Влияние «значимого другого» на формирование образа «идеального» сверстника

Версия для печати

Актуальность исследуемой нами проблемы «значимых других» велика, поскольку вопрос о влиянии других личностей на формирование мнения и принятие решения в современном обществе крайне важен.

А. В. Петровский выдвинул гипотезу о существовании трехмерной модели значимого другого [1]. Согласно этой модели, существуют три основных генерализованных и достаточно независимых друг от друга фактора, которые закономерно обусловливают значимость одного человека для другого.

Первый фактор связан с информативной стороной межличностного взаимодействия. Трансляция индивидом окружающим людям новых для них знаний и неизвестных им общегрупповых ценностей, безусловно, обеспечивает ему высокую референтность (а в качестве высшей степени информативной значимости — авторитет, обнаруживающийся в признании за значимым другим права принимать ответственные решения в существенных для указанных индивидов обстоятельствах).

Второй фактор — это социометрический статус значимого другого, обусловленный его способностью вызывать симпатию или антипатию. Здесь подразумевается, что в отличие от первого фактора феномены, относящиеся к эмоциональной привлекательности, гораздо в меньшей степени опосредованы содержанием совместной деятельности.

И, наконец, третий фактор, третья форма репрезентации личности значимого другого — институциализированная роль. Поскольку «роль определяется местом, занимаемым человеком в системе объективных социальных отношений, обусловленных официальными требованиями и ожиданиями организаций и лиц, в них входящих» [1], то третий фактор наиболее формализован из всех.

Указанные три фактора включают в себя, с точки зрения А. В. Петровского, все возможные основания признания личностной значимости какого-либо индивида.

В рамках нашего исследования в мы работали с третьим фактором – формальным «значимым другим».

Эксперимент, проводившийся в 580-й московской средней школе, состоял из двух этапов. Первый этап являлся вспомогательным и был посвящен определению социометрического и референтометрического статуса членов исследуемых групп. В нем приняли участие 43 учащихся VIII классов. Во втором этапе, направленном непосредственно на исследование влияния значимых других на мнение члена группы, участвовали 42 учащихся VIII классов.

Нами были использованы следующие методики:

  • Социометрическая
  • Референтометрическая
  • Методика «подставной» самооценки

С помощь первых двух методик нами были установлены социометрический и референтометрический статусы членов групп. В зависимости от статуса подростка в группе, мы использовали разный стимульный материал во второй части нашего эксперимента – каждому испытуемому предлагалось оценить степень выраженности у «идеального» сверстника следующих личностных качеств:

  1. Ум
  2. Независимость от других
  3. Гордость
  4. Своеобразие характера
  5. Способность совершить поступок
  6. Оригинальность мышления
  7. Незаурядность личности
  8. Знание себя
  9. Смелость
  10. Ощущение превосходства над другими
  11. Уверенность в себе
  12. Чувство собственного достоинства
  13. Умение общаться
  14. Сила воли
  15. Самоуважение

Лидерам и аутсайдерам при повторном заполнении бланка методики «подставной» самооценки (с изменённым порядком вышеуказанных слов) мы давали бланк с пометкой в виде слова «лидер», а среднестатусным членам группы с пометкой «аутсайдер».  Вопрос, испытуемым давался следующий: «Какими качествами и в какой мере должен обладать ваш идеальный одноклассник?». Таким образом, в результате исследования нами были выявлены следующие аспекты:

  • 50% среднестатусных испытумых, получивших бланки с пометкой «аутсайдер», изменили свое мнение на 50-70 процентов в сторону усиления качеств.
  • 100% высокостатусных и низкостатусных членов группы, получившие бланки с пометкой «лидер» практически не изменили своё мнение более чем на +- 5 - 10%

На основании исследования можно сделать вывод, что влияние «значимого другого», авторитетной личности  в группе несомненно. Это связано с особенностями взаимодействия в подростковой группе,  ребенок, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. По мнению ряда исследователей (Е.И. Турецкой и др.) типичной чертой подростковых групп является конформность, поэтому неудивительно, что высокостатусные и отвергаемые члены группы одинаково отреагировали на пометку «лидер». Вне всякого сомнения, большое  влияние на результат оказал возраст испытуемых, который представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, и в котором, по мнению Д.Б. Эльконина и других исследователей на первый план выходит интимно-личностное общение и  стремление завоевать авторитетную позицию в группе.

Литература:

  1. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психол. 1991. № 1.
  2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений/ Питер, 2005.
  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте: Избранные психологические труды. М., 1989.