Методы оптимизации творческого мышления

Тип: статья
Версия для печати
Статья о методах оптимизации мышления, основанных на различных теоретических подходах к пониманию природы мышления, его механизмов.

Методы оптимизации мышления – это специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания мыслительного процесса, его продуктивности. Разработка конкретного метода обусловлена тем или иным теоретическим подходом к пониманию природы мышления, его механизмов. Различают два типа мышления: репродуктивное и продуктивное (или творческое). Соответственно, для каждого из этих типов существуют свои методы оптимизации.

Основное отличие методов оптимизации репродуктивного мышления от способов оптимизации творческого мышления состоит в том, что в первом случае происходит в основном обучение определенным интеллектуальным приемам, тогда как в случае продуктивного (творческого) мышления уделяется большое внимание, с одной стороны, знакомству с методологической основой мыслительной деятельности и эвристическими приемами, а с другой стороны, активизации продуктивной личностной позиции, эмоциональным и интуитивным процессам, культуре групповой коммуникации.

Например, метод "мозгового штурма", предложенный А.Осборном в 40-х годах, представляет собой способ организации групповой генерации идей, основанный на дифференциации механизмов интуиции и логики.

Данный метод в первую очередь преследует цель собрать «урожай» новых идей и строится на следующих принципах: по данной проблеме можно высказывать любые идеи; критика идей сразу после их высказывания запрещена; любой участник может развивать идею любого другого; оценка идей, которая производится группой экспертов, происходит только после того, как высказаны все возможные идеи.

На основе этих принципов для участников "мозговой атаки" были разработаны следующие правила: 1) сформулируйте проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт; 2) не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею; 3) подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной; 4) оказывайте поддержку и поощрение, необходимые для освобождения участников от скованности.

У.Гордон разработал систему приемов повышения эффективности мышления под общим названием «синектика». Подход основан на следующих допущениях:

1) творческая эффективность людей может быть существенным образом повышена, если они поймут суть психологического процесса, которым оперируют; 2) в творческом процессе эмоциональный и иррациональный компонент более важен, чем интеллектуальный и рациональный.

Г.С.Альтшуллер, выдвинувший теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), занимался обучением элементам творческих умений на материале решения конструкторско-изобретательских задач. Автором выделена следующая последовательность этапов решения задачи: столкновение с ситуацией, в которой необходимо что-то изменить; постановка задачи (изменить имеющуюся систему или заменить ее другой системой); построение модели задачи – фиксация технического противоречия; воссоздание идеального конечного результата; формулировка физического противоречия; физическое решение; техническое решение; расчетное решение.

А.В.Брушлинский рассматривает проблемное обучение (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков) как педагогический подход, способствующий развитию мышления, а не только усвоению знаний. Суть данного подхода состоит в том, что учащийся при решении задачи становится в позицию «первооткрывателя», когда ему необходимо самостоятельно получить какие-то знания. При этом специальное инициирование педагогом противоречий в ситуации, требующей разрешения, побуждает учащегося к развитию мышления.

Метод индуцирования психоинтеллектуальной деятельности (ИПИД), разработанный В.В.Чавчанидзе и его сотрудниками, основан на представлении о квантово-волновой природе процессов мышления и заключается в том, что члены группы в соответствии со специальными закрепленными за ними ролевыми функциями и, основываясь на специальном вопроснике (психоэвристической программе), стараются путем вопросов активизировать психоинтеллектуальную деятельность одного из участников процесса.

П.Я.Гальпериным и его сотрудниками (В.Л.Данилова, Н.Р.Котик) был осуществлен цикл исследований по возможностям поэтапного формирования мышления в решении широкого класса задач, в том числе задач на соображение. Исследователи ориентировались на формирование системы умственных действий, призванных обеспечить упорядоченность, дисциплинированность мышления в процессе решения задачи, главным образом, на первоначальном этапе анализа ее исходных условий.

И.П.Калошиной разработан нормативный подход к формированию творческого мышления. В основе методов оптимизации мышления лежит обучение использованию при решении творческих задач методологических или предметных знаний, а также следующих методологических приемов: деятельностный подход к явлениям, логический подход, диалектический и системный подходы.

Систематизация эвристических приемов (операций творческого мышления) в решении задач предложена И.И.Ильясовым. Она включает 10-11 различных семейств приемов, которые по своему содержанию предназначены либо для осуществления анализа условий задачи, либо для поиска решения, либо для проверки предлагаемых решений. Согласно автору, овладение эвристическими приемами более эффективно, если происходит на основе осознания их состава, а не бессознательным образом.

Подход к оптимизации творческого мышления, предложенный И.Н.Семеновым и С.Ю.Степановым опирается на активизацию у субъекта, решающего творческую задачу, продуктивной личностной позиции и глубокой рефлексии возникающих в ситуации задачи интеллектуальных и личностных противоречий. С.Ю.Степановым разработан метод проблемно-рефлексивного диалога, полилога, позициональной дискуссии.

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж, 1996.
  3. Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. С. 266-279.
  4. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. // Вопр. психол., 1980, № 1.
  5. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии, 1982, № 5, с. 80-84.
  6. Де Боно Э. Латеральное мышление. С.-Пб., 1997.
  7. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 2001.
  8. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
  9. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технологии творческого мышления. Минск, М., 2000.
  10. Панюшкин В.П. Психологический анализ коллективного решения задач. Дипломная работа. Каф. общ. психол. МГУ. М, 1975.
  11. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.
  12. Степанов С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.