«Образ Я» как объект психологического мониторинга в школе

Ключевые слова:  образ я 
Версия для печати
Оценивается динамика личности и методы обучения в свете концепции психологической безопасности психологической среды.

Проблема развития личности, от рождения до старости, относится к числу фундаментальных проблем психологии. Применительно к детскому возрасту (от дошкольного до подросткового) развитие личности становится также и задачей обучения и воспитания, а поскольку практическая психология образования ориентирована на контроль результатов обучения, встает вопрос о том, как оценить динамику личности по возрастам и методам обучения. Вопрос сложный, прежде всего, в теоретическом аспекте, т.к. общепринятого определения личности в психологии не существует, а, следовательно, неизбежен разброс в диагностических методах и интерпретации результатов исследований.

Особенно актуальным этот вопрос стал в настоящее время, когда разрабатывается концепция психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева с соавт [1].) - наличия условий, способствующих удовлетворению потребностей ученика в личностно-доверительном общении и обеспечивающих психическое здоровья включенных в нее участников. Для обеспечения психологической безопасности авторы предлагают опираться на ряд принципов, среди которых опора на развивающее обучение и принцип психологической защиты личности каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса. Реализация этих принципов возможна, по мнению И.А. Баевой с соавт. благодаря систематическому мониторингу изменений в образовательной среде и состоянии ее участников.

Как нам кажется, не вызывает сомнений положение, что именно развитие личности является одним из значимых параметров, подлежащих мониторингу.

В нашей предшествующей работе [2] в качестве показателей личностного развития у старших школьников (9-11 классы) диагностировали тревожность и показатели знаково-символической деятельности (речь и образный компонент), но в дальнейшей работе столкнулись с тем, что у детей младшего школьного и ранне-подросткового возраста связь этих показателей не является такой существенной и однозначной.

Поэтому мы обратились к проблеме «Образа Я» ребенка. «Образ Я» - промежуточное между Я-концепцией и самосознанием понятие, которое имеет следующие свойства: 1) содержит в себе образную (образ себя), когнитивную (знание о своих качествах) и аффективную (отношение к себе) компоненты; 2) определяет интерпретацию поведения других и, в более общем плане – событий окружающего мира (функция «внутреннего фильтра»); 3) направляет собственное поведение; 4) несет в себе «смысл Я» и поэтому является источником ожиданий относительно будущего.

Как видно, «Образ Я» является достаточно удобным объектом для психологического мониторинга по двум причинам: его компоненты 262 Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы»

относительно доступны диагностике, а результат (предположительно, обоснование этого является целью цикла наших исследований) является прогностичным в отношении психологического благополучия учащегося.

Цель исследования: изучение возрастных особенностей «Образа Я» у детей 9 -10 лет и 12 -13 лет (учащиеся 3х и 6х классов).

Гипотеза исследования: существуют значимые различия в развитии «Образа Я» детей 9-10 и 12-13 лет, как по количественным, так и по качественным показателям.

База исследования: ГОУ СОШ № 896 г. Москвы, всего было обследовано 3 классы – 21 человек; 6 классы – 21 человек.

Методы исследования: 1. теппинг-тест (в модификации Е.Д. Хомской с соавт.); 2. Кинетический рисунок семьи; 3. графическая проба «забор» (А.Р. Лурия, проводилась отдельно для правой и левой руки); 4. копирование куба; 5. гомункулус (раскрашивание схематического человека, по А.В. Семенович);6. Перешифровка символов (проба Перона-Руссера).

В данной батарее методик теппинг-тест, «забор» и копирование куба апеллируют к разным уровням развития психомоторики по Н.А. Бернштейну: теппинг-тест направлен на выявление способности к простой серийной организации движений, без их точной локализации, главный параметр – скорость, это уровень мышечных синергий (В); проба «забор» выявляет динамику психических процессов, способность к переключению между разными элементами деятельности и тонус, это уже совместная работа уровней В и Д; копирование куба – способность к организации предметной деятельности (уровень Д), перешифровка символов предполагает работу с абстрактными фигурами, зрительно-моторные координации, высокое внимание – то, что характерно для уровня символических действий (Е), а кинетический рисунок семьи направлен на диагностику смысловой сферы ребенка, движений, связанных с осознанием сферы отношений, окружающих его. Нам представляется, что без психомоторики невозможно построение образного компонента «Образа Я». Методика гомункулус дает возможность изучить осознание ребенком своего тела.

В классической интерпретации гомункулуса, основанной на практике применения его в клинике (работа с детьми, имеющими неврологическую и соматическую патологию) каждый из симптомов (например, цветные пятна на теле, или перевязка на шее), являлись патогномичными для того или иного заболевания. В данной работе нами была поставлена задача выявить те симптомы, которые являются возрастно-специфическими и встречаются в норме, а какие, по результатам частотного анализа – действительно могут указывать на патологические явления в соматическом развитии или актуальном состоянии (что, собственно, и является задачей психологического мониторинга).

Результаты: теппинг-тест (измерялся общий показатель за 30 сек.): 3 кл. – 161,6; 6 кл. – 246,5; перешифровка символов (количество перешифрованных символов за 1,5 минуты): 3 кл. – 7,2; 6 кл. – 15,6; «забор» правый/левый (в нейропсихологических баллах от 0 до 3, где 0=0% ошибок, 3=100% ошибок), 3 кл. – 1,16/1,83; 6 кл. – 0,57/0,92; куб (в нейропсихологических баллах): 3 кл. – 1,78; 6 кл. – 0,64; гомункулус (оценивается число признаков при раскрашивании тела) 3 кл. – 3,61; 6 кл. – 5,14. Кинетический рисунок семьи также оценивался количественно по уровню взаимодействия между членами семьи, от отверженности (1 балл) до эмоциональной близости (5 баллов), средний балл 3 кл. – 2,14; 6 кл. – 2,28.

Таким образом, можно видеть, что по всем показателям, кроме кинетического рисунка семьи (который является скорее качественным, нежели количественным) происходит существенный, практически двукратный прирост. И отклонения от этого темпа развития могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии ребенка.

В методике гомункулус при качественном анализе рисунков были выявлены следующие характерные особенности для детей 9-10 и 12-13 лет:

а) учащиеся 3 класса наиболее часто изображали: крупные штрихи (18 человек); цветные руки (15); красный рот (10); перевязка на горле, бусы или воротник (9); румянец на щеках (6);

б) учащиеся 6 класса наиболее часто изображали: цветные руки (20); крупные штрихи (18); красные волосы/ шапка (16); пуговицы или деление туловища пополам (14); пятно(а) на теле (9); помеченные суставы (9); красный рот (7).

Как видно, некоторые феномены (красный рот, перевязка на горле, румянец на щеках) с возрастом становятся менее частотными, другие (деление туловища пополам, пятна на теле, волосы/шапка) – более частотными, некоторые, такие как цветные руки и крупные штрихи раскрашивания, по всей видимости (хотя это предположение требует проверки) – являются возрастной константой, встречающейся у большинства детей.

Для психологического мониторинга, с нашей точки зрения, особую значимость представляют феномены, мало встречающиеся или вовсе не встречающиеся в обоих возрастных когортах: маленький рот (отсутствие рта), отсутствие раскраски туловища, большой нос, красные волнистые линии на рисунке, затемненная половина туловища (как правило левая), а так же феномены, нехарактерные для возраста. В этих случаях можно предполагать, что ребенок испытывает психологический дискомфорт и возможно даже соматизирует его.

Выводы: «Образ Я» является значимым компонентом психического развития, поэтому целесообразным представляется включение его в систему мониторинга с целью контроля эффективности и безопасности образования. На промежутке с 3 по 6 класс происходит двукратное увеличение количественных показателей психомоторного компонента «Образа Я», а также специфические изменения в осознании собственного тела детьми.

Литература:

  1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ под ред. И.А. Баевой. – С.-Пб.: Речь, 2006. – 288с.
  2. Цветков А.В., Гуменюк Д.Ю., Скворцова И.Б. Динамика развития тревожности и ассоциативных процессов у подростков 14-17 лет// Сб. материалов IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение», М., ООО ФПО, 2007, С. 132-133.
Смотрите также:

Статьи Книги