Ясли-сад: за и против
|
Ясли-сад: за и против
Споры тут, как говорится, неуместны. Посещать садик необходимо, хотя бы для того, чтобы ребенок мог общаться с детьми. А это полезно для развития речи, эмоционально-коммуникативной сферы, навыков самообслуживания.
Конечно, забота о детях в различных дошкольных учреждениях оставляет желать лучшего. И тут приходится выбирать наименьшее зло.
Никакие бабушки и дедушки не заменят детский сад. И мама, даже если не будет работать, а посвятит всю себя ребенку, тоже может навредить. Ведь мамы, при всей их любви и желании помочь, при всех прочитанных ими полезных (и не очень) книгах по воспитанию очень смутно представляют себе, на самом деле, как надо правильно воспитывать и развивать ребенка. Ведь необходимо применять методики, соответствующие возрасту ребенка, при этом действовать последовательно и целенаправленно. Родителям, к сожалению, абсолютно не хватает терпения, им сложно изо дня в день повторять с ребенком одно и то же, то, что, по их мнению, он уже и так хорошо знает.
Купив очередную интересную книгу по воспитанию или развитию, родители начинают обучать по ней ребенка, причем, чем быстрее, тем лучше. Потом покупается следующая книжка, и повторяется то же самое.
И никакая няня, к сожалению, несмотря на свое гордое звание, не сможет представить родителям последовательную программу развития ребенка. Хорошо, если накормит, почитает книжку и не разрешит целый день телевизор смотреть. А уж если у ребенка трудности в развитии, то настоящая, действительно полезная для него няня, еще не родилась на свет.
Таким образом, ни любящие и балующие бабушки и дедушки, ни непоследовательная мама, ни равнодушная и часто совершенно не подготовленная няня не смогут обеспечить гармоничное и последовательное развитие ребенка. Для правильного развития ребенка необходима, все-таки, какая-никакая системность. И ее может предложить только детский сад, причем, старой, «советской» закалки.
Да, минусов в нем столько, что устанешь перечислять, но плюсы важнее. Поэтому – идем в садик, но не торопясь.
Вот кусочек истории ребенка из не очень крупного городка. Девочка родилась ослабленная, с врожденным пороком сердца, перинатальной энцефалопатией, кривошеей и т.п. «цветочками». Мама отдала ее в садик в 1,5 года, а сама пошла работать, деньги ведь всем нужны. Девочка не хотела ни с кем общаться, и на нее просто махнули рукой. Ее развитие так и остановилось на уровне 2-2,5 лет. Родители начали замечать проблемы только к четырем годам. Мама ушла с работы, стала посвящать все свое время развитию ребенка, правда, тянула ее к нормативам 4-5 лет. Девочка, конечно, «не тянулась», ведь налицо явная задержка развития. Пришлось посоветовать маме вернуться в воспитании и развитии ребенка на уровень двух лет и начать наверстывать то, что было пропущено «благодаря» посещению садика.
Доверяй, но проверяй. Не отдаем полностью воспитание ребенка на откуп детскому саду. И, уж если ребенок имеет трудности в развитии, то не надо торопиться отдавать его в садик, тем более, в обычный. Не закрываем глаза на проблемы ребенка и не надеемся, что они решатся от того, что такой ребенок будет общаться с обычными детьми. В простом садике ребенку с трудностями придется очень непросто. Никакого специального развития он не получит, и, вероятно, может быть потеряна возможность действительно помочь ребенку, скорректировать его трудности. Плюс жалобы родителей всех других детей, которые, конечно, будут против присутствия особого ребенка в обычном саду. Как рассказала одна мама: «Другие мамы хотели меня побить». И тут невозможно призывать к толерантности, терпимости, беспокойство мамочек вполне можно понять, ведь особые дети и ведут себя по особому, не всегда тихо сидят в уголочке, а могут быть весьма неадекватны, пусть не обижаются сейчас их родители.
Да, сейчас создаются, так называемые, интегративные детские сады, где здоровые дети соседствуют с особыми. Но ведь на это родители идут добровольно.
К тому же, коррекционный сад гораздо полезнее для особого ребенка. Другое дело, что сами родители, бывает, категорически не хотят замечать проблемы, но это – тема отдельной беседы.
Обычный, государственный садик гораздо предпочтительнее, чем частный. Во-первых, он практически бесплатный. Во-вторых, сотрудники государственного сада действуют по строго утвержденным программам и нормативам, чего вряд ли можно ожидать в частном саду. В-третьих, нагрузки в частном садике гораздо выше, надо же убедить родителей, что они не зря тратят деньги. А страдает ребенок.
И еще одно замечание. Некоторые родители пытаются заменить садик посещением 2-3 раза в неделю различных развивалок в надежде на то, что дети смогут там не только развиться, но и пообщаться с другими детьми. Так вот, общаться там дети не успевают, а только «наполняются» знаниями, не всегда, впрочем, действительно нужными. К тому же, разные развивалки используют разные методики, а родители еще имеют обыкновение метаться из одного центра или кружка в другой. Так что ребенок часто не успевает не только закрепить полученные знания, но и просто познакомиться с другими детьми. Польза, в общем, минимальная.
Возможно, самый оптимальный вариант заключается в том, чтобы, во-первых, отдавать ребенка в сад лет с трех, не раньше, а до этого стараться заниматься с ним дома, но только действительно полезными занятиями. Во-вторых, можно отводить ребенка в сад только до обеда, а потом забирать домой. По крайней мере, какое-то время. Место должно быть для ребенка знакомо, а, значит, безопасно. Лица окружающих людей тоже не должны мелькать, как в калейдоскопе. Ну и, естественно, занятия, и это очень важно, должны проводиться последовательно, ежедневно и согласно установленным нормам. Всем этим условиям отвечает только самый обычный сад.
Хочется пожелать успеха родителям в выборе сада, а также, чтобы у всех детей была возможность этот обычный сад посещать.