Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей

 

Информация
Россия, Москва
Московский городской психолого-педагогический университет


Тип программы: Магистратура
Рубрики: Клиническая психология, Специальная психология
Ключевые слова: особый ребенок, коррекция, специальная психология, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями


Описание:

АННОТАЦИЯ НА МАГИСТЕРСКУЮ ПРОГРАММУ
«Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»

Направление: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Факультет: Клиническая и специальная психология
Выпускающая кафедра: специальной психологии и реабилитологии
Руководитель магистерской программы: 

Куртанова Юлия Евгеньевна


Куртанова Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук,
ЗАВ. КАФЕДРОЙ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И РЕАБИЛИТОЛОГИИ

Консультант программы: Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: магистр
Базовое образование: бакалавр, специалист, магистр
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года
Сфера трудовой деятельности: коррекционная и консультативная работа в учреждениях образования (обычных и специализированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья), здравоохранения и социального обеспечения, центрах психологической помощи, а также работа в научно-исследовательских учреждениях, высших учебных заведениях.

Цель магистерской программы: подготовка магистра к деятельности, требующей углубленной, фундаментальной и профессиональной подготовки в области психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей; в том числе формирование современных гуманистических представлений о системе и способах оценки детского психического развития и системного подхода к решению задач психолого-педагогической диагностики и коррекции, а также развитие у магистрантов навыков адекватного применения современных методов и методик; а также к научно-исследовательской, просветительской и педагогической работе.

Краткая характеристика программы: Магистерская программа «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей» ориентирована на подготовку квалифицированных кадров, способных профессионально определять и анализировать проблемы нарушений развития у детей разного возраста и разрабатывать конкретные системные программы и мероприятия, способствующие нормализации детского развития или компенсации выраженного дефекта развития. Программа предусматривает обучение проведению научно-исследовательской работы по разработке индивидуальных и групповых программ, методов и подходов к психологической коррекции развития детей с разнообразными нарушениями психического развития. В процессе обучения магистранты на практике знакомятся со способами решения коррекционных задач, а также обучаются адекватному взаимодействию с членами семьи ребенка с ОВЗ.

Программа направлена на подготовку специалистов нового формата, владеющих системными научными знаниями по проблеме психологической коррекции нарушений психического развития у детей, умеющих грамотно применять их на практике, способных к разработке новых программ и методов коррекции, руководствующихся гуманистическими представлениями о работе с детьми с ОВЗ и их семьями.

Под руководством опытных экспертов магистранты получат необходимые навыки для самостоятельных разработок индивидуальных и групповых коррекционных программ, овладеют современными технологиями диагностики, психолого-педагогической коррекции и сопровождения семьи детей с различными нарушениями психического развития.

Специалисты, имеющие квалификацию в области психолого-педагогической коррекции нарушений развития у детей, смогут реализовать свои знания и навыки в специальных и инклюзивных дошкольных и школьных детских учреждениях, в психологических центрах и консультациях.

По окончанию программы, выпускник магистратуры будет способен решать следующие задачи:

коррекционная профессиональная деятельность:

  • нормализация хода психического развития детей с пограничными нарушениями;
  • компенсация и коррекция дефицитарного развития;
  • оптимизация образовательного процесса детей с ОВЗ;
  • оптимизация воспитательного процесса детей с ОВЗ в семьях;

диагностическая профессиональная деятельность:

  • диагностирование уровня интеллектуального развития у детей;
  • диагностирование эмоционально-личностных особенностей у детей с ОВЗ;
  • диагностирование развития детей с сенсорными, двигательными и сложными нарушениями;
  • диагностирование возрастных, специфических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;

консультативная профессиональная деятельность:

  • консультирование родителей и других членов семей, имеющих детей с ОВЗ;
  • консультирование педагогов и воспитателей детских учреждений по вопросам коррекции развития детей с ОВЗ;

научно-исследовательская деятельность:

  • разработка коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;
  • разработка теоретических основ возможностей психологической коррекции и компенсации нарушенного развития;
  • профилактическая деятельность:
  • предупреждение возникновения вторичных нарушений психического развития ребенка вследствие неадекватных педагогических воздействий;

методическая деятельность:

  • разработка и апробация методов психолого-педагогической коррекции.

Магистерская программа включает освоение следующих дисциплин:

Общенаучный цикл дисциплин
Базовая (профессиональная) часть: Философия образования и науки, Методология и методы организации научного исследования, Проектирование и экспертиза образовательных систем

Вариативная часть: Методология психолого-педагогической диагностики и коррекции

Курсы по выбору: Профессиональный иностранный язык (английский)/Профессиональный иностранный язык (немецкий)

Профессиональный цикл
Базовая (общепрофессинальная) часть:Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании,Социальная психология образования, Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Вариативная часть: Игротерапия и развитие игровой деятельности, Консультирование семьи ребенка с ОВЗ, Коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью, Развитие детей с ОВЗ средствами искусства, Профилактика девиантного поведения у детей и подростков, Нейропсихологическая коррекция нарушений развития

Курсы по выбору: Коррекция нарушений развития у детей с ДЦП / Коррекция развития детей с нарушениями слуха, Развитие речи и коррекция речевых нарушений / Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-сироты в условиях замещающей семьи, Коррекция развития детей с нарушениями зрения и детей со сложным дефектом /Проблемы интеграции в социум детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью, Сказкотерапия / Диагностика и коррекция нарушений самосознания у детей и подростков, Коррекция невротического развития ребенка / Помощь в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра

Практика и научно-исследовательская работа: Научно-исследовательскую и практическую подготовку магистранты осуществляют на следующих базах:

  • ГОУ ВОУО Центр Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции «Детская личность» с ПМПК (дети с ДЦП, аутизмом, эпилепсией)
  • ГОУ ВОУО Специальная (коррекционная) Общеобразовательная Школа № 418 VIII вида (начальная и средняя школа для детей с интеллектуальной недостаточностью)

Организация научно-исследовательской работыНаучно-исследовательская работа магистрантов проводится на базах, рекомендуемых руководителями магистерских диссертаций. Руководителями магистерских диссертаций являются ведущие доценты и профессора факультета.

Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита магистерской диссертации

Трудоемкость программы:
Учебный план рассчитан на 25 % времени аудиторной работы, 75% - самостоятельной работы
Теоретическое обучение – 60 зач. ед.*
Научно-педагогическая практика – 12 зач. ед.
Научно-исследовательская и квалификационная практика – 9 зач. ед.
научно-исследовательская работа – 33 зач. ед.
Итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка магистерской диссертации) – 6 зач. ед.

Образовательная программа, всего –120 зач. ед.

*1 зачетная единица = 36 академическим часам

График учебного процесса: Учебный процесс осуществляется по семестрам (1 семестр – 14 недель, 2 семестр – 14 недель, 3 семестр – 12 недель, 4 семестр – 0 недель). Каждый семестр завершается экзаменационной сессией.
Практики:
Научно-исследовательская (2 недели, 1 курс, декабрь, 4 недели, 1 курс, февраль),
Научно-педагогическая (2 недели 1 курс, декабрь, 6 недель, 2 курс, ноябрь-декабрь).
В период обучения предусмотрены каникулы:
1-й год обучения – 2 недели (январь), и 5 недель (июль – август),
2-ой год обучения – 2 недели (январь) и 8 недель (июль – август).

Аудиторная нагрузка в семестре составляет 12-14 часов в неделю.

Контакты и информация: Индекс: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. №407
Руководитель программы:
 Куртанова Юлия Евгеньевна, канд. психол. наук. E-mail: KurtanovaYuE@mgppu.ru