Ценностные характеристики школьной организационной культуры

Ключевые слова:  ценность  школа  культура 
Версия для печати

В данной работе осуществляется попытка исследования одного из уровней школьной организационной культуры посредством методики исследования ценностных ориентации М. Рокича. Исследования проводились в школе № 1246. Общий состав выборки - 106 человек.

Теоретическая основа исследования - теория Е. Шайна. С его точки зрения ОК - совокупность основных убеждений, которые считаются жизненно эффективными и поэтому ценными, и которые передаются новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к тем или иным проблемам. ОК имеет определенную уровневую структуру реализации: 1) внешний уровень: реально наблюдаемые материальные проявления культуры (правила, предпочтения в отношении одежды, дизайн и оформление школы, определенные коммуникативные границы, ритуалы и традиции); 2) уровень осознанных ценностей, норм, регулирующих поведение людей в организации (могут быть сформулированы в документах, прописаны на стендах); 3) базовые философские категории, мировоззренческие позиции, основные жизненные принципы.

Именно третий, глубинный уровень мы попытались исследовать в нашей работе.
В рамках этого уровня за ОК мы принимаем набор разделяемых членами организации ценностей, которые могут быть обозначены как «ценностные интегральные характеристики ОК». Они называются интегральными, так как измеряются путем обобщения индивидуальных показателей в групповые, выявляя при этом интегральные порядковые профили расположения ценностей. Ценности считаются разделяемыми в том случае, если корреляция между ценностными интегральными характеристиками групп в рамках одной организации значимо отличается от нуля.

Цели исследования: 1) определить наличие реализации ОК на третьем Уровне (т.е. определить значимость разделяемости ценностных характеристик); 2) определить содержание ценностных интегральных характеристик, их особенности.

Рассчитаны средние значения по отдельным ценностям (целям и средствам) для групп: учителей, учащихся, учащихся 9, учащихся 11 классов, юношей и девушек и проведена попарная корреляция (расчет рангового коэффициента корреляции Спирмана). Значения коэффициента корреляции между средними значениями ценностей групп учащихся и учителей - 0,73 (ЦЦ) и 0,67 (ЦС), учащихся 9-х и 11-х классов - 0,83 (ЦЦ) и 0,80 (ЦЦ), юношей и девушек - 0,87 (ЦЦ) и 0,76 (ЦС).

Высокая корреляционная связь, отмечаемая для данных групп, определяет существование психологического феномена школьной ОК. Высокая сходимость ценностных ориентаций по группам является объединяющей общей для всех групп характеристикой, а также является признаком её однородности. Высокие значения коэффициента корреляции подтверждают существование общих (разделяемых большинством) ценностей.

В целом, данные по всей выборке по ЦЦ определяют среди доминирующих ценностей следующие: здоровье - 1, наличие друзей - 2, любовь – 3. Далее следуют в порядке убывания значимости такие ценности как активная жизнь - 4, счастливая семейная жизнь - 5, интересная работа - 6, уверен в себе - 7, материальное обеспечение - 8. Наименее значимые ЦЦ составляют следующие: счастье других - 18, красота природы - 17, развлечения - 16 творчество - 15. По ЦС по всей выборке доминируют следующие ценности: образованность -1 (что отражает оптимальную ценностную ориентацию в образовательной социальной системе), ответственность - 2, жизнерадостность - 3, воспитанность - 4 (соответствующая одной из ведущих функций школы). Наименее значимы такие ЦС как непримеримость к недостаткам в себе и др. — 18 и высокие запросы - 17.

Наряду с этим, отмечаются особенности в ценностных спектрах отдельных групп.
По ЦЦ:

  1. в группе учителей явно доминируют 2 ценности: здоровье – 1 и счастливая семейная жизнь - 2. Менее всего значимы из ЦЦ развлечения - 18 и счастье других (к сожалению) -17.
  2. в группе девочек доминируют 3 ценности: наличие друзей - 1,: здоровье - 2, любовь - 3. Если рассматривать любовь как психологическое ожидание счастливой семейной жизни, то для обеих групп характерно совпадение 2-х ценностей среди доминирующих, тем более что, счастливая семейная жизнь у девочек располагается следом на 4 месте. Ниже всего ценятся счастье других - 18, красота природы -17, развлечения - 16, творчество - 15. В менее значимой части ценностного спектра обеих групп характерной т.о. является развлечение.
  3. в ценностном спектре группы мальчиков доминируют 2 ценности: здоровье - 1 и наличие друзей - 2. Т.е. здоровье отмечается в значимой части ценностного спектра для трех отмеченных групп. Для молодых людей (юношей и девушек) значимой ценностью является наличие друзей. Менее значимые ЦЦ для этой группы: красота природы - 18, счастье других – 17, творчество -16. Три этих ценности среди менее значимых являются общими для юношей и девушек.
  4. в группе 9-ти классников среди ЦЦ выделяются три доминирующие ценности: здоровье, наличие друзей и любовь. «Наличие друзей» и «любовь» практически равнозначимы. Менее всего (как в группах юношей и девушек) ценятся красота природы и счастье других.
  5. в группе 11-ти классников доминируют те же ценности, которые являются наиболее значимыми в группе 9-ти классников: наличие друзей – 1 и здоровье - 2. Далее в значимой части ценностного спектра этой группы следуют активная жизнь - 3 и уверенность в себе - 4. Менее всего ценятся красота природы - 18, счастье других - 17 и творчество - 16. Т.е. две ценности («красота природы» и «счастье других») среди наименее значимых в группах 9-ти и 11-ти классников общие.
  6. для всех учащихся 9-х и 11-х классов характерно доминирование трех ценностей: здоровье, наличие друзей и любовь. Наименее значимыми для учащихся являются красота природы, счастье других, творчество и развлечения.

Вызывает озабоченность то, что творческое начало, креативность в данной школе явно недооценивается учащимися.
По ЦС:

  1. в группе учителей доминируют ответственность - 1, честность - 2, образованность - 3, терпимость - 4. Менее других ЦС ценятся непримиримость к недостаткам в себе и других - 18 и высокие запросы-17.
  2. в ЦС-спектре девушек доминируют образованность - 1, жизнерадостность - 2, независимость — 3. Наименее значимые в этой группе ценности: непримиримость к недостаткам - 18, высокие запросы - 17 (что характерно и для группы учителей), исполнительность - 16, (!) чуткость - 15 и (!) аккуратность - 14.
  3. в ценностных ориентациях юношей явно выражены менее предпочтительные ценности: высокие запросы - 17 и непримиримость к недостаткам - 18 (т.е. что и в группах девушек и учителей). Среди наиболее предпочтительных ценностей (с почти равной значимостью) представлены: воспитанность - 1, ответственность - 2, жизнерадостность - 3 и независимость - 4. Ценности жизнерадостность и независимость как наиболее значимые характерны и для группы девушек. Воспитанность же для юношей предпочтительнее образованности.
  4. в группе 9-ти классников примерно в равных долях доминируют такие ЦС как образованность - 1, воспитанность - 2, жизнерадостность - 3 и независимость - 4. Менее других ценятся непримиримость к недостаткам в себе и других - 18, высокие запросы - 17 и исполнительность - 16.
  5. в группе 11-ти классников в явном виде выражены ценности менее предпочтительные (т.к. характерны для многих): непримиримость - 18 и высокие запросы - 17. Наиболее значимые ценности в этой группе: ответственность - 1, жизнерадостность - 2, образованность - 3 и независимость - 4. Различия в доминирующих ценностях незначительные.
  6. для всех учащихся среди менее предпочтительных ценностей характерными являются непримиримость - 18 и высокие запросы - 17 (что также характерно для всех других групп). Значимыми для учащихся являются 5 ценностей: образованность, жизнерадостность, независимость, воспитанность и ответственность.

Выводы:

  • В результате проведенного исследования было подтверждено существование феномена школьной организационной культуры, т.е. ее реализации на одном из выделенных Шайном уровней (а именно на третьем).
  • Были определены ценностные интегральные характеристики школьной организационной культуры и их особенности.
Смотрите также:

Статьи