Учитель Школы Будущего

Тип: статья
Версия для печати
Статья о целях и задачах Учителя Школы Будущего.

В современной школе учителя, в основном, наследуют ценностную традицию эпохи Просвещения, когда был провозглашен лозунг "знания – сила" и возникла ценность "несения света знаний в массы". Очень часто приходится слышать от учителей, что их главная цель состоит в том, чтобы "давать ребенку знания". Однако, в современном мире процесс оборота информации и устаревания знаний настолько быстр, что на первый план выходит не столько знание (полученное "раз и навсегда"), сколько способность самостоятельно познавать, а также способность переосмысливать сложившиеся представления о той или иной предметной сфере, осознавание границы применимости знаний в тех или иных условиях, способность к развитию знаний. Очень важной для человека становится способность к непрерывному самообразованию на протяжение всей жизни, способность к осваиванию не одной, а нескольких профессий, способность работать в сферах, где необходим синтез нескольких профессиональных областей.

В связи с этим, с моей точки зрения, всё большую и большую актуальность для образования начинает приобретать не столько передача детям знаний, сколько развитие у них культуры самостоятельного познания, и вообще, в целом, – развитие творческой личности ребёнка, поскольку именно творческий человек в современном мире имеет больше шансов быть успешным в жизни. Поэтому учителю важно: 1) быть вдохновителем ученика на самостоятельную познавательную деятельность, 2) инициировать творческое мышление у детей, стремление действовать не по шаблону, а самим искать новые нестандартные идеи, 3) быть активизатором и организатором рефлексивной способности ребенка, которая позволит ему осмысливать свой творческий опыт, переосмысливать складывающиеся в процессе познания шаблоны, стереотипы мышления, выбирать новые способы мышления и, в итоге, самому организовывать свою деятельность.

Необходимо также помнить о том, что ребёнок в школе не готовится к жизни, а живёт. Поэтому и учителям важно организовывать образовательную среду как среду полноценной жизни детей, которая происходит прямо здесь, сегодня, сейчас. Это значит, что надо поддерживать те естественные радости, которые несёт детство: активное и свободное физическое движение, непосредственное дружеское общение друг с другом, игра, юмор и смех, праздник, озорство (в хорошем смысле слова).

Ещё одна очень важная черта учителя Школы будущего состоит, на мой взгляд, в том, что воспитание им рассматривается не как нравоучительное наставление моральных общественных норм, а как приобщение ребенка к культуре общения и взаимодействия, которая реально существует и поддерживается в коллективе педагогов. Ведь ребёнок, как правило, усваивает не те ценности, о которых ему сказали: "вот так надо, это правильно", а те ценности и то бытиё, которые он реально наблюдает в жизни взрослых, с которыми общается. Таким образом, учителям (пед. коллективу) самим важно быть носителями тех ценностей, которые они стремятся развить в детях. Педагогу важно стремиться воплощать в самом себе лучшие достижения общечеловеческой и профессиональной культуры.

Учителю нужно также ориентироваться на то, чтобы готовить сегодняшних детей к решению тех актуальных социальных и государственных проблем, которые существуют на сегодняшний день и могут возникнуть в ближайшем и отдаленном будущем, – проблем, для которых нет готовых решений и ответа на которые может не знать даже сам учитель.

Учителю необходимо развивать у детей и подростков способность работать в коллективе, организовывать продуктивное коллективное взаимодействие в решении нестандартных, творческих задач.

В завершение отмечу, что для того, чтобы вышесказанное стало возможным, учителю важно самому постоянно поддерживать в себе ценность собственного саморазвития, не ожидать готовых "волшебных" технологий, которые разработают учёные и методисты и которые смогут решить все проблемы учителя, важно самому постоянно искать, быть исследователем, творцом. А для того, чтобы это стало возможным в масштабах целой школы, уже очень много зависит от системы управления в школе и от выстраивания системы профессионального развития учителя (через методобъединения, педсоветы, повышение квалификации, организацию самообразования, аттестацию и т.п.).