Психология и педагогика инклюзивного образования

 

Информация
Россия, Москва
Московский городской психолого-педагогический университет


Тип программы: Магистратура
Рубрики: Специальная психология


Описание:

АННОТАЦИЯ НА МАГИСТЕРСКУЮ ПРОГРАММУ «Психология и педагогика инклюзивного образования»

Направление: 050400.68 – Психолого-педагогическое образование

Факультет: Клиническая и специальная психология  

Выпускающая кафедра: Специальная психология

Руководитель магистерской программы: Вачков Игорь Викторович, профессор, доктор психологических наук, учёное звание - профессор

Координатор программы: Басилова Татьяна Александровна, профессор, зав. каф. Специальной психологии, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: магистр

Базовое образование: бакалавр, специалист, магистр

Форма обучения: очно-заочная

Срок обучения: 2 года

Сфера трудовой деятельности: организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях (в ДОУ и школах), в психолого-педагогических медико-социальных центрах (организация инклюзивной практики в округе), государственная служба в органах управления образованием, а также работа в научно-исследовательских учреждениях, высших учебных заведениях.

Цель магистерской программы: подготовка магистра к деятельности, требующей углубленной, фундаментальной и профессиональной подготовки в области организации и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; в том числе формирование современных гуманистических представлений о системе общего образования, способах оценки инклюзивной среды и качества образования, а также развитие у магистрантов навыков адекватного применения современных методов и методик.

Краткая характеристика программы: Магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования» ориентирована на подготовку квалифицированных кадров, способных профессионально определять и анализировать проблемы развития общего образования, в связи с приходом в нее детей с ОВЗ, и разрабатывать системные программы и мероприятия, способствующие формированию инклюзивной образовательной среды. Программа предусматривает обучение проведению научно-исследовательской работы по разработке индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных учреждениях и школьных коррекционных программ, методов и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в общем образовании и инклюзивного процесса. В процессе обучения магистранты на практике знакомятся со способами решения задач организации и сопровождения инклюзивной практики и всех участников инклюзивного образовательного процесса, в том числе и членов семьи ребенка с ОВЗ.

Особенности программы: программа направлена на подготовку специалистов нового формата, владеющих системными научными знаниями по проблемам инклюзивного образования, умеющих грамотно применять их на практике, способных к разработке новых программ и методов организации инклюзивного образования, руководствующихся гуманистическими представлениями о работе с детьми с ОВЗ и их семьями.

По окончанию программы, у выпускника магистратуры будут сформированы следующие компетенции:

общекультурные компетенции

  • способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;
  • владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов;
  • владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;
  • способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре;
  • способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;
  • способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой;
  • способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности;
  • способен использовать инновационные технологии в практической деятельности;
  • способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска;
  • способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;
  • способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;

профессиональными компетенциями (ПК):

  • способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;
  • использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;
  • умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
  • умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
  • способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности;
  • владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности;
  • способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
  • способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
  • готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;
  • способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков;
  • способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ;
  • способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики;
  • готов конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;
  • способен использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа;
  • способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ;
  • способен организовывать и координировать деятельность и участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов
  • владеет навыком разработки индивидуальных учебных планов и образовательных программ для детей с ОВЗ
  • умеет проводить психологическую экспертизу образовательных программ, учебных планов
  • определяет потребности конкретного ребенка в образовательной программе и стратегии сопровождения
  • умеет создавать инструмент для анализа особенностей образовательного процесса в инклюзивных учреждениях
  • умеет проектировать инклюзивную образовательную среду и ее дидактическое наполнение
  • умеет организовывать и координировать деятельность и участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов
  • принимает участие в разработке индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ.

Магистерская программа включает освоение следующих дисциплин:

Общенаучный цикл дисциплин

Базовая (профессиональная) часть: Философия образования и науки, Методология и методы организации научного исследования, Проектирование и экспертиза образовательных систем

Вариативная часть:Математические и статистические методы обработки научных данных, Философские, методологические основы инклюзивного образования

Курсы по выбору: История философии и науки / Инновации в современном образовании

Профессиональный цикл
Базовая (общепрофессинальная) часть:Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании,Социальная психология образования, Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Вариативная часть: Нейропсихология детского возраста Организация мониторинговых исследований Основы дифференциальной психологической диагностики Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования Основы психопатологии, неврологических и соматических нарушений Психология отклоняющегося развития Информационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья Менеджмент и маркетинг в современном образовании Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов

Курсы по выбору Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в дошкольном образовании / Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в школьном образовании, Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ для работы с детьми дошкольного возраста / Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ для работы с детьми школьного возраста/ Педагогическая поддержка участников образовательного процесса, Совместная педагогика / Проектная деятельность в образовании, Психологические технологии в работе со взрослыми участниками образовательного процесса / Психология семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья Правовые и экономические основы инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса в школе

Практика и научно-исследовательская работа: Научно-исследовательскую и практическую подготовку магистранты осуществляют на следующих базах:

· 12 окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования

· ОУ, реализующие инклюзивную практику

Организация научно-исследовательской работыНаучно-исследовательская работа магистрантов проводится на базах, рекомендуемых руководителями магистерских диссертаций. Руководителями магистерских диссертаций являются ведущие доценты и профессора факультета.

Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита магистерской диссертации

Трудоемкость программы:
Учебный план рассчитан на 25 % времени аудиторной работы, 75% - самостоятельной работы

Теоретическое обучение – 60 зач. ед.*

Производственная практика - 42 зач.ед.

научно-исследовательская работа – 12 зач. ед.

Итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка магистерской диссертации) – 6 зач. ед.

Образовательная программа, всего –120 зач. ед.

*1 зачетная единица = 36 академическим часам

График учебного процесса: Учебный процесс осуществляется по семестрам (1 семестр – 14 недель, 2 семестр – 14 недель, 3 семестр – 12 недель, 4 семестр – 0 недель). Каждый семестр завершается экзаменационной сессией.

Практики: производственная (12 недель, 1 курс; 16 недель 2 курс.

В период обучения предусмотрены каникулы:

1-й год обучения – 2 недели (январь), и 5 недель (июль – август),

2-ой год обучения – 2 недели (январь) и 8 недель (июль – август).

Аудиторная нагрузка в семестре составляет 12-14 часов в неделю.

Контакты и информация: Индекс: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. №407

Факультет (деканат): Тел. 8(495) 632-91-99, 8(495) 623-17-93, Сайт: www.sp.mgppu.ru E-mail: факультета sp.mgppu@mail.ru

Руководитель программы: Вачков Игорь Викторович, Тел. 8(495) 632-91-99, E-mail: igorvachkov@mail.ru

Координатор программы: Басилова Татьяна Александровна, профессор, Тел. 8(903)557-32-46, E-mail: bassilova@yandex.ru, basilovata@mgppu.ru