Детская психология
 

Мозг первоклассника u успешная учеба

Тип: статья
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Наш мозг можно условно разделить на три блока. Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и подкорковых структурах. На втором уровне, находящемся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляется переработка и хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий уровень - уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующис функции, занимает передние (лобные) отделы мозга.

Оказывается, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов мозга может иметь те или иные органические изменения и нарушения, причины которых очень многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности - до неправильного прохождения ребенком фаз онтогенеза (подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т.п.).

Ученым-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность и ведет к снижению самооценки у ребенка. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и начав с хорошей успеваемости, такой ребенок может быстро "скатиться" в троечники.

Такой ребенок, буквально "выкладываясь" в школе, может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.

Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им еще труднее.

Следующими в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два.

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МЫ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛОХУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:

  • у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась из-лишняя агрессивность или пассивность;
  • он часто болеет;
  • появилась неуверенность в себе;
  • быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидичвости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;
  • несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
  • зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
  • появилось нежелание идти в школу;
  • избегает дружить со сверстниками.


Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому нейропсихологу. Этот специалист в процессе диагностического обследования точно определит, какой участок головного мозга у вашего ребенка недостаточно сформирован.

В зависимости от этого нейропсихолог подберет индивидуальную программу нейрогимнастики (чтобы развить те участки головного мозга, которые не работают в полную силу), когнитивные упражнения (на тренировку памяти, слуха, реакции), а также подскажет, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.

Новости психологии

21.06.2021

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


27.05.2021

Подборка актуальной литературы


13.05.2021

Ребёнок становится понятным для родителей



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика