Программа «Развитие»: вчера, сегодня, завтра
|
Прошло уже 13 лет как программа «Развитие» появилась на свет и «живет» в дошкольном пространстве. Она является одной из вариативных программ дошкольного образования. Программа «Развитие» – это результат многолетних фундаментальных исследований научного коллектива, руководимого известным отечественным психологом Л.А.Венгером.
Программа «Развитие» нацелена на развитие познавательных и творческих способностей. Теоретическая обоснованность, четкая структура самой программы, обеспечение образовательных разделов планами занятий для детей всех возрастных групп (от 3-х до 6-ти лет включительно) сделали ее особенно привлекательной для дошкольных учреждений. В связи с этим распространение программы относительно других программ и технологий является одним из приоритетных.
Программа «Развитие» зарождалась в 60-х годах ХХ века в базовом экспериментальном детском саду (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) № 515 Юго-Западного округа г.Москвы. На том этапе в роли психологов-экспериментаторов выступали Р.И.Бардина (Говорова), Н.Б.Венгер, Л.Е.Журова, Т.В.Лаврентьева, К.В.Тарасова, В.В.Холмовская и другие известные сегодня ученые школы Л.А.Венгера. И сейчас с нами работают «воспитатели-венгеровцы» (Е.С.Гаврилова, Л.А.Кухтенкова Л.А.Пинчук, Е.Б.Синицина, Л.П.Татарникова и др.), сохраняя традиции, заложенные талантливым экспериментатором Л.А.Венгером и его сотрудниками.
Сегодня Е.С.Гаврилова, заведующая д/с № 515, с особой теплотой вспоминает те дни: «…В 1977 году я пришла работать в удивительный детский сад, в экспериментальную группу, куда Л.А.Венгер пригласил меня на должность воспитателя после окончания МГПИ им. В.И.Ленина. Это была безумно ответственная, увлекательная и нелегкая работа, потому что на каждом занятии присутствовал психолог, а затем в лаборатории шли долгие обсуждения полученной информации: анализировалось поведение детей, роль воспитателя, делались выводы. Так накапливался богатейший материал по развитию способностей дошкольников».
В Учебном центре им. Л.А.Венгера, занимающемся внедрением программы «Развитие» с 1992 г., «проучено» более 5000 дошкольных учреждений. Полноценное овладение программой предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы с детьми. Именно поэтому Центром Венгера были организованы специальные курсы для методистов и воспитателей, обучение на которых является необходимым условием подготовки воспитателя для работы по программе. Работа на курсах построена таким образом, что каждый раздел программы освещается его авторами. Рассказывая о своем разделе и методике работы, они вместе с аудиторией вновь проживают ту интереснейшую исследовательскую деятельность, результатом которой явился раздел. Педагоги, в большинстве своем, становятся единомышленниками авторов программы «Развитие», стремящимися воплотить ее идеи в практику работы с детьми. Лекции сопровождаются показом видеофильмов, в которых представлены занятия по разделам программы.
Такая углубленная работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов стала возможной благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству науки и практики.
В настоящее время география использования программы в массовой практике нашего Отечества простирается от Краснодара до Салехарда, от Калининграда до Южного Сахалина.
С самого начала деятельности Центра установились определенные традиции внедрения результатов исследований в широкую практику дошкольных учреждений. Авторы программы читали обзорные лекции, проводили обучающие семинары, разрабатывали научно-методическое обеспечение (более 50 наименований специальной литературы), освещали свою деятельность в периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Наш малыш», «Учительская газета» и др.), выступали на радио и телевидении и т.д. Широкий спектр авторских разработок был представлен в таких издательствах, как «Просвещение», «Новая школа», «Гном и Д», «ЭЛТИ-КУДИЦ», «Сфера», «Карапуз» и др.
Стали регулярными городские, региональные и областные научно-практические семинары, конференции, где педагогическое сообщество обменивалось опытом, делилось своими достижениями (Москва, Братск, Тольятти, Нижневартовск, Сургут, Новоуральск, Калининград, Геленджик, Владимир, Самара, Челябинск, Пермь, Муравленко, Вологда, Екатеринбург и др.). Наряду с этим проводились всероссийские и международные конференции совместно с Министерством образования РФ, Московским комитетом образования.
Шло время, мы получали обратную связь, которая ставила перед нами новые исследовательские задачи и требовала серьезной коррекции в работе. Мы стали обнаруживать так называемые «белые пятна» в воспитательно-образовательном процессе. Встала проблема органичного сочетания интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка. Программа требовала определенной сбалансированности для целостного охвата педагогического процесса в дошкольном учреждении. Основным объектом преобразований стала сфера взаимодействия педагога с ребенком. Внимание авторов сосредоточилось на проблеме социально-эмоционального развития ребенка, которое имеет чрезвычайное значение (наряду с интеллектуальным развитием) в становлении детской личности.
Данная проблема получила развитие в последующих научных исследованиях, проводившихся под руководством доктора психологических наук О.М.Дьяченко. Они были направлены на включение символической функции в воспитательно-образовательный процесс, на понимание ребенком смысла и выражения своего отношения к миру, который он познает, на «проживание» образовательной ситуации.
Результатом исследования явился новый вариант программы «Развитие», дополненный и усовершенствованный, ориентированный на амплификацию содержания и гуманистический стиль взаимодействия «взрослый-ребенок». Появился специальный раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», в котором прослеживается органичное единство эмоционального и познавательного компонентов.
Кроме того, новая редакция программы включала три факультативных раздела, которые педагог может выбрать по желанию: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Данным разделам присуща яркая направленность на развитие художественных и творческих способностей. Они также способствуют развитию детской индивидуальности с учетом собственных предпочтений ребенка.
В новой редакции программы произошло некоторое сокращение количества занятий в обязательных разделах, что обеспечило возможности для проведения дополнительных занятий по выбору.
Таким образом, открылись перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка – становление активной жизненной позиции. Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего, самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т.д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса.
Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности. В процессе реализации личностно-ориентированной модели воспитания устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества детей и педагогов, улучшается микроклимат в группе.
Развивая способности детей, педагог и сам проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. Яркими примерами такого саморазвития являются строки из писем педагогов, которые периодически приходят в Центр Венгера. Так, заведующая д/с «Журавушка» (р.п. Камские Поляны, Татарстан), пишет: «Спасибо за такую чудесную программу «Развитие»! Дети стали детьми, воспитатели – настоящими воспитателями – друзьями и учителями, когда нужно. Родители – в восторге! И я сама чувствую, что к воспитателям возвращается энтузиазм, появляется та самая «изюминка», без которой никогда не понять и не постичь детскую душу…».
Заведующая д/с при УВК № 1691 г. Москвы Г.Н.Серова: «…Нам нужна была такая программа, которая бы не «натаскивала» детей, а способствовала их умственному развитию. Поэтому мы выбрали программу «Развитие». Вскоре после начала работы по программе мы заметили, что дети стали более любознательными, активными: задают много вопросов, играют дома в те игры, которые им показали на занятиях. Конечно, изменилось и отношение родителей к детскому саду – они стараются без серьезной причины не оставлять детей дома. Воспитатели отмечают, что им стало интереснее работать. Главный результат – это наши дети. Приятно видеть, какими они стали развитыми, компетентными и организованными. Мы уверены, что наши дети будут учиться в школе не только на «хорошо» и «отлично», но и с удовольствием».
Мы заметили еще один интересный факт – наряду с изменением отношения педагогов к программе, детям, воспитательно-образовательному процессу – кардинально поменялось и отношение родителей ко всему, что происходит с их детьми в дошкольном учреждении. Так, мама нашей воспитанницы Саши Трубниковой говорит: «… На родительском собрании нам сказали, что детский сад работает по программе «Развитие». Тогда мы не придали этому значение. Сколько в наше время фирм, гимназий и т.д. объявляют о том, что они обучают детей по-новому, предлагают множество платных услуг в обучении детей. Нас порадовало только то, что в обычном детском саду с нашим ребенком будут заниматься и делать это будут бесплатно. Больших результатов мы не ожидали, да и, вообще, тогда мы считали, что в таком маленьком возрасте обучать особенно нечему.
Скоро Саша стала задавать множество вопросов, на некоторые из которых мы сами не всегда могли ответить. Как любым родителям, нам стало интересно, что же делает дочка в детском саду. Мы решили поговорить с воспитательницей и были тронуты тем, что у нее нашлось время, чтобы подробно рассказать, чем занимаются дети. Так мы стали знакомиться с программой, ведь наша помощь была нужна как дочери, так и воспитателям. Наше сотрудничество шло Саше на пользу: она хочет узнавать новое, ей все интересно, она постоянно задает вопросы, может взяться за любую задачу и ищет ее решение.
Не только Саша училась по программе, но и мы сами. Пришлось копаться в книгах, вспоминать давно забытые вещи, учиться не смущаться, если чего-нибудь не знаешь, совместно искать решение. А еще мы стали больше уважать нашу дочь, видеть в ней самостоятельную личность, имеющую право на собственное мнение и на ошибки».
В работе над программой «Развитие» можно поставить только «запятую», но никак не «точку». Новое время ставит новые проблемы: воспитание детей раннего возраста, сотрудничество детского сада и семьи, установление преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием. Нам еще понадобится разработать дополнительные рекомендации для практики в этот сложный переходный период. У нас есть возможность изменять, дополнять, исправлять и совершенствовать программу «Развитие», т.к. она весьма убедительно доказала свою жизненность. Недаром в дошкольном пространстве появились крылатые слова и выражения: «школа Венгера», «Венгеровский центр», «Венгеровская программа» и, наконец, «Венгеровцы»…
По мере внедрения программы обнаружилось любопытное явление: наши занятия, направленные на овладение детьми сенсорными, речевыми, конструктивными, изобразительными и другими средствами, оказывали определенную коррекционную помощь детям, особенно в ней нуждающимся. К нам стали обращаться специальные детские сады, предназначенные для детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и детские дома, с которыми мы тесно сотрудничаем. Л.Л.Митяев, директор детского дома семейного типа Детской деревни SOS Томилино, и его сотрудники стали нашими коллегами и постоянными участниками семинаров и консультаций. Они отмечают, что именно при поддержке Центра «появилась первая российская детская деревня SOS».
В начале 90-х годов была создана программа «Одаренный ребенок». Она представляет собой усложненный вариант программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми 5-7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа «Одаренный ребенок» имеет те же теоретические основания, что и программа «Развитие» и позволяет наиболее полно учитывать потенциал одаренного ребенка с сохранением его индивидуальности и психического здоровья.
Сегодня перед авторским коллективом (научный руководитель – доктор психологических наук Н.Е.Веракса) встала достаточно сложная проблема создания культурного образовательного пространства ДОУ как системы нормативных ситуаций, поддерживающей детскую активность и обеспечивающей развитие способностей (познавательных, коммуникативных, регуляторных). Данный подход, концептуально разработанный Н.Е.Вераксой, позволяет предметно оформить и развить понимание способностей, предложенное Л.А.Венгером (способности не только являются результатом культурно-исторического развития человека, но и позволяют ребенку самостоятельно взаимодействовать с культурой).
Программа «Развитие» будет развиваться и дальше, у нее есть к этому все основания: научно-теоретическая платформа, сбалансированность содержания, широкое внедрение в практике дошкольных учреждений, новые исследовательские перспективы.