная локализация основных проявлений: дефицитарность модально-специфических корковых функций, снижение высших форм регуляции, нейродинамические расстройства;
  • соотношение симптомов повреждения, признаков нарушения темпа развития и функционально-динамических сдвигов;
  • соотношение дефицитарности базальных и интеллектуальных функций;
  • степень выраженности дефекта и вовлеченность числа психических функций;
  • характер внутри- и межсистемных отношений в процессе системогенеза.

Одним из адекватных методов клинико-психологической квалификации указанных параметров является системный нейропсихологический анализ высших психических функций (ВПФ). Имеющиеся нейропсихологические исследования состояния ВПФ у детей с ЗПР посвящены нарушениям развития церебрально-органического генеза (И. Ф. Марковская, 1977, 1993; Н. М. Пылаева, 1995; Н. Г. Манелис, 2001; Т. В. Ахутина, З. А. Меликян, 2002; Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, 2003). В то же время сохраняет актуальность проблема общих и специфических закономерностей развития психики детей с данной формой дизонтогенеза, решение которой предполагает сопоставление различных вариантов рассматриваемого типа нарушенного развития (В. И. Лубовский, 1971, 2003, 2008).

Значительная межиндивидуальная вариабельность, отсутствие жестко детерминированных связей между мозговой организацией и функциональными компонентами ВПФ, обусловленное полифакторностью в формировании структурно-функциональных систем мозга, а так же взаимосвязь симптоматики дизонтогенеза с клиническими проявлениями психических расстройств затрудняют реализацию нейропсихологического подхода к анализу отклонений развития в детском возрасте (Г. Е. Сухарева, 1972, 1974; В. В. Ковалев, 1974, 1979; В. А. Гурьева, 1994, 2004; Н. В. Дубровинская, 1996; Т. В. Ахутина, 1996, 1998, 2007; Е. В. Макушкин, 2002; В. Ф. Шалимов, 2000, 2007; Н. В. Вострокнутов, 2006). Для преодоления затруднений необходимо, чтобы нейропсихологические методы стали элементом комплексной схемы междисциплинарного многоосевого анализа психического развития детей. Это позволит провести дифференциальную оценку дизонтогенетических признаков и выявить особенности, характерные для той или иной формы дефекта, несмотря на большой разброс индивидуальных данных.

Цель исследования — изучение общих и специфических особенностей формирования ВПФ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным психическим развитием пограничного уровня.

Задачи исследования:

  1. Разработка системы нейропсихологической оценки состояния ВПФ при нарушениях психического развития пограничного уровня.
  2. Выявление специфических нейропсихологических особенностей, позволяющих дифференцировать типы ППР.
  3. Выявление нейропсихологических особенностей, объединяющих типологически различные группы ППР в рамках конкретного вида нарушенного развития.
  4. Обоснование схемы нейропсихологического обследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с учетом клинико-психологических особенностей изучаемого контингента.

Объект исследования: структурно-функциональная организация ВПФ при пограничных психических расстройствах у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: общие и специфические особенности формирования ВПФ у детей 6—9 лет с пограничными психическими расстройствами.

Гипотезы исследования:

  1. Нейропсихологическая картина состояния ВПФ при пограничных психических расстройствах характеризуется вариативностью в проявлении различных состояний сформированности ВПФ, которые образуют континуум непрерывных переходов от минимально выраженных отклонений к стойкой несформированности структурных компонентов в пределах каждой отдельной функции.
  2. Специфичность отдельных типов ППР проявляется в структурно-динамических особенностях формирования ВПФ.
  3. Нейропсихологический анализ состояния ВПФ позволяет выявить признаки психологической структуры, общие для различных типов ППР в рамках конкретного вида нарушенного развития.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования выступают культурно-историческая концепция психического развития, учение о системном характере ВПФ и их системной и динамической локализации в головном мозге (Л. С. Выготский, 1960, 1982; А. Р. Лурия, 1969, 1973; П. К. Анохин, 1975, 1980; Н. А. Бернштейн, 1962, 1990), концепция детского развития Д. Б. Эльконина (1960, 1971); теория формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, 1966, 1969).

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложен новый подход к анализу состава сложной популяции детей с ЗПР, включающий:

  • системное исследование ВПФ у детей, относящихся к разным клиническим типам ППР внутри рассматриваемого вида нарушенного развития;
  • оценку внутригрупповых особенностей формирования ВПФ при разных типах ППР;
  • сравнительный анализ профилей сформированности ВПФ при разных типах ППР.

2. Для выявления нейропсихологических особенностей формирования ВПФ при пограничных психических расстройствах целесообразно использовать следующие критерии:

  • дифференцированная оценка степени сформированности ВПФ, различающихся по сложности иерархической организации;
  • распределение индивидуальных показателей степени сформированности всех исследуемых ВПФ во внутригрупповом континууме;
  • совокупный показатель, отражающий частоту встречаемости признаков сформированности/несформированности структурных компонентов ВПФ во внутригрупповом континууме;

3. Специфические нейропсихологические особенности различных типов ППР отражают механизмы структурно-динамических отклонений и своеобразие клинических симптомов на психопатологическом уровне.

4. Выделение ЗПР как самостоятельного вида дизонтогенеза подтверждается единством психологической структуры входящих в него трех клинических типов ППР.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость работы.

Применен новый подход к анализу состава сложной популяции детей с нарушениями психического развития пограничного уровня. Предложена система нейропсихологической оценки состояния ВПФ у детей с пограничными психическими расстройствами, позволяющая исследовать взаимосвязи между дизонтогенетическими проявлениями, клиническими симптомами психических расстройств и обратимостью имеющихся отклонений. Выделены общие и специфические нейропсихологические особенности клинических типов ППР у детей 6—9 лет, посещающих образовательное учреждение компенсирующего вида. Впервые доказано сходство психологической структуры ряда клинических типов ППР, что подтверждает обоснованность выделения ЗПР как самостоятельного вида дизонтогенеза.

Практическая значимость работы.

Разработана система нейропсихологической оценки состояния ВПФ при нарушениях психического развития пограничного уровня. Выявленные нейропсихологические особенности ЗПР и их зависимость от типа ППР позволяют разрабатывать дифференцированные коррекционные программы с ориентацией на структурно-динамические различия отдельных клинических типов ППР, которые представляют основу рассматриваемого вида нарушенного развития у детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста, посещающих образовательное учреждение компенсирующего вида. Реализованный в исследовании подход к анализу состава популяции детей 6—9 лет с ЗПР может быть использован в работе психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и консилиумов образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обусловлена применением теоретически обоснованных методов обследования, достаточным объемом выборки и применением адекватных методов математической статистики при обработке и анализе данных.

Апробация и внедрение работы.

Основные положения исследования обсуждались на международной конференции «Социальная работа с детьми и подростками группы риска» (Санкт-Петербург, 2001), научно-практической конференции «Актуальные вопросы клинической медицины» (Москва, 2001), на экспертных Советах по научно-исследовательским работам при Департаменте образования г. Москвы (2003, 2006, 2008), на XIV съезде психиатров России (Москва, 2005). Основные направления исследования содержатся в 19 опубликованных работах.

Внедрена организационно-структурная модель профилактики школьной дезадаптации у младших школьников с пограничными психическими расстройствами на территории одного из муниципальных округов г. Москвы.

Полученные результаты исследования были использованы в лекционных курсах: «Специальная психология», «Детская нейропсихология», «Нейропсихология трудностей чтения, письма и счета в младшем школьном возрасте», читавшихся в МГППУ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 178 страницах машинописного текста и включает: введение, 4 главы, заключение, выводы, список литературы (196 наименований, в том числе 49 иностранных). Работа иллюстрирована 13 таблицами, 8 диаграммами, 4 рисунками.

Экспериментальная база исследования. Настоящее исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения компенсирующего вида “Начальная школа — детский сад” № 1883 для детей с “задержкой психического развития” (ЗПР) г. Москвы. На протяжении пяти лет (2001—2006 г. г.) клинико-нейропсихологическому обследованию было подвергнуто 169 детей: 144 ребенка с нарушениями психического развития и 25 нормально развивающихся учеников начальных классов общеобразовательной школы, которые составили контрольную группу. Возрастной и половой состав детей был следующим: экспериментальная группа 6—7 лет — 98 детей (58 мальчиков и 40 девочек); 8—9 лет — 46 детей (26 мальчиков и 20 девочек); контрольная группа 6—9 лет — 25 детей (12 мальчиков и 13 девочек).

В качестве методов исследования применялись: нейропсихологический, нейрофизиологический и методы статистического анализа. Статистическая обработка полученных данных проводилась методами параметрической и непараметрической статистики (программный пакет Statistica 6.0). Для определения достоверности различий между группами применялись анализ частотности признаков, критерий Фишера (F), непараметрические критерии Вилкоксона (W) и Манна — Уитни (U).


Автореферат и диссертационное исследование размещено на сайте Электронной библиотеки МГППУ.

Доступ к произведению разрешен для студентов и профессорско-преподавательского состава МГППУ в локальной сети университета.



Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика