Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Системная многофакторная модель суицидального поведения

Автор: Каргин А.М. 
Ключевые слова:  психодиагностика  стресс  суицид 
Версия для печати

По данным доклада ВОЗ  о состоянии здравоохранения в мире за 2001 год распространенность самоубийств в России в 2000 году составила 34,0 на 100 000 человек населения. При этом статистика предыдущих лет свидетельствует о том, что количество самоубийств в нашей стране растет. Средний показатель в европейских странах – 15,1 на 100 000 чел, т.е. в два раза ниже.  Таким образом, проблема самоубийстсв в нашей стране требует пристального изучения с целью разработки программ профилактики и помощи людям с суицидальным поведением.

Существует целый ряд  классических и современных исследований суицидального поведения. Все эти исследования отражают различные аспекты суицидального поведения - социальные, психологические, культурные. В исследовании Э. Дюркгейма акцент сделан на социальной направленности личности как на факторе суицидального повнедения. Э. Шнейдман анализирует личностные особенности людей, совершивших попытку самоубийтсва, и выделяет психологические причины и механизмы суицидального поведения. Г. Чхартишвили проводит культурологический анализ феномена самоубийства, сравнивая различные исторические эпохи и страны.  В рамках современных исследований авторы  выделяют такие факторы суицидального поведения как неудовлетворительная социальная поддержка, ригидные дисфункциональные убеждения, дефицит стратегий совладания со стрессом, особенности отношений в семье  и тд.

Однако внушительное количество исследований не дает ясной картины причин и механизмов суицидального поведения и не позволяет сформулировать эффективные стратегии профилактики самоубийств. Для разработки эффективных стратегий профилактики суицидов и помощи людям, совершившим попытку самоубийства, необходимо дальнейшее осмысление теоретических моделей и исследования факторов суицидального поведения. Методологической основой такого осмысления может стать многофакторная модель психических расстройств (Холмогорова, Гаранян, 1998), которая позволяет интегрировать различные подходы к изучению суицидального поведения. В рамках данной модели выделяются несколько уровней  – макросоциальный, микросоциальный, личностный, интерперсональный, поведенческий, эмоционально-когнитивный, биологический. Каждому уровню соответствуют группы факторов, провоцирующих дезадаптацию и влияющих на способность человека справляться со стрессом.  

На основе описанной многофакторной модели было проведено пилотажное исследование. Всего было обследовано 28 пациентов кризисного отделения 20-ой клинической больницы совершивших суицидальную попытку и 25  здоровых испытуемых.  Были использованы следующие методики: для исследования интерперсональных факторов методика социальной поддержки Зоммера и Фюдрика,  для исследования личностных факторов опросники Бека и Спитцера, для исследования эмоциональных и когнитивных факторов шкала алекситимии Торонто и опросник запрета на выражение чувств.    

Предварительные результаты исследования показывают, что по ресурсам совладания со стрессом пациенты с суицидальным поведением значимо отличаются от контрольной группы испытуемых. Для пациентов с суицидальным поведением характерны ригидные дисфункциональные убеждения, неудовлетворительная социальная поддержка, сниженная способность распознавать и выражать эмоции. Такие особенности приводят к трудностям совлдадания со
стрессом, и при определенных обстоятельствах может существенно увеличивает риск суицида.

Необходим дальнейший теоретический анализ и системное осмысление факторов суицидального поведения с целью разработки многофакторной модели суицидального поведения, ее эмпирическая проверка предполагает существенное расширение обследованных групп.

Новости психологии

17.05.2019 17:55:00

Новые выпуски подкаста на PsyJournals.ru


19.04.2019 21:02:00

Московский международный салон образования 2019


15.04.2019 14:15:00

Старт программы против буллинга



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика