Специальная психология и педагогика

 

Информация
Россия, Москва
Московский городской психолого-педагогический университет


Тип программы: Бакалавриат
Рубрики: Специальная психология
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, психологическая реабилитация, психоневрологическое состояние, Синдром Дауна, СДВГ, специальная психология, сирота, особый ребенок, олигофрения, мозговые дисфункции, задержка психического развития (ЗПР), детский аутизм, дети с особыми образовательными потребностями


Описание:

АННОТАЦИЯ НА ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА  
«Специальная психология и педагогика»

Направление: 050400.68 Психолого-педагогическое образование 
Факультет: Клиническая и специальная психология
Декан факультета: Мешкова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, профессор
Выпускающая кафедра: Специальная психология
Заведующий выпускающей кафедрой: Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, профессор

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная 
Срок обучения: 4 года

Область профессиональной деятельности: проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с ограниченными возмож-ностями здоровья (ОВЗ) с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;  взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, социальными педагогами, врачами) в  образовательном процессе; использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.
Объектами профессиональной деятельности являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; адаптация и социализация.
Виды профессиональной деятельности: воспитательская, психодиагностическая, педагогическая, организаторская, консультативная и пси¬хотерапевтическая, психолого-просветительская деятельности.
Занимаемые должности после обучения по программе: воспитатель, секретарь психолого-медико-педагогической комиссии, регистратор психо-лого-медико-социальных центров, помощник учителя, тьютер, ассистент психолога, гувернер.

Цель программы: подготовка кадров для учреждений образования города Москвы, Центров психолого-медико-социального со¬провождения, ПМПК  городского и окружного уровня, организаций системы здравоохранения,  социальной защиты, семейной и молодежной политики.
Краткая характеристика программы: Программа осуществляет подготовку бакалавров к деятельности в сфере образования (образовательных учреждениях города от служб раннего вмешательства, «Лекотек» до  дошкольных и школьных образовательных учреждений специального и инклюзивного образования), здравоохранения (поликлиники, специализированные соматические больницы) и социальных учреждений (центры помощи, интернаты) обладающих базовыми знаниями в области специальной психологии и педагогики, обладающими специализированными знаниями в различных их областях, таких как обучение детей с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, речевыми и эмоционально-поведенческими нарушениями,  способных к психолого-педагогическому сопровождению детей с разными типами ОВЗ.
Особенности программы: Программа бакалавриата ориентирована на приобретение выпускником компетенций, знаний и умений в области специальной педагогики и  психологии, прикладной и практической работы, на подготовку к работе в качестве педагога-психолога, связанной с диагностико-коррекционной работой в бюджетных, негосударственных, общественных и коммерческих организациях разного типа (включая образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и соцзащиты, средства массовой информации, психологические службы поддержки населения и т.д.).

Учебная программа включает изучение дисциплин:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

  • Базовая часть: История; Философия; Иностранный язык; Русский язык и культура речи; Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире; Экономика
  • Вариативная часть: Социология; Конфликтология
  • Дисциплины  по выбору: Социальные институты защиты детства; Этика и деонтология; Культура детства; Культурная антропология

Математический и естественнонаучный цикл

  • Базовая часть: Математика; Современные информационные технологии; Анатомия и возрастная физиология; Основы  педиатрии и гигиены
  • Вариативная часть: Анатомия, физиология и патология ЦНС
  • Дисциплины  по выбору: Клиническая нейрофизиология, Биология человека

Профессиональный цикл

  • Базовая (общепрофессиональная) часть: Безопасность жизнедеятельности; Общая и экспериментальная психология; Теории обучения и воспитания; История педагогики и образования; Поликультурное образование; Социальная психология; Психология развития; Клиническая психология детей и подростков; Дефектология; Социальная педагогика; Психология дошкольного возраста; Образовательные программы для детей дошколь-ного возраста; Психология детей младшего школьного возраста; Образовательные программы начальной школы; Психология подросткового возраста; Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся; Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований; Психолого-педагогическая диагностика; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности.
  • Вариативная часть: Анатомия, физиология и патология сенсорных систем; Неврология; Психобиология развития; Психофизиология развития; Генетика человека; Психиатрия детей и подростков; Познавательное развитие ребенка; Речевое развитие ребенка; Социально-личностное развитие ребенка; Психология семьи; Дифференциальная психология; Педагогическая психология; Специальная психология; Специальная педагогика; Логопедия; Психолого-педагогическая диагностика в специальном образовании;
    Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в  специальном образовании; Основы психологического кон¬сультирования и психотерапии; Психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей; Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития; Обучение и воспитание детей с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями.
    Дисциплины  по выбору: Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; Обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; Обучение и воспитание дошкольников с двигательными нарушениями; Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями; Обучение и воспитание дошкольников с выраженными нарушениями зрения; Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста со зрительными нарушениями; Обучение и воспитание дошкольников с речевыми нарушениями; Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями; Арт-терапия в педагогике и психологии; Специальные средства общения; Обучение и воспитание дошкольников с эмоциональными и поведенческими расстройствами; Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с эмоциональными и поведенческими расстройствами; Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха; Обучение и воспитание  глухих и слепоглухих детей младшего школьного возраста; Детская игровая терапия; Кинезотерапия; Методы арттерапии в специальной психологии; Методы и техники ранней помощи; Социально-творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; Информационные технологии в специальном образовании; Психологические аспекты дошкольного инклю-зивного образования; Социальный менеджмент.

Практика и научно-исследовательская работа: практическая подготовка осуществляется на базе учебно-производственной лаборатории факультета «Клиническая и специальная психология» в образовательных учреждениях Москвы; психолого-медико-соци¬альных центрах, реабилита-ционных центрах, на клинических базах.

Трудоемкость программы:
Теоретическое обучение         – 204 зач. ед.*
Практика (учебная, производственная)       – 30   зач. ед.
Итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка выпускной квалификационной работы)                   – 6     зач. ед.
Образовательная программа, всего      – 240 зач. ед.


*1 зачетная единица = 36 академическим часам

График учебного процесса: Учебный процесс осуществляется по семестрам. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией.

Контакты и информация: Индекс: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, аудитория № 208 (2 этаж)
Факультет (деканат): Тел.  8(495)632-91-99. Сайт: www.sp.mgppu.ru; E-mail факультета: sp.mgppu@mail.ru
Декан факультета: Мешкова Татьяна Александровна, тел.  8(495)632-91-99, E-mail: meshkovata@mgppu.ru
Заместитель декана по учебной работе: Антонова Елена Евгеньевна, тел.  8(495)632-91-99, , E-mail: antonovaee@mgppu.ru