Маленькие успехи-большая радость
|
Маленькие успехи – большая радость
Родители, хотелось бы это отметить, совершенно не умеют хвалить своих детей, и, самое главное, не умеют радоваться их достижениям.
Конечно, радость по поводу пятерки на выпускном экзамене или золотой медали будет, действительно, искренней и большой, но, чтобы эта медаль была получена, ребенок, да и родители тоже, должны трудиться долгие, долгие годы.
И, только постепенно, преодолевая ступеньку за ступенькой маленькие и большие этапы развития, осваивая все новые навыки и области знаний ребенок может достигнуть тех или иных вершин, о которых так мечтают родители.
Сначала первое слово и первый шаг, потом – первое выученное стихотворение или первые каракули, и только потом – настоящий человек разумный.
Приходит уставший после напряженного трудового дня родитель домой, а ребенок бежит к нему с рисунком или вылепленным из пластилина колобком. У мамы или папы очень часто не хватает сил или настроения, чтобы похвалить ребенка за созданный им «шедевр».
Конечно, сложно похвалить то, что вы сами можете сделать в сто (или даже в тысячу) раз лучше. Вы, например, точно знаете, что дважды два будет четыре или, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ведь вашему малышу требуется так много усилий, чтобы понять такие простые и даже незначительные в глазах родителей вещи. Не тяните ребенка на свой, взрослый уровень, а постарайтесь, общаясь с ним, опуститься, на сколько это возможно, до его уровня. Хотя бы в процессе совместных игр или занятий с ребенком посмотрите на такой огромный, таинственный мир, окружающий вас и полный загадок.
Дети очень хорошо чувствуют ложь и неискренность. Если родители хвалят ребенка, а сами думают: «То, что он сделал – так просто и примитивно. Ну что тут такого?», то им не удастся быть искренними в своих похвалах. Ребенок это почувствует, и его стремление продолжать дальше свои «изыскания» может очень быстро исчезнуть.
Две самые сильные и, с научной точки зрения, единственные, положительные эмоции – это радость и познавательный интерес. И их необходимо обязательно поддерживать и укреплять, только тогда можно говорить о радости познания – главной движущей силы развития интеллекта ребенка и всех других высших психических функций мозга (память, внимание, речь, восприятие и т.д.).
Будет радость от ежедневных, новых, удивительных открытий, будет развиваться и познавательное, понятийное мышление, разовьется и мотивация к дальнейшему получению знаний, к учебе в школе. А сама учеба не будет восприниматься только как непосильная, в угоду родителям, непонятно для чего нужная, утомительная обязанность. И может, вот уж трудно поверить, но это действительно так, даже стать источником радости.
Так разделите с ребенком эту радость познания! Дети посылаются родителям не только для того, чтобы те их кормили, одевали и «воспитывали» (часто именно в кавычках), а, возможно, еще и для того, чтобы взрослые, утомленные постоянной борьбой за место под солнцем, вспомнили, что значит просто радоваться жизни, удивляться тому, что бегут по небу облака, стрекочут кузнечики и тают на руке все такие разные снежинки.