Связи с общественностью в образовательных учреждениях: цели, функции и средства
|
В настоящее время информационный поток стремительно увеличивается. Самостоятельно ориентироваться в информационно-необъятном пространстве становится затруднительно. Это касается многих сторон человеческой жизни, в том числе образовательной сферы. На сегодняшний день известна масса учебных заведений, работающих по различным программам, для родителей и их детей предлагается многообразие образовательных услуг.
В связи с этим возникает ряд трудностей. С одной стороны, они касаются потребителей образовательных услуг. Для них открытыми остаются следующие вопросы: каким образом осуществлять выбор в пользу того или иного образовательного учреждения? каковы критерии оценки эффективности предлагаемых образовательных услуг? где, в конечном итоге, лучше всего обучать ребенка? С другой стороны, имеются трудности у самих создателей и распространителей образовательных услуг. Для них важно определиться с тем, каким образом осуществлять привлечение внимания потребителей образовательных услуг, что нужно делать для установления, поддержания и расширения контактов с потенциальными заказчиками.
Решение обозначенных проблем возможно через расширение связи учебных заведений с общественностью. Полная информированность облегчает ситуацию выбора родителям и их детям, позволяет школам сформировать соответствующий контингент. В конечном счете, то, каким образом устанавливаются доверительные отношения между конкретным образовательным учреждением и обычными гражданами, зависит эффективность достижения важной для общественной жизни цели – удовлетворение интересов и улучшение условий жизни людей.
При этом не следует забывать, что установление и поддержание связей с общественностью – это достаточно сложный процесс. Для его реализации учебному учреждению необходимо постоянно обеспечивать диалог с заказчиками и потребителями образовательных услуг, информировать их о работе педагогического коллектива, завоевывать доверие родителей и детей, добиваться того, чтобы основные задачи образовательного учреждения совпадали с ожиданиями и потребностями общества. Поэтому, в первую очередь, организаторам PR-кампаний необходимо определиться с основными целевыми группами общественности, на которых направлена их деятельность, поскольку эффективность воздействия сообщений (привлечение внимания к организации) напрямую зависит от характеристик аудитории.
В области образовательных услуг можно выделить двух основных адресатов PR-кампаний:
-
Различные организации (фонды, спонсоры, правительственные организации и пр.), способные оказать материальную поддержку для обеспечения продуктивной образовательной деятельности учебного заведения;
-
Непосредственно те группы, которые являются получателями образовательных услуг.
Каждый из представителей общественной группы имеет свою личную точку зрения на деятельность организации, а совокупность, их взглядов представляет собой общественное мнение. Оно выражает убеждения, основанные как на фактах, так и на восприятии или оценке событий, людей, организации.
Неотъемлемой частью в осуществлении связей с общественностью является коммуникация, в ходе которой происходит получение информации. Коммуникация является основной PR-технологией, основным методом, процессом, который воплощает, передает идеи организации в жизнь и его целью является: информирование, убеждение, мотивирование и достижение взаимопонимания.
Общественное мнение – это коллективное, оценочное суждение по поводу какой-либо проблемы, которая является эмоционально-значимой. Его субъектом является группа, а не индивид в отдельности. Поэтому, очень часто индивидуальные потребности, суждения усредняются, а, для того, чтобы влиять на общественное мнение в PR используются стереотипные модели, доминанты мышления.
В наши дни в сфере образовательных услуг резко обозначилась проблема конкуренции, в связи с чем, выбор в пользу того или иного образовательного учреждения становится достаточно сложным. Упрощает реагирование заинтересованной общественности на услуги, предоставляемые учебным заведением, его имидж. Обществу преподносится через имидж не только сама информация, но и одновременно вводятся модели ее позитивного восприятия и оценки. Человек получает не только информацию об организации, но и модель одобрения. Таким образом, имидж организации дает обществу определенные опорные пункты, которые помогают выработать мнение, направленное на положительное отношение к существующей организации.
Существует серьезная необходимость формирования имиджа. Сейчас потребители услуг хотят знать, что именно они получают, поэтому растет роль связей с общественностью в формировании деловой репутации образовательных учреждений.
Моя точка зрения такова, что, PR – это функция управления общественным мнением, а используемая правдивость информации является средством достижения эффективности этой деятельности. Все, что используется в PR – построение имиджа, правильное позиционирование организации, выбор соответствующего канала коммуникации, учет интересов, потребностей, стереотипов общественности – необходимо для управления общественным мнением. Это помогает основным потребителем легче осуществить свой выбор. Структурированный поток информации помогает привлечь на свою сторону заинтересованные организации.
И, наконец, паблик рилейшенз выполняет функцию обратной связи, т.к. содержит оценку общественного мнения о деятельности организации, своего рода, является ориентиром критерия того, правильно ли учебное заведение развивается, функционирует ли в соответствии с потребностями и интересами общества.
Из выше сказанного следует, что для того, чтобы образовательные учреждения, эффективно функционировали и достигали стоящих перед ними целей, необходимо грамотно построить деятельность по связям с общественностью. От того, как работают службы связей с общественностью, зависит степень доверия к учебным заведениям и их поддержка населением.
Статьи
- Школьное самоуправление - необходимое условие жизни школы
Перемены. - 2002. - № 1. - С. 15