«Россию без сирот» никто не видел
|
Официальный сайт проекта «Россия без сирот», на котором будет проходить его обсуждение, начало на этой неделе работу на портале уполномоченного при президенте по правам ребенка Павла Астахова. Программа не только поможет сиротам обрести семью, но и перевернет «всю систему с головы на ноги», утверждает Астахов. Эксперты не берутся комментировать программу, «которую никто не видел», но поддерживают идею деинституализации, давно взятую на вооружение во всем цивилизованном мире.
В ближайший четверг состоится презентация проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) «Россия без сирот», предложенной уполномоченным по правам ребенка в России Павлом Астаховым и направленной на улучшение положения детей-сирот, а также комплексное решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства. В течение месяца на площадках РИА «Новости» будет организован дискуссионный клуб, в рамках которого планируется несколько «круглых столов», телемостов с регионами и пресс-конференции самого детского омбудсмена. Онлайн-обсуждение будет организованно в новом разделе информационного портала rfdeti.ru, где будет размещен проект программы — он станет доступен одновременно с началом презентации.
«Требуется всенародное обсуждение этой программы, для этого будет открыт специальный сайт. Вокруг этого проекта много спекуляций. Если вы можете написать что-то лучше или более интересное, пишите. Я не жадный, мы разработали свою программу, берите из нее положения, если они устраивают, если нет — критикуйте. Только давайте что-то делать, а не просто бросаться друг в друга грязью», — заявил Астахов во вторник на встрече с представителями общественных организаций, собравшихся для обсуждения концепции программы «Россия без сирот».
Между тем «спекуляции вокруг проекта» были вызваны не содержательной частью, а отсутствием опубликованного текста документа, что не позволяло экспертам обсуждать проект по существу и вызывало сомнения в его наличии.
Впервые о необходимости программы детский омбудсмен заговорил в конце 2011 года, отметив, что следует «отказаться от детдомов, этой порочной системы «сиротпрома», и передавать детей в хорошо подготовленные, умело сопровождаемые приемные семьи». Перспективы программы обсуждались также на V Съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах, который прошел в апреле 2012 года в Санкт-Петербурге. Однако, как отмечали эксперты, хотя об этой программе Астахов, действительно, говорил уже год, самого проекта на тот момент, когда он пообещал направить предложения по созданию «России без сирот» лично президенту (20 декабря 2012 года), еще никто не видел.
«Они уже запрещают усыновлять детей американцам, но еще ничего не предприняли, чтобы улучшить положение здесь, в России. Эту программу Астахов заявил давно, но еще никаких конкретных мер не предложил», — рассказал тогда член общественной палаты и президент правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. В аппарате уполномоченного по правам ребенка «Газете.Ru» тогда также не смогли предоставить проект.
Сам Астахов рассказал на следующий день в интервью «Газете.Ru», что программа есть в профильном комитете Госдумы, в Министерстве образования и, кроме того, прошла обсуждение в Общественном экспертном совете при службе уполномоченного. В январе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что программа Астахова рассматривается в экспертных подразделениях администрации президента.
Идею перехода от системы детских домов к передаче детей в приемные семьи поддерживает и активно продвигает большинство экспертов и общественных организаций.
По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, сиротское учреждение как форма защиты и выживаемости ребенка сегодня несовременна, хотя все еще объективна. Помимо того, что такая система неэффективна, она наносит серьезный психический и даже физический урон ребенку. «Оказавшись в закрытом учреждении, ребенок мгновенно теряет не только в эмоциональном плане, но и когнитивном развитии. А став взрослым, теряет возможность самореализации. На всю жизнь у человека остаются стресс и тревога. И не надо это устраивать детям своими руками», – считает эксперт.
Сейчас деинституализация (вывод детей из учреждений в семьи) является основополагающей практикой во всех странах мира. Эта практика включает пять направлений: профилактику семейного неблагополучия, устройство в замещающую семью при неизбежности изъятия ребенка из семьи кровной, создание в детских учреждениях условий, приближенных к семейным, реорганизацию учреждений (например, проведение на их базе подготовки приемных родителей), постинтернатное сопровождение выпускников.
Идеи деинституализации содержатся и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, утвержденной указом президента РФ от 1 июня 2012 года.
Эти пять направлений являются понятным всем стандартом, и ничего нового в этом плане российский детский омбудсмен не предложил, отмечают эксперты. Другое дело – насыщение этих направлений, от которых будет зависеть успех программы и которых никто не знает. «Я не видела программу и не могу комментировать ее только по одному названию», — заявила Альшанская «Газете.Ru».
Между тем во вторник вновь была представлена лишь концепция программы «Россия без сирот», с помощью которой предполагается перейти к комплексному решению проблем сирот и «нейтрализации основных причин социального сиротства».
По словам Астахова, на сегодняшний день в России подавляющее большинство детей-сирот имеют живых родителей, поэтому нужно бороться за кровную семью ребенка до конца. «Сейчас у нас 83,8% детей-сирот – это дети при живых родителях, — отметил Астахов. — Почти 84% социальных сирот! Почему, как так случилось? Почему семья отказывается от ребенка, а государство его с удовольствием забирает?»
Астахов отметил, что 2013 год «начался с колоссальной активности государства и общества в части обращения внимания на судьбу детей-сирот».
Он напомнил, что с этого года работа губернаторов будет оцениваться в том числе и с точки зрения ситуации с детьми-сиротами в его регионе. «Сейчас удельный вес этого критерия оценки губернаторов очень критичный, и им придется зачесаться», — заявил он. Астахов с одобрением отозвался об идее кемеровского губернатора предоставлять усыновителям квартиры и льготы по ипотеке. «К сожалению, больше никаких внятных и серьезных предложений от других губернаторов пока не поступило», — посетовал он. Предложения некоторых губернаторов засчитывать время воспитания ребенка в семье в трудовой стаж, а также отменить или снизить родителям налог на имущество, Астахов назвал несерьезными.
Существующие проблемы накопились за последние 100 лет, и их необходимо решать, заявил Астахов. «В связи с этим мы решили создать такой документ – программу «Россия без сирот». Смысл ее – перевернуть всю систему с головы на ноги, потому что сейчас у нас все стоит на голове», — заявил омбудсмен. В рамках проекта программы выделяются четыре основных подпрограммы: «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства», «Дети-сироты», «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот», «Профилактика девиантного поведения детей-сирот».
Цели программы: сокращение семейного и детского неблагополучия, профилактика социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания. А также минимизация практики передачи российских детей для усыновления за рубеж и обеспечение систематического контроля за процедурой межгосударственного усыновления.
Система иностранного усыновления мешает России решить проблему сиротства внутри страны, утверждает детский омбудсмен.
«Эта система, которая не дает нам возможности самим заниматься своими проблемами, поверить в свои силы. Просьбы, пожалуйста, господин президент, дайте возможность выехать детям в Америку — это расписаться в собственном бессилии», — заявил Астахов на встрече. По данным уполномоченного по правам детей, с 2000 по 2011 год иностранцы вывезли из страны около 65 тысяч детей. Лидером по количеству усыновлений остаются США, в 2011 году граждане этой страны усыновили 956 детей из России.
Между тем в России сегодня в шесть раз больше детей-сирот, чем желающих их усыновить.
О том, что в России нуждаются в устройстве в семьи более 128 тыс. детей-сирот, в то время как семей, готовых усыновить ребенка, всего 18 тыс., сообщила в январе вице-премьер правительства Ольга Голодец. Она выразила надежду на то, что перейти на новые формы воспитания детей-сирот позволит начатое по решению Попечительского совета переосвидетельствование детей, находящихся в домах ребенка. «Попечители ставят вопрос о том, что сегодня диагнозы требуют пересмотра и требуют уточнения, подбора более правильной формы с точки зрения индивидуальных потребностей развития и образования каждого ребенка», — рассказала вице-премьер.
Причина, по которой россияне в отличие от американцев, боятся принимать в свои семьи детей-инвалидов, заключается в отношении российского общества к самой идее приема детей вообще, и детей с особенностями в частности, считает семейный психолог, представитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ Вячеслав Москвичев. По его словам, в большинстве случаев, когда речь идет о детях старше 2—3 лет, у них уже есть какие-то более или менее серьезные проблемы со здоровьем, но даже когда эти нарушения сами по себе не очень сложные, «очень много трудностей возникает совсем не там, где люди ожидали».
«Здесь надо отметить две важные вещи, – говорит эксперт. — Первая – у нас очень широко распространено мнение, что от детей отказываются в основном алкоголики и прочие маргинальные личности. И у нас плохое отношение к семьям, которые попали в кризисную ситуацию или были лишены родительских прав. К самим же детям относятся как к потенциально осложненным генетическими нарушениями — это связывают с неблагополучной жизнью их родителей. А второе, если у детей есть нарушение, в том числе у детей кровных, то это в массовом сознании связывается с неправильным образом жизни родителей. Есть такая жестко укрепленная в сознании идея».
Это мнение недавно косвенно подтвердил и сам Астахов. В передаче «Поединок» на канале «Россия-1» 24 января 2013 года он высказался по поводу родителей тяжелобольных сирот, находящихся в домах-интернатах для детей с поражением центральной нервной системы. По его словам, обвиняя государство в бездействии, общество не предъявляет претензии к людям, чей асоциальный образ жизни приводит к рождению таких детей.
Возмущенная этими высказываниями межрегиональная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы» обратилась с открытым письмом к СМИ, общественным и политическим деятелям.
«В таком контексте данное высказывание имеет отношение ко всем родителям особых детей и формирует у общества искаженное понимание о них, — говорится в письме. — …Мы крайне озабочены подачей искаженной или неполной информации, особенно из уст людей, которые по своей должности обязаны понимать последствия таких слов. В итоге мы все, родители детей-инвалидов, становимся асоциальными в глазах общества». С 1 февраля под письмом собрано уже почти 1,7 тыс. подписей.
Позднее Астахов заявил в интервью Русской службе новостей, что имел в виду только тех родителей, которые умышленно портят здоровье своего ребенка, и что в его высказываниях «только недальновидный человек может увидеть упрек к родителям детей-инвалидов». Через несколько дней уполномоченный по правам ребенка через свой микроблог Twitter призвал всех быть корректными в обсуждении проблем детей-инвалидов и «нетерпимо относиться к тем, кто своими умышленными действиями уничтожает счастливое детство наших детей».
Однако, по мнению председателя организации «Дети-ангелы» Виктории Корневой, слова «почему вы таких детей рожаете», можно было понять однозначно как обращенные ко всем родителям детей с поражениями ЦНС. «Возможно, слова Павла Алексеевича прозвучали не так, как он того хотел, но миллионы людей в нашей стране услышали это именно в том контексте, в котором слышали и наши родители, написавшие открытое письмо, — заявила Корнева. — Мы годами боремся за то, чтобы наших детей не считали порождением порока и понимали, что это только результат чудовищной жизненной несправедливости. Но одно необдуманное слово такого известного человека в эфире центрального ТВ может разрушить все, чего мы уже с таким трудом добились».
Варвара Петренко