Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Сравнение некоторых аспектов традиционной и вальдорфской систем обучения

Автор: Алхазова А.А. 
Версия для печати

В современном образовании отчетливо обнаруживается тенденция к использованию разных педагогических систем и подходов. Вальдорфская педагогика появилась в нашей стране относительно недавно, но уже достаточно утвердилась в рамках отечественного образования, что позволяет говорить о ней как о состоявшемся факте нашей культуры.

И традиционная и вальдорфская школы ставят одну и ту же задачу - развитие полноценной личности в социальном и в индивидуальном смыслах, но добиваются этого разными средствами, методами и подходами.

Обучение в традиционной школе строится в соответствии с теми стадиями развития мышления, которые приняты в отечественной психологии [Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.]. До средней школы основная задача обучения в традиционной школе является привитие учащимся основных навыков чтения, письма, счета и т.п., на базе которых впоследствии будут строиться систематические курсы. Теоретические знания часто сводятся к минимуму и подчиняются задаче формирования навыка. Познание соответствующих закономерностей языка, математических явлений откладывается до 5-го, 6-го классов [Салмина Н.Г.]. По мнению вальдорфских педагогов развитие ребенка в школьные годы проходит несколько ключевых этапов.

Первый этап от 7 лет до начала полового созревания соответствует принятой у нас периодизации детского развития младшему школьному и младшему подростковому возрасту, т.е. двум периодам школьного обучения - начальному (1-3 классы) и первой ступени средней школы (5-6 классы). В этот период, по мнению вальдорфских педагогов, для детей характерен образный тип мышления, который достигает вершины в возрасте от 6 до 10 лет.

Второй этап — этап полового созревания соответствует нашей периодизации старшему подростковому возрасту или второй ступени средней школы (7-е, 8-е, 9-е классы). В ходе периода полового созревания образное мышление постепенно перерастает в абстрактное.

Третий выделяемый период - ранняя юность, соответствует аналогичному периоду в отечественной психологии.

Вальдорфские педагоги осуществляют подход к проблеме обучения и развития, сходный с подходом Ж. Пиаже. Именно поэтому обучение с помощью научных понятий невозможно до того периода, пока ум ребенка не будет способен к абстрактному мышлению, а именно до начала полового созревания. До этого момента основной принцип обучения заключается в наглядно-образном преподавании, или, как его по-другому называют вальдорфские педагоги, принцип духовно-образного аллегорического представления. Вальдорфские педагоги считают, что развитие способности к воображению или к образному мышлению играет важную роль в становлении человека. Поэтому в начальной школе обучение письму предшествует чтению, и только со второго класса чтение выступает как самостоятельное занятие. В традиционной школе в основе обучения чтению и письму лежит звуко-буквенный анализ, в вальдорфской школе переживание образа, зрительного слухового.

В традиционной школе переход из начальной в среднюю означает изменение характера учебной деятельности, содержания и форм обучения.

Взаимодействуя со многими учителями, школьники не испытывают полного единства требований, получают различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя. Перед учащимися возникает задача найти собственные позиции в новой ситуации [Лейтес Н.С.].

Изучаемые понятия становятся более сложными, предметы выступают уже как системы представлений о мире. На первой ступени средней школы в основном еще раз отрабатывается, расширяется и углубляется материал начальной школы.

На второй ступени средней школы дети приступают к изучению системной картины мира, которая представлена разными предметами, предположительно пересекающимися. Основная нагрузка ложится не на слухо-речевую память (как в младших классах), а на зрительную, знаковую. Ребенок много работает с учебником, как на уроке, так и самостоятельно.

Он должен много читать и запоминать прочитанное. Предполагается, что развитие логического, мышления в понятиях достигло того уровня, который позволяет учащимся успешно усваивать материал. В вальдорфской школе ребенок не испытывает тех трудностей при переходе из младшего в среднее звено, которые испытывает ребенок в традиционной школе. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации.

Книга-учебник минимально представлен в урочной работе. Ребенок не теряет рабочее место, у него нет необходимости переходить из кабинета в кабинет.

В старшей школе как в вальдорфской, так и в традиционной обучение становится абстрактно по содержанию.

Таким образом, ситуация обучения в вальдорфской школе существенно отличается от традиционной в начальном и среднем звеньях как по содержанию, так и по форме, и схожа на старшей ступени.

Рассматривая вальдорфскую систему, мы постарались показать ее некоторые отличия от традиционной, не вынося какой-либо оценки. Современная ситуация школьного образования представлена множеством направлений, что дает право родителям, в соответствии с их взглядами на своего ребенка и на его будущее, выбирать наиболее подходящую систему обучения.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика