Центр, который мобилизует все ресурсы

Copyright: © УГ №43 (10436). 23 октября 2012
Автор: Юркевич В.С. 
Тип: статья
Версия для печати

Городской ресурсный Центр одаренности (ГРЦО) был создан в МГППУ решением Департамента Москвы в сентябре 2009 года.

Исторически наш Центр вышел из Психологического института РАО, где в течение многих лет работал замечательный российский психолог Натан Семенович Лей- тес. В течение десятилетий, еще с 1950-х годов, он занимался вопросами развития одаренности, хотя тогда были очень трудные для такой острой проблематики времена: интерес к проблемам развития одаренных детей никак не приветствовался, а в качестве педагогического лозунга провозглашалось, что нет неспособных детей, а есть неспособные учителя. Получалось соответственно, что все дети одаренные. В эти же годы один из наших ведущих психологов писал, что одаренность есть прямой результат воспитания и даже бросил фразу: «Сколько надо нашей стране Чайковских, столько и будет».

В эти годы Натан Лейтес - мужественный человек, настойчиво указывал вслед за своим учителем Б.Тепловым на значительную роль в развитии способностей природных особенностей. С его точки зрения, эти природные особенности определяют не столько уровень развития способностей, сколько их тип, качественное своеобразие. Именно Лейтес заложил основные принципы работы с одаренными детьми, актуальные и сегодня.

Понятие «одаренный ребенок», интуитивно вроде бы всем понятное, тем не менее оно до сих пор остается предметом ожесточенных споров. Мы считаем неверным любое отождествление способностей и интеллектуально-творческих достижений. Высокие достижения - за редким исключением - это характеристика уже взрослого человека, а никак не ребенка (не считать же отличников одаренными детьми только за то, что они отличники!).

Мы считаем, что сами по себе высокие способности (одаренность) - это только одна из предпосылок будущей самореализации человека, его повышенных достижений. «Вес» других факторов не менее, а часто, к сожалению, и существенно более важен. Таких «неинтеллектуальных» факторов достаточно много, но важнейшие из них уровень актуальной саморегуляции и особая система мотиваций (потребность в развитии в широком смысле). Лишь определенное сочетание этих основных факторов может обеспечить достаточно высокие достижения одаренного человека, сопоставимых с его возможностями (способностями). Детская одаренность часто оказывается всего-навсего особым типом развития и не приводит к высоким достижениям в будущем.

Именно потому важно избегать широкого использования выражений «одаренный ребенок» в практической деятельности, в школе или в семье, заменяя его любым другим выражением, например, «ребенок с высоким уровнем умственного развития» или «ребенок с особыми (повышенными) образовательными запросами». Одаренность - это сугубо научный термин, которым нельзя всюду размахивать.

Мотивация развития - движущая сила развития личности и способностей ребенка.

Становление одаренности - длительный и далеко не линейный процесс. Очень часто оно идет неравномерно: вундеркинды развиваются ускоренными темпами, а есть гениальные люди, которые в детстве развивались медленнее своих сверстников (А.Эйнштейн, Ч.Дарвин). Очень часто одаренность не проявляется ни в учебной или внеучебной деятельности, а имеет только своего рода потенциальный характер. В зависимости от условий (в том числе и от школьных) потенциальная одаренность может превратиться в реальную, актуальную, а может и не превратиться (что часто и бывает). Для таких детей особенно важна образовательная среда в широком (образовательный социум) и узком смысле этого слова (семья и школа). Однако потенциальная одаренность хорошо выявляется, если выявлять не сами по себе способности ребенка (они в таких случаях не бывают низкими, но часто не превышают средних или сред- невысоких значений), а мотивацию ребенка, его стремление к саморазвитию.

В связи с этим следует подчеркнуть, что для работы РГЦО принципиально понимание мотивации как ведущей в развитии личности и способностей любого человека. При некотором упрощении ситуация развития одаренного ребенка выглядит таким образом: есть нужная мотивация (потребность в познании, потребность в сложности, потребность в самоактуализации) - ребенок, подросток, юноша развивает свои способности и личность. Нет этой мотивации, она блокирована или не сформировалась, то способности дальше не развиваются. Именно потому изучению роли и места мотивации в развитии одаренности в Центре уделяют первостепенное значение. Например, в ГРЦО разработаны расширенные анкеты для учеников и для учителей, используется специальное интервью для администраторов школ, с помощью которых мы выявляем школьников с высокой мотивацией развития, с развитой системой интересов и склонностей, отчетливо и устойчиво стремящихся к познанию, к самовыражению в интеллектуально-творческой деятельности.

Многочисленные противоречия в научной и практической литературе по проблемам одаренности объясняются тем очевидным обстоятельством, что за основу исследований берется только один тип развития одаренности - это особо одаренные дети с вундеркиндным, то есть резко ускоренным, типом развития, причем чаще всего в его интеллектуальном (умственном) варианте. Вундеркинды не самый благоприятный тип развития одаренности, да и одним-единственным типом развития типология одаренности не может ограничиваться. В ГРЦО по мере возможностей рассматривают одаренность в разных вариантах типа и динамики развития, включая и некогнитивные ее формы (социальный и эмоциональный интеллект, художественная одаренность).

С позиций работы с одаренными детьми наиболее эвристичной для Центра стала идея об особых образовательных запросах одаренного школьника, которые проявляются в его стремлении к повышенной сложности умственной деятельности, в постоянном желании получить своего рода интеллектуальный вызов. С этой точки зрения для детей с повышенными образовательными запросами необходимо разрабатывать более сложные образовательные программы, специальные методы и формы психолого-педагогического сопровождения, особые методы помощи в процессе профессионального самоопределения.

Все эти позиции определили основные направления работы ГРЦО.

Выявление одаренных и высокомотивированных детей

Выявлять одаренных детей с актуальной и потенциальной одаренностью необходимо в каждой школе, в любом образовательном учреждении. Для этого ГРЦО совместно с лабораторией диагностики одаренности МГППУ (заведующий - С.Белова) сейчас проводит специальный мониторинг выявления одаренных и высокомотивированных детей, в котором участвуют более 10 000 детей из 60 школ Москвы. Среди этих школ есть и признанные лидеры в области работы с одаренными детьми, и пока очень средние школы, никогда раньше не ставившие перед собой вопросы.

В мониторинге выявляются не только способности детей, но и их общая мотивация развития, их школьные и внешкольные достижения, оценки их деятельности учителями. Следует специально отметить, что на основании этой работы в России будут впервые стандартизованы известнейшие интеллектуальные тесты: тест Джона Раве- на и тест «Аврора», разработанный психологами Йельского университета.

Анализ образовательной среды, благоприятной для развития и обучения одаренного

Самое главное для ГРЦО - приблизиться к решению важнейшей для нашего образования задачи: какие именно образовательные условия необходимы для того, чтобы в каждой школе для каждого одаренного ребенка были созданы условия, благоприятные для его развития. При этом очевидно, что каждая школа должна исходить из собственных реальных условий своей работы: конкретного региона (или даже округа), контингента детей (точнее, их родителей), педагогического состава и многих других, очень важных деталей реальной работы. Поразительно, но достаточно важным оказался даже фактор собственно пространственной организации образовательной деятельности: расположение учебных и рекреационных помещений, наличие или отсутствие просторного школьного двора и многие другие, казалось бы, не самые важные факторы.

Проведенные ГРЦО интервью с администраторами многих образовательных учреждений показывают, что разнообразие мнений здесь весьма велико и необходима большая работа, чтобы выделить факторы образовательной среды по их релевантности (значимости), по возможности прямого влияния на них (что школа в силах изменить, а что нет), по характеру ближайших и отдаленных последствий того или иного фактора среды. Необходимо при этом понять роль и место инновационных стратегий работы с одаренными детьми, специфику дополнительного образования с этим контингентом детей, возможности внешкольной работы (например, летних и зимних школ), но самым важным фактором образовательной среды остается, конечно, личность самого учителя и /или психолога, работающего с одаренными детьми. И чем дальше мы продвигаемся в этом направлении, чем шире используем инновационный опыт как отечественного, так и зарубежного производства, чем большую популярность приобретают цифровые технологии, тем более значимой оказывается роль педагога в работе с этим весьма проблемным контингентом детей.

Подготовка кадров для одаренных детей

Хотя этот пункт здесь не первый, он, понятно, самый важный. Все остальное бессмысленно, если нет «правильного» учителя, который знает особенности этого нелегкого контингента детей и не только сам склонен к сложной, часто исследовательской работе, но и еще, по известному выражению, умеет «прощать одаренным детям их одаренность».

В ГРЦО в этом направлении делают следующее:

  • Создана ассоциация школ, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми (руководитель С.Менделевич). Основная цель ее работы - решение проблем организации образовательной среды, благоприятной для работы школьников с особыми образовательными запросами.
  • Разработан пакет программ подготовки и переподготовки учителей, школьных психологов и администраторов образовательных учреждений, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми.
  • Разработана и уже действует два года магистерская программа «Психология и педагогика образования одаренных детей». 23 наших магистра работают над диссертациями по проблемам обучения, психолого-педагогического сопровождения, социальной поддержки одаренных детей и по ряду других направлений в этой проблематике.
  • В школах Москвы (педагогическая гимназия, школа-интернат «Интеллектуал», прогимназия №1733, лингвистический лицей) ГРЦО либо прямо ведет экспериментальную работу по проблемам школы, либо осуществляет ресурсную поддержку в этом направлении.
  • На базе лучших школ Москвы созданы ста- жировочные площадки для практической подготовки специалистов по работе с одаренными и высокомотивированными детьми.
  • Проведены всероссийские конференции, посвященные работе с одаренными и высокомотивированными детьми (2009, 2012 гг.), в которых самое активное участие принимали педагоги, психологи и администраторы школ из разных регионов Росси.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

В ГРЦО к настоящему времени разработан «потребностно-инструментальный подход» к работе с одаренными детьми, суть которого в понимании того бесспорного обстоятельства, что воспитание и образование ребенка во всех случаях должно опираться на его потребности, на его собственное стремление к развитию. В любом возрасте ребенок автор или по меньшей мере соавтор своего развития. Задача психологического сопровождения в таком случае состоит, с одной стороны, в создании условий для возникновения и укрепления мотивации саморазвития, а с другой, в организации такой деятельности, где бы в естественных условиях создавались соответствующие «инструменты» для самодвижения ребенка. Таких «инструментов» у ребенка должно быть несколько: в качестве основных в настоящее время мы рассматриваем разного рода устойчивые навыки - прежде всего, конечно, навыки саморегуляции (в определенном возрасте это так называемые волевые привычки), навыки общения, навыки исследовательской работы и ряд других.

При этом выяснилось важнейшее обстоятельство: уже начиная с подросткового возраста саморазвитие ребенка определяется особым доминантным жизненным проектом, в котором так или иначе задаются цели и ценности его жизни, его задачи на ближнюю или дальнюю «временную перспективу». И чем более проработан этот проект, чем более он конкретен, чем больше он определяется собственными потребностями ребенка, а не советами окружающих, тем более «доминантным» он становится. Иначе говоря, он начинает «стягивать» всю деятельность подростка или юноши в единый узел, только тогда вероятность для него реализоваться становится реальной. По большому счету никакие проблемы подростка не могут быть решены, пока они не задаются именно этим особым жизненным проектом. В настоящее время именно работа с доминантным жизненным проектом стала основным направлением психолого-педагогического сопровождения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Вместо заключения

Еще в те времена, когда тематика одаренности существовала только в ПИ РАО, наши корифеи (Б.Теплов, Н.Лейтес, Э.Голубева, А.Матюшкин) задали правильный баланс науки и практики, психологии и педагогики, опыта и инноваций. Этот баланс, как нам кажется, удается сохранить в Городском ресурсном центре одаренности МГППУ и сейчас.

Виктория ЮРКЕВИЧ, профессор МГППУ