Компетентностный подход к повышению квалификации учителей, реализующих интеграцию основного и дополнительного образования школьников
|
Одна из эффективных стратегий взаимодействия системы среднего образования с высшей школой базируется на интеграции общего и дополнительного образования школьников, нацеленной не только на формирование знаний, умений и навыков учащихся, но и на создание условий благоприятных для развития у школьников системы базовых и специальных компетенций. Очевидно, компетентносный подход к обучению школьников не противостоит традиционной парадигме, но дополняет и расширяет сферу ЗУНов. Система компетентностей, формируемых у старшеклассников, включает когнитивные, мотивационные, смысловые и другие регуляторные компоненты, усиливает собственно практическую ориентированность образования, его прагматический аспект.
Важно отметить, что все основные жизненно значимые компетенции учащихся формируются посредством педагогической деятельности их учителей – преподавателей общеобразовательной школы и системы дополнительного образования. Иными словами, основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенции, которые усвоили их педагоги. Очевидно, для успешного применения компетентностного подхода в системе среднего образования этот подход должен быть реализован в системе повышения квалификации педагогов – специалистов учреждений общего и дополнительного среднего образования. При формулировке общих и специальных компетенций педагога необходимо учитывать сущность принципов обучения и воспитания, фундаментальные императивы, обеспечивающие повышение эффективности учебного процесса в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников.
К основным принципам – базовым ориентирам в формулировке сущности компетенций преподавателей средней школы следует отнести принцип добровольности участия школьника в системе дополнительного образования. Педагог должен уметь поддержать самостоятельный выбор школьника данной сферы познавательной деятельности, но при этом задача преподавателя заключается в распознавании и диагностике задатков и способностей школьников к практико-ориентированной деятельности в рамках дополнительного образования. Важное значение имеет принцип разнообразия видов деятельности и ролей, которые предлагаются школьнику. Разнообразие усиливает привлекательность 22 Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы»
самостоятельного выбора. Преподаватель, организующий познавательную деятельность школьников в рамках дополнительного образования, должен суметь учесть предпочтения воспитанников в отношении тех или иных видов активности. Педагог должен понять, чем обусловлены эти предпочтения: содержанием деятельности, составом ее участников, личностью руководителя, возможностью продемонстрировать окружающим свои способности, ситуативными обстоятельствами, связанными с достижением результата. Основой решения всех этих задач будут выступать конструкты психологических и организационных компетенций педагога.
Принцип самоуправления может быть одной из основ развития личности ребенка. Проявление этого принципа связано с возрастанием доли поступков совершаемых на основе собственных решений по сравнению с действиями, обусловленными воздействием окружающих. Преподаватель, поддерживающий принцип самоуправления школьников, должен быть компетентен в сфере общения, организации групповых работ, психологии подростка. Все эти конструкты должны быть включены в состав компетентностей педагогов основного и дополнительного образования. Взрослый руководитель должен уметь обосновано передать значительную часть полномочий органу самоуправления детского коллектива. Такой передаче полномочий от взрослых следует придать постепенный характер.
Принцип равноправия обеспечивает реализацию равноправного партнерства. Это принцип, утверждающий необходимость уважения в общении личности другого человека, несмотря на возможные различия в их статусе. Педагог, создающий условия для реализации принципа равноправия, должен быть сам способен демонстрировать высокий уровень межличностного взаимодействия с детьми и сформировать у своих подопечных установку на уважение к ближнему, вне зависимости от статуса взаимодействующих сторон, их социальной принадлежности, уровня образования и т.п. Особого рода задачи заключаются в проявлении толерантности к людям другой национальности, вероисповедания, что весьма актуально в современном мире, нацеленном на глобализацию и дружеское сотрудничество всех стран мирового сообщества. Решение такого рода задач может базироваться на конструктах психологических и этических компетенций, которые должны быть включены в содержание курсов повышения квалификации современного педагога.
Императив структурной гибкости в построении учебного процесса диктуется особенностями современного динамично изменяющегося мира. Готовность к переменам составляет одну из черт личности современного человека. Можно сказать, что ориентировка этой категории людей в отношении социальных процессов обладает такой характеристикой как структурная гибкость. Воспитание структурной гибкости – одна из задач дополнительного образования школьников, поэтому этими способностями должны обладать и педагоги, формирующие эти качества у детей во всём многообразии игровой, познавательной, учебной и практической деятельности ребенка. Способность к структурной гибкости формируется на основе конструктов психологических и когнитивных компетенций педагога, таких как нацеленность на критический анализ любых жизненных ситуаций, установки на активную и продуктивную деятельность для достижения поставленных целей. В основе структурной гибкости лежит умение действовать в ситуации изменяющихся правил, регламентирующих деятельность.
Императив моратория в учебном процессе актуален во внештатных ситуациях, вероятность которых в дополнительном образовании заметно выше, чем в условиях традиционной общеобразовательной школы, где многие ситуации, обстоятельства и условия учебной четко регламентированы. Мораторий – это временная отмена санкций, критических оценок, ограничений, направленных на сдерживание негативных форм поведения, ошибочных действий или непродуктивной инициативы воспитанника. Преподаватель должен уметь адекватно применять различные виды моратория в зависимости от той или иной внештатной ситуации. Подобного рода профессиональные умения базируются на конструктах когнитивных и психологических компетенций, которые должны быть включены в систему общих и профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.
Современный педагог должен уметь создавать условия для реализации описанных принципов и императивов в практике своей работы. При повышении квалификации педагоги должны усвоить всю систему компетенций, необходимых для реализации рассмотренных принципов и императивов, обеспечивающих успешный процесс обучения школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Следует отметить, что в отечественной психолого-педагогической науке, ориентированной преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход не противопоставляется традиционному, направленному на формирование знаний, умений и навыков. Компетентностный подход раскрывает возможности существенного расширения диапазона содержания традиционного образования личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным.
Из всего списка компетенций, которые необходимы преподавателю для организации научно-технической деятельности школьников, целесообразно выделить общие и специальные. Общие компетентности в равной степени необходимы для организации всех видов познавательной деятельности школьников, к ним следует отнести психологические, психолого-педагогические, коммуникативные. Специальные компетенции зависят от сферы деятельности педагога и включают комплексы предметного содержания, набор специальных методов, профессиональных приемов и средств, базовые представления об организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Психологические компетентности педагога, реализующего интеграцию основного и дополнительного образования школьников в практике своей работы, должны включать следующие конструкты:
- Знание общей типологии деятельности, сознания и мышления учащихся: (житейское, проектное, научное, художественное, этическое).
- Понимание общих закономерностей психического развития ребенка.
- Умение оценивать задатки и способности ребенка.
- Умение учитывать особенности темперамента детей.
- Умение учитывать возрастные особенности детей; понимать психологическую природу кризисов подросткового и юношеского возрастов.
- Понимание гендерных особенностей учащихся разного возраста.
- Умение взаимодействовать с детьми с отклоняющимся поведением.
Психолого-педагогические компетентности педагога базируются на научных знаниях сферы педагогической психологии. В России существует ряд авторитетных научных направлений, на основе которых строится модернизация образования. Педагогу системы среднего образования необходимо знать сущность и технологические особенности этих педагогических систем и, возможно, избирательно применять их отдельные положения в практике обучения. Одной из авторитетных психолого-педагогических концепций обучения является подход, базирующийся на деятельностной теории психики. На ее основе, в частности строятся дидактические системы, получившие статус систем развивающего образования. К ним, в частности, относятся системы обучения В.Л. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева и др. Знакомство с основными положениями этих теорий и их осмысления педагогом в аспекте преподаваемого им учебного предмета – важная сторона профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение, что психолого-педагогические компетентности педагога, реализующего интеграцию основного и дополнительного образования школьников в практике своей работы, должны включать:
- Представление о существующих педагогических системах и условиях их целесообразного применения.
- Знание исходных положений теории деятельности в проектировании образовательных технологий.
- Понимание целей обучения в системе развивающего обучения.
- Умение развивать познавательную мотивацию учащихся.
- Владение психологическими механизмами управления процессом усвоения знаний и умений.
- Знание общей типологии и номенклатуры познавательных средств и приемов мыслительной деятельности.
- Умение контролировать и осуществлять коррекцию на различных этапах усвоения учебного материала: уяснения, выполнения учебных действий, словесной интерпретации.
- Умение использовать отметку в ее субъективной и объективной функции
- Умение формировать рефлексивные способности у учащихся.
Коммуникативные компетентности базируются на психологических, социальных, общекультурных положениях. Одна из важнейших Направление I. Подготовка педагогических кадров для Новой школы в рамках новых ФГОС ВПО 23
задач системы среднего образования связывается с возможностью подростка в процессе пребывания в образовательном учреждении удовлетворить свои потребности в социальном становлении. Педагог, организующий учебный процесс, должен обладать необходимыми умениями самоанализа, для определения своего психологического соответствия педагогической деятельности, что обнаруживается, прежде всего, в потребности педагогического общения.
Учитывая вышесказанное, можно сделать заключение, что к коммуникативным компетентностям должны быть отнесены:
- Наличие установки на оптимальное педагогическое общение.
- Владение различными стилями педагогического руководства и их реализации в зависимости от ситуации общения;
- Владение различными стилями речевого общения с персонами и группами лиц с преобладанием различного типа сознания: житейского, проектного, научного, художественного, нравственного
- Владение методами воспитания и приемами педагогического воздействия.
- Умение предвосхищать возникновение конфликтных ситуаций, предотвращать их развитие, минимизировать их негативные следствия.
- Умение использовать для общения в дистанционном режиме средства ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
Описанное повышение квалификации учителей является основой интегрирования основного и дополнительного школьного образования, что обеспечивает целостность единого образовательного процесса в рамках средней школы, выступает фундаментом, теоретическим базисом, необходимым для осознанного перехода школьника на следующий уровень образования и для реализации непрерывности образования будущих специалистов.
В статье представлены результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Разработка дидактических требований к содержанию и методам общеобразовательной и профильной подготовки школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий»), проект № 09-06-00615а.
Литература:
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1998.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996
- Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Усиление методологического компонента естественнонаучных знаний, как необходимое условие организации исследовательской деятельности учащихся. Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия «Педагогическое образования» № 1. 2006. с. 73-84.
- Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Реализация принципов психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников. // Вопросы психологии. РАО 2007 № 1. с. 136-143
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. 304 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл. 1997. 361 с.
- Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001. 272 с.