Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе

Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности.

Если бы с рожденья человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы культурно и нравственно развитым гражданином.

Ребенок, готовящийся переступить порог школы и посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. В этом возрасте он усваивает особую форму в отношении взрослого — позицию ученика. В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которая характеризует его как социализированного человека.

Для себя я считаю эту проблему актуальной, так как столкнулась с ней на практике, при работе в школе. Многие современные дети испытывают проблемы в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. Я считаю, что учитель может и должен влиять на общение детей в классе. Но это воздействие будет эффективным только в том случае, если работу учителя поддерживает семья, так как лишь совместное воздействие всего воспитательного комплекса «семья-школа» в воздействии на личность ребенка дает высокие результаты в практике воспитательной деятельности.

Проанализировав литературу, мы обнаружили несколько взглядов на проблему общения. Вот, например, определение, которое дает Добрович А.Б. в своей книге «Общение: наука и искусство»: «общение служит не только для регуляции совместной деятельности, установления общности между людьми, и является инструментом познания, но оно еще является и основой познания для отдельного человека, наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек бы выпал из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потеряным и бесполезным...»

Посмотрев, хотя бы на это определение мы можем сделать вывод о том, что общение очень многогранно. Без него невозможны деятельность, познание, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы и способствует их осуществлению.

Общение развивается с момента появления ребенка на свет. Нас интересует общение младшего школьника.
На основе изученной литературы мы выделили 3 основные стороны общения младших школьников: общение в семье, общение со сверстниками, общение с родителями.

Общение в семье с родными людьми имеет большое значение для развития ребенка. Как мы уже упоминали раньше, ребенок, переступая порог школы, психологически сталкивается с новой социальной системой отношений со взрослыми.

В связи с необходимостью учиться, семья начинает по-новому контролировать ребенка. Добрович А.Б. считает, что те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, какую типичную роль ему предопределили в семье. В действительности этих ролей гораздо больше. Таким образом, мы видим, что главным источником социальных ориентаций ребенка является семья и среда, в которой он вырос.

Общение с учителем в школе — новая сторона общения. Это общение для младших школьников является основным. Ребенок в этом возрасте находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Недостаток положительных эмоций со стороны учителя дети компенсируют общением с соседом по парте или кем-то другим. Приобретая новые знания, слушая рассказы, которые читает учитель, дети усваивают не только информацию, но и ее оценку взрослым, эмоциональную реакцию.

Общение со сверстниками - это еще одно направление общения, которое играет важную роль для детей младшего школьного возраста. Наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в группе.

Дальнейшая практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотрудничество между своими сверстниками, мыслящими и чувствующими по-разному.

Мы предполагаем, что учитель может оказывать влияние на общение и взаимоотношения детей в классе, проводя различную работу, в том числе и треннинговые занятия.

Работая над данной проблемой, мы составили курс из пяти треннинговых занятий:

  1. «Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых есть и другие средства общения.
  2. «Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же на распознавание эмоций других людей.
  3. «Я и Я». Упражнение на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям.
  4. «Я и другие». Игры, направленные на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование доброго, внимательного отношения друг другу.
  5. «Я и моя семья». Упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплых отношений к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Этот курс треннинговых занятий я проводила в своем классе во время преддипломной практики. Результат в некоторой степени превзошел мои ожидания. По данным социометрии в классе не осталось отверженных детей, микрогруппы расширились и пополнились новыми членами. По моим наблюдениям дети стали активнее общаться между собой, внимательнее и доброжелательнее относиться друг к другу, явно выделись лидеры. Единственное, что меня настораживает, это то, что отрицательные лидеры на общем фоне класса стали еще более заметны. Но, несмотря на это, мы считаем разработанную нами методику удачной для повышения уровня общения детей в классе или группе.