Городская научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде»
|
||||
16 сентября 2009, Россия, Москва
Информация
Участники: специалисты окружных управлений образования, методисты, представители Советов по профилактике. Целью конференции является анализ психолого-педагогического и правового содержания явления ксенофобии, национализма и экстремизма среди несовершеннолетних, обмен опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками. Для участия в конференции приглашаются психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы и другие специалисты, интересующиеся данными проблемами. Основные секционные направления работы конференции:
В рамках конференции планируется проведение: пленарного заседания и секций. В работе конференции примут участие представители Департамента образования города Москвы, МГППУ. Информационная поддержка конференции на сайтах: www.educom.ru, www.mgppu.ru, www.jp.mgppu.ru, www.jurpsy.ru, www.childpsy.ru Заявки на участие и статьи для публикации в сборнике конференции принимаются до 7 сентября 2009 г. на электронный адрес: ekstremizmy_net@mail.ru
Форма заявки на участие в конференции находится в Приложении 1. Требования к оформлению печатных материалов находятся в Приложении 2. Информацию о конференции можно получить у координаторов: Дегтярев Артем Викторович 8 916 328 09 37
Делибалт Варвара Васильевна 8 905 749 45 52
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде». В Московском городском психолого-педагогическом университете 16 сентября 2009 года состоялась Научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде». Были решены основные задачи Конференции:
Участники: В работе Конференции приняло участие 350 человек, из них 40 человека подали заявку на участие с докладом. Выступали с докладом 37 человек. В работе конференции приняли участие представители 192 образовательных учреждений (список учреждений в отчете о проведении конференции - Документ Word-93 Кб) Формы работы конференции: 1. Пленарное заседание
2.Тематические секции, направления и участники: Секция №1. Социально-психологические аспекты профилактики ксенофобии, экстремистских проявлений и национализма в среде несовершеннолетних. Руководитель секции – Хухлаев Олег Евгеньевич, заведующий кафедрой Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н. На секции анализировались результаты современных социально-психологических исследований в данной области, обобщен опыт применения социально-психологических данных в сфере профилактики. Так жеразрабатывались научные рекомендации по разработке и внедрению программ сопровождения детей-мигрантов, получающих образование в подведомственных образовательных учреждениях с целью адаптации и успешной социализации в условиях образовательного учреждения. Секция №2. Система работы учителя как предметника и как классного руководителя по профилактике экстремизма, ксенофобии и национализма в среде учащихся. Руководитель секции – Мириманова Мария Суреновна, ведущий научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ, к.п.н., профессор. На секции проводился анализ зарубежного и отечественного опыта в совершенствовании системы воспитательной и образовательной работы в области профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в образовательной среде. Так же обсуждались проблемы развития толерантности у несовершеннолетних как важной составляющей формирования уважения к культурам и традициям своего и других народов, а также анализ профессионально значимых качеств педагога. Секция №3. Роль социальных институтов в организации профилактической работы образовательного учреждения в контексте превенции национализма, экстремизма и ксенофобии в среде обучающихся. Руководитель секции – Чибисова Марина Юрьевна, доцент кафедры Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н. На секции рассматривались два содержательных аспекта профилактики национализма: активизация детской и родительской общественности в организации работы образовательного учреждения по профилактике экстремизма в среде обучающихся, аспекты межведомственного взаимодействия и вклад средств массовой информации в решение данной проблемы. Секция №4. Организационно-управленческий ресурс администрации образовательного учреждения в процессе профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в среде обучающихся. Руководитель секции – Коновалов Антон Юрьевич, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Ювенальных технологий МГППУ, руководитель направления «Школьные службы примирения» Общественного центра «Судебно-правовая реформа». В работе секции рассматривались вопросы совершенствования деятельности администрации образовательного учреждения по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в среде обучающихся, с помощью модели профилактики экстремизма в образовательных учреждениях, основанной на восстановительной медиации. Секция №5. Психологические основы и научно-методическое обеспечение профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой и молодежной среде. Руководитель секции – Дозорцева Елена Георгиевна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой Юридической психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. На секции рассматривались научные и методологические основы феноменов ксенофобии, экстремизма и национализма, психологические аспекты методологии практической профилактической работы с детьми, подростками и молодежью. Проводился анализ научных исследований в области проблем ксенофобии, экстремизма и национализма, на его основе сформулированы рекомендации по проведению исследовательских работ, методических разработок и программ повышения квалификации и переподготовки кадров в области юридической психологии. 3. Круглый стол.
Руководители круглого стола: Умрихина Марина Евгеньевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы. Рубцов Виталий Владимирович, ректор МГППУ, д.п.н., профессор, академик, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки, лауреат премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США). Забродин Юрий Михайлович, проректор по научной работе МГППУ. Итоги конференции: По материалам Конференции будет выпущен сборник тезисов участников Конференция отмечает высокий уровень представленных докладов. Отмечены лучшие сообщения, в которых рассматриваются наиболее актуальные темы, представлены материалы эмпирических исследований. По представлению ведущих секций были отмечены лучших доклады Конференции: 1. Дозорцева Е.Г. (Юп, МГППУ) 2. Пимонов В.А. (Юп, МГППУ) 3. Коновалов А.Ю. (НИЛ Ювенальные технологии, МГППУ) 4. Хухлаев О.Е (кафедра Этнопсихологии, МГППУ) 5. Шевелева Ю.С. (Фонд «Центр Подвал») 6. Мириманова М.С. (ЦЭПП, МГППУ) 7. Солотина Т.В. (ГОУ ДОУ комбинированного вида № 1524) 8. Спиридонова Е.А. (ГОУ ЦО № 1486, г. Москва) 9. Чибисова М.Ю. (кафедра Этнопсихологии, МГППУ) 10. Кикина Ю.А. (ГОУ СОШ № 1032) 11. Назаретян К.А. (Институт философии РАН) 12. Балаева А.В. (НИЛ Ювенальные технологии, МГППУ) 13. Женодарова Е.Д. (Управление социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», МГППУ) По итогам конференции была принята резолюция. Резолюция городской научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде» 16 сентября 2009 г. Основой гражданского и демократического общества является признание права других национальностей, культур, вероисповеданий на уважение, принятие, а также соблюдение законности и правопорядка. Многовековые традиции России основаны на гуманистических нормах и принципах цивилизованных взаимоотношений разных культур, религий, социально-политических взглядов. В настоящее время отмечается рост проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе. В сложившихся социальных условиях наиболее чувствительны к подобным настроениям дети, подростки и молодежь. В связи с этим актуальны анализ и разработка психолого-педагогического и правового содержания профилактики ксенофобии, национализма и экстремизма в среде несовершеннолетних, обмен опытом проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками по данной тематике. Следует отметить, что проявления ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде необходимо рассматривать как крайнюю форму девиации и асоциального поведения. Наиболее эффективными методами превенции этих феноменов являются методы комплексного психолого-социального и правового сопровождения несовершеннолетних. Система образования обладает необходимым ресурсом проведения первичной профилактики проявлений ксенофобии и национализма, воспитывая детей в духе толерантности, а также может оказывать содействие субъектам активной профилактики экстремизма (правоохранительным органам, органам государственной безопасности и другим силовым ведомствам), деятельность которых регламентируется 11 статьей Конституции РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности», Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», в решении данных вопросов. На основе анализа и обсуждения докладов участники Конференции вынесли следующую резолюцию. С целью совершенствования системы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде рекомендуется: Органам государственной власти и местного самоуправления следует: 1. Обеспечить условия для межведомственного взаимодействия и партнерских отношений всех субъектов профилактики экстремизма, национализма и ксенофобии в детско-подростковой среде для проведения системного мониторинга ситуации и противодействия различным формам экстремистских проявлений. 2. Развивать и поддерживать элементы ювенальной юстиции как системы, обеспечивающей защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также использующей реабилитационные стратегии, ювенальные технологии и методы сопровождения. 3. Внедрить программы адаптации для мигрантов, позволяющие наладить коммуникацию в новой социальной среде. 4. Шире привлекать институты гражданского общества, в том числе правозащитные организации для профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде. 5. Усилить контроль за недопущением появления материалов в отраслевых, территориальных СМИ, пропагандирующих ксенофобию, экстремизм, национализм. 6. Разработать предложения в рамках законодательной инициативы и нормативно-правовой базы о заключении межправительственного соглашения по адаптации и поддержке мигрантов на уровне стран ближнего и дальнего зарубежья. В сфере миграционной политики и работы с соотечественниками: 1. Работа с соотечественниками за рубежом играет важную роль и имеет большое значение, следовательно, необходимо готовить кадры для эффективной психолого-педагогической поддержки соотечественников. 2. Разработать систему и организовать работу в странах, из которых идут основные потоки миграции, которая включает в себя не только обучение русскому языку, литературе, истории РФ, но и социально-психологическую подготовку в рамках целостной программы адаптации. В сфере образования и воспитания: 1. Разработать городскую концепцию и программу по развитию толерантности и профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде от дошкольных образовательных учреждений до вузов. 2. Обеспечить возможность обучения управленческих кадров и специалистов системы образования, а также специалистов других ведомств, являющихся субъектами профилактической работы, по программам повышения квалификации и переподготовки кадров в МГППУ (например, «Мастер межкультурной коммуникации», «Толерантность», «Правовое просвещение и развитие правосознания», «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе», «Профилактика ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде» и др.). Включить соответствующие программы в систему повышения квалификации в г. Москве. 3. Разработать предложения по развитию Концепции психологически безопасной среды образовательного учреждения. 4. Внедрить в школы г. Москвы Службы примирения, основанные на восстановительной медиации, как эффективные процедуры профилактики конфликтов, в том числе на национальной, религиозной почве. 5. Стимулировать открытие экспериментальных площадок в образовательных учреждениях с целью апробации и внедрения новых методов, программ и технологий профилактической работы. 6. Разрабатывать и апробировать модель многопрофильной психологической службы, в которой будет отработано взаимодействие психологов разных специализаций, в том числе признать необходимость психологического и правового просвещения учащихся и их родителей. 7. Обеспечить трудоустройство и профильное распределение выпускников вузов в соответствии с их специализацией (этнопсихология, юридическая психология и т.д.), а также создать условия для включения студентов старших курсов соответствующих специализаций в практическую работу специалистов подведомственных учреждений. 8. Рекомендовать методическим объединениям в процессе разработки программ гуманитарных предметов сделать акцент на вопросах толерантности и профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма. В системе правоохранительных органов: 1. Для взаимодействующих со школами инспекторов ПДН ОВД обеспечить возможность проведения совместных профилактических мероприятий со специалистами смежных ведомств, а также разработать отчетность, отражающую содержание профилактических мероприятий. 2. Организовывать совместные просветительские встречи представителей органов внутренних дел, общественных организаций и научных групп со школьниками и родителями, студентами колледжей и высших учебных заведений по вопросам профилактики ксенофобии, национализма и экстремизма. 3. Обеспечить возможность обучения управленческих кадров и специалистов органов правопорядка, являющихся субъектами профилактической работы, по программам повышения квалификации и переподготовки кадров в МГППУ («Мастер межкультурной коммуникации», «Толерантность», «Правовое просвещение и развитие правосознания», «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе» и др.). В области мониторинга и научных исследований: 1. Создать исследовательскую группу, в состав которой должны входить специалисты разных ведомств, отвечающие за профилактику ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде. 2. Разработать и апробировать программу межведомственного мониторинга ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде с целью выделения факторов риска по конкретным территориальным единицам, а так же разработать модель интегрального индекса, позволяющего отслеживать уровень выраженности данных явлений. 3. Организовать научно-практическую площадку межведомственного взаимодействия специалистов на базе МГППУ, где будут разрабатываться технологии профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма. 4. Обеспечить научно-методическую поддержку системе профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде. 5. Сделать городскую конференцию по профилактике ксенофобии, национализма и экстремизма в детско-подростковой среде, организованную Департаментом Образования г. Москвы совместно с МГППУ, ежегодной, расширив контингент участников за счет специалистов различных ведомств. В сфере средств массовой информации, издательского дела и индустрии массовых развлечений: 1. Рекомендовать средствам массовой информации осуществлять регулярный мониторинг теле- и радиоэфира, печатных и электронных СМИ, Интернет-изданий и литературы с целью выявления попыток разжигания расовой, межэтнической, религиозной вражды и призывов к насилию. 2. Использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки, значимых для системы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде. |
|
Приложения: |
|
Предлагаем Вам разместить на своем сайте новостной информер с постоянно обновляемой лентой предстоящих мероприятий по психологии, педагогике и смежным дисциплинам.