Рефлексивно-творческий подход и организация психологической службы в системе образования
|
Во второй половине ХХ века благодаря трудам Якова Александровича Пономарёва не только был сделан ценнейший вклад в развитие отечественной психологии творчества, но в целом сама тема творчества, творческой личности и творческого процесса как комплексная проблема междисциплинарного характера получила значительное продвижение на нескольких уровнях: теоретическом, методологическом, социально-научном.
Один из выдвинутых Я.А. Пономарёвым тезисов состоял в том, что развитие проблематики творчества в гуманитарных науках, способов исследования и описания феномена творчества (и в частности, психологических разработок в этой сфере) в значительной степени обусловлено социальным заказом, и что начиная примерно с 60-х годов прошлого столетия новый социальный заказ вызвал формирование нового типа научного знания – действенно-преобразующего, которое отличается от созерцательного и эмпирического типов знания, свойственных для предыдущих этапов развития науки. То есть, изучение феномена творчества было начато уже не только и не столько для удовлетворения научного любопытства, но и с целью ответа на социальный запрос, связанный с необходимостью развития творческой личности, а также с важностью формирования творческой способности у целостных коллективов. Такой социальный запрос к науке оказался особенно актуальным в последние 10-20 лет.
В данной статье описывается опыт воплощения действенно-преобразующего типа знания о творчестве в такой сфере социальной практики, как система образования, и в частности в организации психологической службы системы образования Северо-Восточного округа г. Москвы. Развиваемый нами научно-практический подход к решению актуальных проблем и задач психологической службы образования базируется на методологии рефлексивной психологии творчества, созданной последователями Я.А. Пономарёва И.Н. Семёновым и С.Ю. Степановым. О значимости понятия и исследований рефлексии Я.А. Пономарёв писал, в частности, во введении к коллективной монографии "Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная" (Москва, 1990).
Ключевая идея данного подхода состоит, с одной стороны, в изучении роли рефлексии в организации творческого процесса и развитии творческой личности и коллектива, а с другой стороны – в создании психолого-педагогических способов культивирования рефлексивных процессов, обеспечивающих целостное саморазвитие как отдельного человека, так и коллектива (организации) в совокупности интеллектуального, личностного, коммунникативного и кооперативного аспектов. При этом рефлексия понимается как процесс осмысления и переосмысления шаблонов опыта вплоть до образования его новых содержаний, то есть подчеркивается, во-первых, личностно-смысловая обусловленность рефлексии, а во-вторых, ее творческо-инновационный характер.
Обратиться к воплощению идей рефлексивной психологии творчества в практике деятельности психологической службы системы образования нас побудила следующая проблема.
Если попытаться восстановить изначальный замысел привлечения психологической науки и практики в систему образования (что нашло отражение в появлении в середине 80-х годов прошлого века должности школьного психолога), то этот замысел состоял в необходимости гуманизации образовательной среды в школе, оптимизации отношений "учитель – ученик", переосмысления роли ученика в школе, в котором необходимо было прежде всего увидеть полноценную личность, а не объект педагогических воздействий.
Насколько же успешно удалось реализовать этот социальный заказ к психологии? Практика показала, что работа психологов в школах поодиночке, а кроме того административная зависимость психолога от директора школы не позволяет психологу занимать позицию того, кто способен конструктивно повлиять на развитие образовательной среды, в первую очередь – на сознание и деятельность педагогов, создающих эту среду. В той или иной степени подступиться к решению этой задачи в конечном счете смогли лишь считанные единицы, которые, как правило, еще до начала своей работы в школе уже были серьёзными специалистами и только после нескольких лет (если не десятилетия) приложения огромных усилий в школе. В подавляющем же своём большинстве психологи начали вести и до сих пор ведут работу с детьми, зачастую действуя по принципу "скорой психологической помощи", что не позволяет им выстраивать психологичекую деятельность в школе более-менее системно. Отметим, что эффективно работать в школе на полноценное развитие личности ребенка психолог может, взаимодействуя максимум с 50-60 детьми, что в среднем составляет примерно от 5 до 15% всех учеников.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что за последние 10-15 лет количество психологических проблем в системе образования и потенциальных задач для психологов всё больше возрастает. Перечислим некоторые из них: развитие творческого потенциала и психологической компетентности учителя; организация взаимозаинтересованного диалога между разными субъектами образования (не только на уровне «учитель – ученик», но и на уровнях «администрация – педагогический коллектив», «учитель – учитель», «учитель – классный руководитель», «учитель – социальный педагог», «учитель – родитель»); психологическое обеспечение эффективного управления образовательным учреждением; развитие рефлексивной культуры экспериментально-инновационной деятельности как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива; помощь школе в разработке уникальной стратегии развития, которая позволила бы ей значительно повысить качество своих образовательных услуг и таким образом оказаться конкурентноспособной на фоне других образовательных учреждений.
Для того, чтобы повысить эффективность деятельности психологов в структуре образования Северо-Восточного округа, сотрудниками лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья Окружного учебно-методического центра совместно с коллективом Института проблем рефлексивной акмеологии на основе Концепции модернизации российского образования и Программы “Столичное образование – 3” была разработана новая модель психологической службы. Основной смысл данной модели состоит в том, что ее деятельность выстроена не на принципе ситуативного обслуживания нужд отдельных элементов образовательной системы, а на принципе целостного обеспечения психологических условий ее развития.
Данная модель по существу является психолого-акмеологической, поскольку в ней психологи работают со взрослыми людьми: учителями, управленцами, социальными педагогами, и деятельность психологов направлена на актуализацию, развитие и реализацию профессионального, личностного и творческого потенциала специалистов, организующих образовательную среду для детей. Принципиальным моментом в выстраивании новой модели является ее тесная связь с работой на модернизацию, обновление образования, и таким образом в перспективе новая модель психологической службы может выступать как система косвенного управления развитием окружного образования. Представленная модель реализуется в трех основных направлениях
деятельности сотрудников психологической лаборатории (Растянников А.В., Житенёва Л.М., Лесовая Е.В., Степанов С.Ю., Усачёва Н.А.) ОУМЦ:
1. Реализация программы психологического обеспечения творческого развития педагогического коллектива образовательного учреждения.
2. Проведение цикла семинаров для директоров школ и психологов, посвященного оптимизации их взаимодействия и выстраиванию совместной программы работы на развитие школы.
3. Проведение курсов повышения квалификации и семинаров для педагогов и психологов.
Организационным принципом новой модели является деятельность команд, состоящих из нескольких психологов. При этом ценность рефлексии и творчества культивируется и поддерживается внутри самой команды, которая в процессе подготовки сценария работы с коллективом того или иного учреждения, или группой специалистов (директоров, учителей, психологов) осуществляет "разогрев" своей рефлексивно-творческой способности, комплексным образом осмысливая и предвосхищая условия предстоящего взаимодействия и выстраивая рефлексивно-развивающую среду как со-творческую, т.е. открытую к возможности развития каждого ее участника.
Ниже вкратце описывается деятельность по каждому из перечисленных направлений.
Программа психологического обеспечения творческого развития педагогического коллектива образовательного учреждения.
Главным нашим постулатом является утверждение принципиальной возможности изменения сознания и деятельности педагога путем создания условий для переосмысления, рефлексии им своего педагогического опыта. Процесс переосмысления определяется как парадоксальный. Это означает, что педагог только тогда может стать Учителем, то есть создателем творческой личности, если на каждом шаге своей профессиональной деятельности он преодолевает консерватизм собственной педагогичности, т.е. своих индивидуальных и общепрофессиональных стереотипов.
С психологической точки зрения педагог вовлекается психологами-рефлепрактиками в процесс рефлексии своего педагогического опыта. Это означает, что человек, осмысляя сущность своего опыта, вычленяет те смыслы, которые мешают его творческому движению, стереотипы, которые блокируют понимание и преодоление тупиков деятельности. Происходит процесс переосмысления оснований деятельности, порождения новых смыслов и ценностей. Только тот рефлексивный процесс можно считать завершенным, в результате которого "пришло" принципиально новое решение, то есть сознание как бы выходит за свои границы, создавая новые смыслы и сущности.
Программа работы команды психологов (в которую входят сотрудники психологической лаборатории ОУМЦ и специалисты Института проблем рефлексивной акмеологии) с каждым конкретным педагогическим коллективом разрабатывается с учетом его специфики, актуальных управленческих, социально-психологических и педагогических проблем.
Основными направлениями программы развития педагогического коллектива являются следующие:
- Вовлечение педагогов школы в процесс творческой перестройки работы педагогического коллектива.
- Проживание педагогами уникального опыта порождения и реализации творческих идей, повышение их уверенности в своих творческих возможностях.
- Построение основных механизмов развития творческих отношений в педагогическом коллективе. Создание социально-психологического климата, обеспечивающего психологическую поддержку индивидуального и коллективного творчества.
- Отработка способности администрации школы и группы содержательных лидеров быть творческой командой в педагогическом коллективе.
- Создание системы управленческой поддержки инновационных процессов в школе.
- Выявление условий и профессиональных стереотипов, препятствующих развитию педагогического творчества, и их конструктивное преобразование.
- Выработка концепции развития школы, как культурно-образовательного пространства, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогических и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей, как творческих личностей.
- Создание условий для выявления и поддержки творческих лидеров. Разработка авторских программ, основанных на концепции рефлексивно-гуманистической педагогики сотворчества.
- Психолого-педагогическая экспертиза и развитие экспериментально-практических программ.
- Диагностика развития творческого потенциала педагогического коллектива на всех этапах реализации программы.
Программа рассчитана на два года и включает в себя шесть этапов. Каждый этап представляет собой один рефлексивный практикум - семинар, рассчитанный на четыре дня интенсивной работы со всем педагогическим коллективом и психолого-педагогические консультации педагогов-психологов и управленцев между рефлепрактиками.
Программа для директоров школ и школьных психологов “Управление развитием образовательного учреждения и его психологическое обеспечение” в Северо-Восточном округе была успешно реализована в 2000 году.
Как помочь сотрудникам школы самим стать источником обновления своего учреждения, как зажигать и поддерживать в педагогическом коллективе "огонь творчества" - вопросы, которые все чаще задают себе в последнее время директора российских школ. Наиболее важная роль в решении данной задачи может отводиться психологам. Именно психологическая служба призвана активизировать личностные, творческие ресурсы сотрудников образовательного учреждения в решении не только текущих, но и стратегических задач.
Вышесказанное явилось предпосылкой разработки специальной программы, которая призвана, во-первых, помочь директору школы и психологу совместно выстроить конструктивные взаимоотношения и преодолеть многие противоречия, связанные с присутствием психолога в педагогическом коллективе, а во-вторых – помочь директору и психологу объединить свои усилия в управлении развитием школы.
Цели программы:
- взаимная адаптация профессиональных позиций директора школы и психолога, выявление ресурсов их взаимного развития;
- выявление уникальности школы, возможностей повышения ее ценности в микрорайоне, округе;
- выстраивание взаимодействия между директором школы и психологом, направленного на активизацию инновационных ресурсов педагогического коллектива;
- управленческо-психологическое проектирование перспектив развития школы и конкретных событий, влияющих на развитие жизнедеятельности педагогического коллектива;
- помощь школе в налаживании конструктивного взаимодействия с другими социокультурными институтами.
Этапы программы:
- Прояснение ценностей, целей, профессиональных позиций, потенциала директора школы и психолога. Осмысление директором и психологом друг друга как ресурсов своего профессионального развития и развития педагогического коллектива.
- Осмысление места школы среди других социокультурных институтов и возможностей развития взаимодействия школы с ними.
- Совместное выстраивание директором и психологом проекта стратегии развития своей школы и конкретных организационных шагов.
Каждому из этапов посвящен интенсивный двухдневный
инновационно-психологический семинар. Временной интервал между семинарами – 1-2 месяца.
В рамках третьего направления работы психологической службы в Учебно-методическом центре проводится система курсов повышения квалификации и семинаров для педагогов и психологов:
- Курс для учителей "Психологические основы педагогического мастерства".
- Курс для психологов "Роль психолога в развитии школы и интенсивные методы психологической практики".
- Цикл семинаров для психологов “Из опыта работы психологов в школах округа”.
В результате работы по психологическому обеспечению развития педагогических коллективов школ №№ 529 и 265 эти школы вышли на открытие на своей базе окружных экспериментальных площадок. На данный момент в школах действуют инновационные управленческие команды, которые самостоятельно поддерживают работу по развитию профессионализма и творческого потенциала педагогов через организацию новых форм жизнедеятельности педколлектива: инновационные педсоветы, на которых используются нестандартные методы проведения и обсуждаются актуальные и интересные для учителей проблемы и вопросы; педагогические гостиные; теоретические семинары по теме творческой личности и творческих педагогических методов; круглые столы для педагогов, апробирующих собственные авторские программы; "Фестиваль достижений" и т.п.