Сравнительный анализ использования различных техник введения в роль в социально-психологических играх в практической этнопсихологии
|
К настоящему времени моделирование и игры распространились на всю сферу образования и работу с молодежью. Сегодня ролевые игры активно используют в психологической работе с вынужденными мигрантами и для решения проблем взаимодействия между представителями различных этнических групп: преодоление барьеров коммуникации и межэтнической конфликтности.
Социально-психологическая игра – это модель реального мира с его сложной структурой и системой взаимоотношений. Она является, на наш взгляд, наиболее эффективным методом решения целого ряда этнопсихологических проблем, возникающих в процессе межкультурного взаимодействия, так как именно она дает возможность моделирования всех особенностей и феноменов, связанных с этническими группами и межкультурным взаимодействием. Суть такой игры заключается в том, что участники выступают в роли представителей внеземных цивилизаций. Их задача договориться друг с другом и конструктивно решить общие проблемы. Показателем эффективности игры, в данном случае, является сопоставление участниками реальности и игрового сюжета, а также перенос полученного в игре опыта на реальные отношения.
Условное принятие социальных ролей - это основа ролевой игры. Несмотря на большие расхождения разных авторов в представлении о структуре ролевой игры, все сходятся на том, что принятие роли остается неизменным ее компонентом. Принятие роли занимает двойственное положение в структуре ролевой игры. С одной стороны, принятие роли зависит от достаточно сложного комплекса социально-психологических и индивидуально-психологических предпосылок; с другой, от особенностей принятия роли зависит как сам процесс ролевой игры, так и эффект игры для ее участников.
В нашем исследовании мы сравнили результаты использования трех вариантов введения в роль. Во всех случаях мы использовали сценарий игры-«цивилизации», меняя только во вводную часть. В первом случае была только устная инструкция, после которой шла обычная разминка и основная часть, целью которой было создание цивилизаций. Во втором варианте была устная инструкция, а разминка имела «легенду» и являлась частью игрового сюжета. В третьем случае введение в роль было глубоким с использованием элементов инициации.
Первый вариант самый простой, но не самый лучший. Ведущий вводит участников в роль, но пока проходит разминка, они забывают о сюжете игры и своих ролях, приходится напоминать и делать ввод в роль заново. Игра оказывается как бы разорвана на разминку и все остальное. Результатом такого разрыва становится высокое сопротивление со стороны участников.
Легендированная разминка позволяет сохранить целостность игрового сюжета. Участники достаточно хорошо входят в роль и включаются в основную работу. Кроме того, разминка стала дополнительным материалом для реконструкции цивилизаций на основном этапе. Результатом такого введения в роль стало большое количество положительных отзывов и ряд конструктивных выводов, к которым в результате игры пришли участники. Кроме того, стоит отметить, что многие из участников провели параллели между игровым сюжетом и реальными отношениями. Таким образом можно говорить о том, что основная цель игры достигнута.
В случае с глубоким введением в роль ситуация, в которой оказывается ведущий и участники, двоякая. Одна часть участников очень хорошо входит в роль и готова продуктивно работать, а другая демонстрирует высокий уровень сопротивления, отказывается принимать активное участие в работе и стремится занять позицию наблюдателя. Во время шерринга участники, демонстрировавшие сопротивление, ограничиваются односложными ответами и ждут когда все закончится. Высказывания тех кто изначально был вовлечен в игру говорят о том, что ввод был достаточно глубоким, и в процессе игры произошла полная идентификация со своим героем. Такое введение в роль дало участником возможность полностью отрешиться от реальности. Ни один участник сюжет игры с реальными отношениями не связал.
При выборе техники введения в роль, на наш взгляд, следует руководствоваться целями конкретной игры и желаемым результатом. Обязательным должно быть наличие «легенды», все должно подчиняться единому сюжету и быть его частью, чтобы избежать разрыва игры. При использовании глубокого введения в роль следует учитывать возможные последствия, быть готовым к работе с сопротивлением и к тому, что после игры необходим шерринг, который помог бы участникам выйти из ролей, осознать полученный в игре опыт и связать сюжет игры с реальностью.
Статьи
- Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека
Вопросы психологии, 2002, №2.