Детская психология
 

Центр социальной реабилитации и лечебной педагогики "Турмалин"

Быстрый поиск организации :  
некоммерческая благотворительная организация
социальная реабилитация детей и подростков
Адрес: Россия, Москва, ул. Бориса Галушкина, 26
Тел.: (495)6822348
WWW: http://www.turmaline.ru/, http://nkoturmalin.livejournal.com/
Специализация:
социальная реабилитация детей и подростков
Описание:

Центр социальной реабилитации В«ТурмалинВ»

Благотворительное учреждение Центр социальной реабилитации «Турмалин» является негосударственным благотворительным учреждением дневного пребывания для взрослых инвалидов и детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального и психического развития.

Для взрослых инвалидов с нарушением интеллектуального и психического развития и сопутствующими заболеваниями Центр социальной реабилитации и лечебной педагогики «Турмалин» предлагает обучение и работу в четырех художественно-ремесленных мастерских: керамической, свечной, ткацко-валяльной и столярной. Для детей и подростков в Центре «Турмалин» организованы группы социальной реабилитации, где ребят готовят к обучению в школах и колледжах, преподают некоторые школьные дисциплины. Кроме того, инвалидам предлагается индивидуальная реабилитация. С ними работают логопед-дефектолог, психолог, специалисты по музыкальной терапии и арт-терапии, лечебный эвритмист. Также всем предоставляется возможность раскрыть свои творческие способности. У нас есть свой театр, где наши подопечные участвуют в спектаклях, подготовке праздников. Каждый день наши ребята работают (серьезно и продуктивно), а вечерами поют, танцуют, пьют чай и просто общаются друг с другом.

Целью деятельности учреждения является повышение качества жизни  инвалидов - детей и взрослых с нарушением интеллектуального и психического (аутизм) развития и помощь в реализации их основных прав, таких как право на труд, на дальнейшую реабилитацию, на социальную интеграцию и, в целом, на достойную жизнь.

Задачей  ЦСР «Турмалин», как постоянно действующего дневного Центра, является обеспечение социальной, психологической, педагогической, лечебно-педагогической и других видов помощи в социальной реабилитации лиц с выраженным нарушением интеллектуального и психического (аутизм) развития через обучение (детей) и трудовую деятельность (взрослых) в специально организованных, защищенных группах и мастерских.

Программа «Турмалин»

Центр социальной реабилитации «Турмалин» реализует Программу социальной реабилитации, направленную на решение сложной и актуальной проблемы: помощь в социальной реабилитации и адаптации к жизни инвалидов с нарушением интеллектуального и психического развития и сложной структурой дефекта (в городе Москве).

В основу программы заложена идея того, что каждый человек является личностью, достойной уважения, независимо от сложности физических и психических нарушений. Наша задача – предоставить ему возможность и условия для развития и самореализации. Это повысит уровень качества жизни людей – инвалидов и их близких, приблизит нас к пониманию проблем общества.

Программа социальной реабилитации инвалидов с нарушением интеллекта включает в себя:

  • Трудовую реабилитацию
  • Мероприятия по социально-бытовой адаптации
  • Обучение социальному поведению
  • Социо-культурную реабилитацию
  • Индивидуальную реабилитацию

Участники программы

В Центр социальной реабилитации «Турмалин» принимают всех подростков и молодых людей с умственной отсталостью, какой бы выраженной она ни была, а также детей с самыми тяжелыми отклонениями в развитии.

Выбор воспитанников основан на принципе интеграции, то есть здесь находятся люди с разными диагнозами (проблемами), а именно:

  • синдром Каннера (РДА)
  • синдром Аспергера
  • синдром Дауна
  • синдром Прадера-Вилли
  • синдром Мартина-Белла
  • синдром Вильямса
  • эписиндром и эпилепсия
  • синдром Ретта
  • гидроцефальный синдром
  • синдром алкогольного плода
  • ранняя детская шизофрения.

Все молодые люди имеют умственное отставание легкой, умеренной и тяжелой степени.

История

Благотворительное учреждение Центр социальной реабилитации «Турмалин» был учрежден Благотворительным фондом развития лечебной педагогики и социальной терапии «Лемниската».

Имея за плечами богатый опыт работы в лечебно педагогических учреждениях разных стран мира, коллектив лечебных педагогов Благотворительного фонда «Лемниската» решил создать свой Центр.

Центр социальной реабилитации «Турмалин» существует с апреля 2003 года. За короткий срок своего существования «Турмалин» уже стал известен среди специалистов Москвы и родителей детей-инвалидов, поэтому количество участников «Турмалина» постоянно растет.

Программы Центра «Турмалин» включены в Комплексную программу интеграции инвалидов Москвы. Кроме того, «Турмалин» успешно участвует в конкурсных программах Комитета общественных связей при Правительстве Москвы и Департамента социальной защиты.

Миссия

Человек - существо социальное. Вне социума человек не может достичь высшей точки своего развития, не может самореализоваться.

Обычно молодые люди, закончив школу, продолжают учиться дальше, либо ищут работу, исходя из своих возможностей и/или интересов. Люди с нарушением развития часто остаются в изоляции. Если такой ребенок еще и обучается индивидуально, то его социальная изоляция возрастает и становится патогенным фактором, препятствующим дальнейшему развитию. Короткие развлекательные мероприятия, предлагаемые различными фондами и большинством общественных организаций, не в состоянии даже частично решить эту проблему.

В то же время и дети, и взрослые инвалиды стремятся к самореализации и часто полны сил и желания включиться в полноценную социальную жизнь на доступном для них уровне. Если для удовлетворения таких желаний и потребностей не находится подходящих условий, то инвалиды длительное время остаются предоставленными сами себе, подвергаясь риску распада уже сложившихся ранее конструктивных способов адаптации и обесценивания своей жизни.

Для таких людей необходимо создавать условия, в которых они могли бы быть приняты, где могли бы трудиться, и чувствовать себя полноправными и полезными членами общества.

Результаты работы.

1. Значительное «взросление» молодых людей, появление чувства ответственности за свою работу. Возрастающие адаптационные возможности, мобилизация душевных ресурсов.

2. Активизация собственной инициативы в работе и в быту, в том числе перенос наработанного в домашние условия.

3. Появление профессиональных навыков в работе. В ряде случаев можно даже сказать – открытие талантов.

4. Развитие моторики, речи, произвольного внимания.

5. Развитие коммуникативных (социальных) навыков.

6. Значительное развитие внутренней жизни: кто я, зачем я живу, что я смогу делать и как жить в будущем.

7. У молодых людей со склонностью к агрессии и девиантному поведению улучшилось общее состояние, молодые люди находят более приемлемые формы выражения своих чувств и лучше контролируют себя.

8. У ряда инвалидов улучшилась семейная ситуация, родители могут спокойно работать, жить нормальной жизнью, зная, что их сын или дочь не сидят дома одни, а заняты конструктивной деятельностью под контролем специалистов.

 

Перспективы

Дальнейшее развитие такого социально-терапевтического центра, как «Турмалин», может идти в нескольких направлениях:

1. Расширение работы мастерских и увеличение числа участников.

2. Увеличение числа мастерских. Создание новых мастерских.

3. Начало работ по организации в Москве социально-реабилитационной гостиницы и «социальных квартир», где молодые люди живут без родителей и обучаются самостоятельному ведению хозяйства и вообще самостоятельной жизни под руководством обученных специалистов.

4. Создание сети учреждений, подобных нашему Центру.

5. Подготовка специалистов, способных практически реализовывать эти планы.

Практические программы:

Защищённые мастерские

Осмысленный посильный труд сам по себе является мощным реабилитационным средством. Именно в процессе освоения и осуществления трудовых операций молодые инвалиды, пожалуй, впервые всерьез встречаются со своими ограничениями. Весь процесс производства должен быть разделен на маленькие шаги. Инвалид обучается шаг за шагом. Важно подобрать такие операции, которые доступны молодому человеку, и только после совершенного освоения одного шага переходить к следующему. Изделия, изготавливаемые в мастерских должны иметь законченный вид и художественную ценность. Это развивает у молодых людей чувство эстетики, повышает значимость трудовой деятельности. Мастер помогает довести изготавливаемое изделие до законченного вида.

Важно, чтобы молодые люди присутствовали на ярмарках, где продаются их изделия, посещали салоны, где выставляется продукция мастерских, или хотя бы видели фотографии сделанных ими вещей использующихся по назначению, где, как и кем используется сделанная с их помощью вещь (коврик лежит на полу в детском саду, салатница на столе с салатом и т.п.). Это приводит к чувству удовлетворения, радости, рождает желание учиться новому.

  • Керамическая мастерская. Глина как материал связана с холодом и с сильной тенденцией к форме. Учитывая, что многие из молодых людей имеют нарушения координации движений и моторики, ясно, что сделать хорошую форму руками им сложно. В работе используются методы, позволяющие получить хорошие результаты при плохой моторике:
    • Заполнение глиной гипсовых форм
    • заливка форм шликером (жидкой глиной)

Эта работа требует минимальных моторных навыков и доступна практически всем, кто в состоянии совершать действия двумя руками. Продукция должна иметь законченный вид, иметь самостоятельную художественную ценность, для участия в выставках и ярмарках, вызывать интерес у окружающих.

Работа происходит поэтапно:

    • Подготовка глиняной массы
    • Выбор формы для будущего изделия
    • Заполнение формы.
    • Выглаживание формы изнутри
    • После высыхания изделие отделяется от формы, производится первый обжиг.
    • Выбор техники покрытия изделия (подглазурные краски, холодные краски, только глазурь).
    • Покрытие глазурью или роспись. После высыхания – второй обжиг.
    • Обсуждение готового изделия всеми работниками мастерской, выбор нового изделия для работы.
    • Обсуждение новых идей.

Из-за характера материала и специфики движений этот вид деятельности не рекомендуется людям с эпилепсией и/или церебральным параличом.

  • Ткацко-валяльная мастерская. Ткацкая мастерская предлагает исключительно терапевтичную форму работы. При этом необходимо учитывать, что чем сложнее и крупнее ткацкий станок, тем легче на нем работать. Часто применяемый в работе с инвалидами способ ткачества на рамках является, с нашей точки зрения, слишком сложным для людей с неразвитой мелкой моторикой. Большой станок, ручной или ножной, практически не требует деятельности связанной с мелкой моторикой. Движения крупные и простые: вверх-вниз, вперед-назад и вправо-влево.

Также в мастерской валяют из непряденой шерсти, используя мыло и горячую воду. Украшения, сумки, коврики, картины и другие разнообразнейшие вещи выглядят очень привлекательно. Валяные вещи отличаются приятной фактурой, успокаивающими, чистыми цветовыми гаммами с мягким переходом цветов. Обстановка в мастерской уютная, теплая. Движения ремесленника спокойные и ритмичные. Шерсть разных цветов успокаивает, согревает и расслабляет. Препятствиями к работе в этой мастерской является очень глубокая умственная отсталость и взрывной, холерический темперамент, требующий применения физической силы в работе.

  • Свечная мастерская. Свечная мастерская подходит для работы абсолютно всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями. Тепло, покой, запах воска и меда, разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. Свечную мастерскую отличает высокая продуктивность. Также свечная мастерская идеально подходит для организации работы, при которой возникает зависимость в работе друг от друга. Функционально подбираются доступные ребятам операции. Молодые люди имеют различные возможности, различный уровень развития, что при совместной работе приводит к выработке в себе таких качеств как терпимость и взаимопомощь. Все операции по изготовлению свечей по возможности организуются с учетом взаимодействия. Например, после изготовления фитилей и держалок, наступает время окунать свечи. Термостат с воском всего один, поэтому возникает необходимость в поочередной работе. Сначала окунает первый, второй наблюдает, потом второй окунает, наблюдает первый и так далее. Возникает своего рода диалог, основанный на совместной деятельности. Требуемые для работы операции:
    • разбивка воска
    • измерение и отрезание фитилей
    • разметка фитилей
    • прикрепление грузиков
    • прикрепление фитилей к держалкам
    • окунание свечей
    • отплавка свечей
    • упаковка свечей
    • уборка помещения

При этом можно только окунать свечи (движение вверх-вниз), а можно также учиться измерению, пользованию ножницами, завязыванию узлов. Последние окунания и контроль обрезки готовых свечей осуществляет мастер.

  • Столярная мастерская. Столярная мастерская подходит людям, не слишком чувствительным к шуму и не имеющим тяжелых агрессивных вспышек. Количество операций в этой мастерской огромно: от распиливания до забивания гвоздей, необходимых измерений и полировки (зашкуривания), покраски готовых изделий. В работе задействуется, в основном, крупная моторика. Разнообразие изготавливаемой продукции велико - от деревянных игрушек до мебели. Также молодые люди совместно с мастером осуществляют всевозможные работы по мелкому ремонту помещения.

Работа в мастерской организуется таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход к рабочему процессу. Например, участники вместе с мастером совершают поход в лес с целью ознакомления с породами деревьев, пытаясь почувствовать материал, с которым работают, научаются разбираться в технологии обработки различного материала и т.д.

Новости психологии

27.11.2020

Центр междисицплинарных исследований современного детства МГППУ отметил свой 5-летний юбилей и обновил сайт


20.11.2020

Стали известны детали концепции Школы 800 - крупнейшего образовательного комплекса России


18.11.2020

КУЛЬТУРА.INC - проект Центра толерантности для обучения в области корректной коммуникации с людьми с инвалидностью



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика