Психология и социальная педагогика

 

Информация
Россия, Москва
Московский городской психолого-педагогический университет


Тип программы: Бакалавриат
Рубрики: Детские группы, Дошкольники, Младенчество, Младшие школьники, Ранний возраст
Ключевые слова: психология развития, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, психологическая служба, психологическая реабилитация, социальный контакт, социально-педагогическая запущенность, социальная психология личности, социальная психология, социальная помощь


Описание:

АННОТАЦИЯ НА ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА 
«Психология и социальная педагогика»

Направление: 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Факультет: Социальная педагогика
Декан факультета: Торохтий Владимир Свиридович, доктор педагогических, профессор
Выпускающие кафедры: Социальная педагогика и Социально-педагогических технологий
Заведующие выпускающих кафедр: Торохтий Владимир Свиридович, доктор педагогических, профессор; Иванов Валерий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная
Срок обучения: 4 года
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие и здоровье обучающихся;
  • психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • социализация.

Область профессиональной деятельности: образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальную сферу; здравоохранение; культуру: решение комплексных социально-педагогических задач по развитию социальной активности, социальных инициатив, социальных проектов детей и подростков в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в детских и молодежных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих социально-педагогические услуги физическим лицам и организациям.
Объект профессиональной деятельности: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация, а также отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающиеся в помощи социума, использовании его потенциальных возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам; различные проблемы личности или группы, имеющие социально-педагогическое содержание: проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, проблемы зависимостей различной этимологии; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы  различных уровней социализации личности;  проблемы формирования здорового образа жизни и другие; формы и методы реализации потенциала социума в разрешении проблем личности или группы.
Виды профессиональной деятельности: социально-педагогическая, научно-исследовательская, культурно-просветительская, спортивно-оздоровительная, организационно-управленческая деятельности: психолого-педагогическое сопровождение дошко-льного, общего, дополнительного и профессионального образования;
Занимаемые должности после обучения по программе: социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, тьютор, педагог дополнительного образования, менеджер по персоналу.

Цель программы: подготовка кадров для социально-педагогической деятельности в учреждениях образования города Москвы, Центрах психолого-медико-социального сопровождения, учреждениях системы социального развития и здравоохранения, государственных и муниципальных органах управления, а так же для исследовательских организаций социально-педагогического, психологического и другого социального профиля.
Краткая характеристика программы: программа направлена на формирование у студентов способности всестороннего понимания проблем взаимодействия  взрослых и детей, различных социальных групп в городском (общинном) социуме, подготовка выпускников к оказанию социально–педагогической помощи различным категориям семей и детей в трудной жизненной ситуации на основе использования имеющихся социальных ресурсов и возможностей социальных институтов города и самих нуждающихся для разрешения, прежде всего, детско–юношеских, родительских и семейных проблем; программа позволяет осуществлять подготовку бакалавров к социально-педагогической деятельности в сфере образования (образовательные учреждения города от дошкольных до ВУЗов, а также детские дома, школы-интернаты, специальные школы, учреждения дополнительного образования и иные учреждения и организации образовательного профиля), обладающих, базовыми знаниями в области психологии, педагогики и права, таких как социальная педагогика, социально-педагогическая деятельность, воспитательный потенциал социума, социальная психология, социальное и ювенальное право, бакалавров, способных применять и адаптировать известные технологии, методики и техники социально-педагогической деятельности.
Особенности программы: Программа бакалавриата ориентирована на приобретение выпускником различных компетенций: общекультурных, общих профессиональных, а также компетенций социально-педагогической деятельности на основе решения трех значимых задач: первая – освоение нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности: вторая – освоение сущности и содержания самой социально-педагогической деятельности; третья – освоение методик, техник и технологий социально-педагогической деятельности.

Учебная программа включает изучение дисциплин:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

  • Базовая часть: История; Философия; Иностранный язык; Русский язык и культура речи; Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире; Экономика
  • Вариативная часть: Социология и политология;  Социология города
  • Дисциплины  по выбору: Педагогика среды; Основы социальной работы; Семьеведение; Социальные институты защиты и охраны детства; Социальное право; Социальная политика

Математический и естественнонаучный цикл

  • Базовая часть: Математика; Современные информационные технологии; Анатомия и возрастная физиология; Основы педиатрии и гигиены
  • Вариативная часть: Концепции современного естествознания; Практикум по современным информационным технологиям; Методы математической статистики в психолого-педагогических науках
  • Дисциплины  по выбору: Диагностика стиля межличностного общения; Тренинг педагогического общения; Практикум волонтерской деятельности; Практикум межличностного взаимодействия 

Профессиональный цикл

  • Базовая (общепрофессиональная) часть:
    • Модуль 1.Безопасность жизнедеятельности; Общая и экспериментальная психология; Теория обучения и воспитания; История педагогики и образования; Поликультурное образование; Социальная психология; Психология  развития; Клиническая психология детей и подростков; Дефектология; Социальная педагогика;
    • Модуль 2.: Психология дошкольного развития; Образовательные программы детей дошкольного возраста; Психология детей младшего школьного возраста; Образова-тельные программы начальной школы; Психология подросткового возраста; Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся;
    • Модуль 3.: Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований; Психолого-педагогическая диагностика; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Профессиональная  этика и психолого-педагогическая деятельность.
  • Вариативная часть:
    • Часть 1.: Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога; Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества; Нормативно-правовое обеспечение деятельности социальных учреждений; Ювенальное право в социально-педагогической  (профессиональной) деятельности;
    • Часть 2.: Социально-педагогическая деятельность; Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска; Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска; Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях; Социально-педагогическая поддержка детей, подвергшихся насилию; Социально-педагогическая про-филактика зависимости от ПАВ детей и подростков; Социально-педагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка; Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков; Социально-педагогическая работа в образовательных, социальных и медицинских учреждениях; Социально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях;
    • Часть 3.:  Методики и технологии работы социального педагога; Методика формирования социальной активности учащегося; Методики социально-правовой защиты ребенка; Технология проектирования профессиональной деятельности детей и подростков в различных  сферах жизнедеятельности общества; Методика диагностики психологического здоровья семьи учащегося; Техники первичных бесед специалиста с трудными подростками и их семьями; Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков; Практикум по социально-педагогическому проектированию; Методика включения детей и подростков в социально-значимые виды деятельности; Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами.
  • Дисциплины  по выбору: Общая педагогика; История социальной педагогики; Коррекционная педагогика с основами специальной психологии; Воспитательный потенциал социума; Педагогическая психология; Превентивная педагогика и психология; Образовательные учреждения как открытый социально-педагогический институт; Психология межличностного общения; Воспитание детей-сирот; Психология социальной работы с семьей; Межличностное взаимодействие среди детей и подростков; Медико-психолого-педагогический консилиум в сфере образования; Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении по социальной защите (учащихся) детства; Социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами; Посредничество в социальной сфере; Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; Культурно-просветительная работа (Досуговедение); Развитие личностных ресурсов (воспитательного потенциала) подростка; Социально-педагогическая работа  в дошкольных образовательных учреждениях; Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения; Социально-правовая работа в пенитенциарных учреждениях; Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и подростками;

Практика и научно-исследовательская работа: практическая подготовка осуществляется на базе учебно-производственной лабо-ратории факультета «Социальная педагогика»; научно-исследовательская работа осуществляется на базе лаборатории МГППУ «Лаборатория социально-педагогических исследований и разработок», а также на базе образовательных учреждений Универси-тетского округа МГППУ; психолого-медико-социальных центров, школ и дошкольных образовательных учреждений города Москвы, с которыми у университета заключены договора.

Трудоемкость программы:
Учебный план рассчитан на  37 % времени аудиторной работы, 47 % - самостоятельной работы
Теоретическое обучение          – 204 зач. ед.*
Практика (учебная, производственная)       – 30   зач. ед.
Итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка выпускной квалификационной работы) – 6   зач. ед.
Образовательная программа, всего       – 240 зач. ед.


*1 зачетная единица = 36 академическим часам

График учебного процесса: Учебный процесс осуществляется по семестрам. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией.
В период обучения предусмотрены каникулы.
Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа)

Контакты и информация: Индекс: 123290, г. Москва, ул. Шелепихинская наб. д. 2а,  аудитория  № 207 (2 этаж)
Факультет (деканат): Тел.  8(499) 256-66-16. Сайт: http://sop.mgppu.ru. E-mail: mgppu-sop@mgppu.ru
Декан факультета: Торохтий Владимир Свиридович, Тел. 8(903) 740-16-09, E-mail: skoda2003@yandex.ru
Заместитель декана по учебной работе: Cавченко Светлана Леонидовна, Тел. 8(499) 244-10-07, E-mail: mgppu-sop@mgppu.ru