Мозг первоклассника u успешная учеба
|
Наш мозг можно условно разделить на три блока. Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и подкорковых структурах. На втором уровне, находящемся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляется переработка и хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий уровень - уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующис функции, занимает передние (лобные) отделы мозга.
Оказывается, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов мозга может иметь те или иные органические изменения и нарушения, причины которых очень многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности - до неправильного прохождения ребенком фаз онтогенеза (подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т.п.).
Ученым-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность и ведет к снижению самооценки у ребенка. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и начав с хорошей успеваемости, такой ребенок может быстро "скатиться" в троечники.
Такой ребенок, буквально "выкладываясь" в школе, может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.
Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им еще труднее.
Следующими в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два.
ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МЫ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛОХУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:
-
у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась из-лишняя агрессивность или пассивность;
-
он часто болеет;
-
появилась неуверенность в себе;
-
быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидичвости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;
-
несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
-
зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
-
появилось нежелание идти в школу;
-
избегает дружить со сверстниками.
Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому нейропсихологу. Этот специалист в процессе диагностического обследования точно определит, какой участок головного мозга у вашего ребенка недостаточно сформирован.
В зависимости от этого нейропсихолог подберет индивидуальную программу нейрогимнастики (чтобы развить те участки головного мозга, которые не работают в полную силу), когнитивные упражнения (на тренировку памяти, слуха, реакции), а также подскажет, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.