Групповая супервизия телефонных консультантов с использованием Интернет
|
Классификация видов супервизии дает представление о том, что супервизия может проходить в разных условиях и обстоятельствах. Так, А.Н. Моховиков различает следующие виды супервизии в телефонном консультировании: а) в зависимости от участия или неучастия абонента – очная и заочная; б) в зависимости от времени, прошедшего после консультативного случая – немедленная и отсроченная; в) в зависимости от количества супервизируемых – индивидуальная и групповая [2].
Известные специалисты в области супервизии – П. Ховкинс и Р. Шохет выделяют ряд преимуществ групповой супервизии: 1. экономия времени и денег; 2. в группе, по сравнению с супервизией один на один, создается атмосфера, в которой новички могут поделиться своей тревогой с более опытными коллегами и понять, что те в свое время сталкивались с подобными трудностями; 3. более широкие возможности получения обратной связи и другой информации от коллег, а не только от супервизора; 4. существование условий для проверки эмоциональных и интуитивных реакций супервизора на представляемый материал за счет отслеживания реакций членов группы на тот же материал; 5. в группе присутствует широкий спектр жизненного опыта, больше вероятности, что кто-нибудь в группе проявит эмпатию и к терапевту, и к клиенту; 6. больше возможностей для использования акционных техник как части супервизии (например, обмена ролями); 7. возможность отражения в контексте супервизии обсуждаемого терапевтического контекста.
Имеются и недостатки группового формата, например, групповая супервизия в меньшей степени, чем индивидуальная отражает динамику индивидуальной терапии (консультирования) [4].
Применительно к супервизии телефонных консультантов, Моховиков также отмечает, что заочная супервизия является более частой; консультант излагает тревожащие его аспекты беседы без участия абонента [2]. По нашему мнению, супервизия на телефонах доверия и не может включать абонента в силу специфики работы таких служб. Что касается индивидуальной и групповой супервизии, телефонными службами применяется и тот и другой формат, с некоторым преобладанием групповой супервизии.
Кроме того, А.Н. Моховиков пишет о том, что «к заочной форме супервизии относятся случаи обращения к супервизору по телефону» [2, с.84]. Нам известно, что к ним в последние десятилетия присоединились и обращения к супервизору через Интернет. На сегодня за рубежом компьютер уже стал еще одним супервизорским инструментом, который может использоваться, чтобы создать более многомерный подход к сессиям супервизии. Способы супервизии с использованием Интернет включают: 1) электронную почту; 2) комнаты для дискуссий (чат) и коммуникацию в реальном времени через различные мессенджеры (ICQ и т.п.); 3) аудиоформат (использование обычного телефона и IP-телефонии), а также 4) видеоконференции (иногда именуемые киберсупервизией).
Использование электронной почты консультантами имеет те же самые преимущества, что и обучение на дистанции [6]. Установленная сеть может соединить людей и группы для совместной работы.
Консультанты могут соединиться с коллегами или супервизорами, чтобы обсудить специфические профессиональные ситуации, требующие супервизии. Список имен консультантов и адреса их электронной почты могут быть разосланы тем, кто хотел бы участвовать в таком групповом взаимодействии. Когда это необходимо или в регулярно запланированных интервалах, люди могут отправлять сообщения электронной почты и получать обратную связь и предложения от других участников супервизорской группы. Близким к использованию просто электронной почты является и использование форума, на котором может вестись обсуждение отдельных супервизорских тем.
Использование электронной почты, хотя и создает недостаток в невербальной коммуникации, может быть крайне полезным для людей, которые имеют трудности во взаимно согласованном времени и местоположении [8].
Комнаты для дискуссий (чат) и коммуникации в реальном времени позволяют консультантам отправлять комментарии и задавать вопросы другим участникам группы и получать обратную связь или предложения тут же, без длительного ожидания. Это более усовершенствованный вариант по сравнению с электронной почтой, коммуникация между участниками группы происходит в реальном времени, синхронно. В тоже время она позволяет видеть напечатанный текст и использовать его для анализа после супервизии [3]. Супервизоры могут внести в список всех членов группы и их выбранные на экране компьютера имена («ники»). Все консультанты, которые хотят участвовать в супервизии, могут «встретиться» в определенной виртуальной комнате для дискуссий. Технология ограничивает доступ только теми, кто является частью супервизорской группы. Обсуждение в реальном времени также может иметь место между отдельным супервизором и супервизируемым. Кроме того, супервизируемые в состоянии общаться друг с другом.
С надлежащим оборудованием (веб-камера, микрофон) супервизор может взаимодействовать с супервизируемым в самых различных местоположениях с оперативными видео- и звуковыми возможностями. Аудиоформат, по нашему мнению, является более простым действием, не вносящим помех, зачастую связанных с качеством визуальной картинки, менее отвлекающим и привычным для телефонных консультантов [3].
Важно, что супервизируемые в таком формате также в состоянии общаться друг с другом. Видеоконференции используют закрытую систему коммуникации от пункта-к-пункту и происходят в режиме реального времени [7].
Использование видео конференц-связи возможно как для супервизии группы, так и для индивидуальной супервизии. Люди в состоянии общаться, не будучи в непосредственной близости друг с другом, и могут использовать письмо, голос и сообщения с помощью визуальных образов. Видеоконференции добавляют многомерный формат к супервизии [5].
Супервизоры могут давать мгновенную обратную связь. Супервизируемый, столкнувшийся с трудными случаями, может изложить вопросы супервизору, который имеет доступ к видеосвязи и может обеспечить соответствующий подход к супервизии.
Аудиовизуальные форматы дают возможность лучше понять смысл проблем консультантов. Супервизоры в состоянии контролировать устное и невербальное поведение и получать более ясное понимание навыков и способностей их супервизируемых [8].
В то же время следует заметить, что оценка и применимость разных способов супервизии зависит от предпочтений супервизора и супервизируемого, и, по нашему мнению, нельзя сказать, что электронная почта самый примитивный и малоэффективный способ супервизии, а видеоконференции самый продвинутый и, соответственно, лучший.
Напротив, мы заметили, что супервизируемые (как и клиенты), зачастую выбирают не видео, а текстовый формат и это нуждается в дополнительном изучении [1].
Естественно, что супервизия на дистанции имеет ограничения: 1. отсутствие невербальной информации вносит риск, связанный с неправильным пониманием партнеров по коммуникации; 2. необходимы специальные навыки и оборудование.
В тоже время преимущества супервизии с использованием Интернет уже очевидны:
- Супервизия на дистанции может быть серьезным инструментом и частью обучения консультантов, находящихся в другом городе.
- В регионах, где нет квалифицированных супервизоров, групповая супервизия с использованием Интернет могла бы стать реальным решением этой задачи.
- Как вариант, такая супервизия может быть дополнением к супервизии, проводимой штатными супервизорами. Работа приглашенного Интернет-супервизора вносит новую динамику в «застоявшиеся» отношения и стереотипные реакции группы консультантов, позволяет им по-новому взглянуть на себя и на работу с клиентами (в т.ч. постоянными, регулярными, патологическими и т.п.).
- Даже если речь идет о телефонной службе, где регулярно проводится супервизия, то групповая супервизия через Интернет также может быть полезна. Например, групповая супервизия на дистанции позволяет встретиться тем коллегам, которые никогда не встречались и не смогут встретиться на супервизии в силу несовпадения производственных графиков. Такая встреча может быть полезна в плане расширения опыта, согласования отдельных позиций и т.п.
В России пока нет научных исследований, посвященных групповой динамике, эффективности супервизии на дистанции и другим специфическим феноменам. Для нас изучение этих феноменов является перспективной задачей.
Литература
- Меновщиков В.Ю., Постников И.В. Способы супервизии через Интернет: сравнительная оценка супервизируемым // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 2. С. 39-44.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001.
- Постников И.В. Супервизия на дистанции (впечатления супервизируемого) // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 1. С. 77-80.
- Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. Спб.: Речь, 2002.
- Coursol D. H., Woitte S. Cybersupervision: Strategies for improving the internship experience. Paper presented at the Annual Meeting of the North Central Association of Counselor Educators and Supervisors, Kansas City, MO, 1998.
- Myrick R. D., Sabella R. A. Cyberspace: New place for counselor supervision // Elementary School Guidance & Counseling. 1995. № 30. Р. 35-44.
- Roblyer M.D. Videoconferencing // Learning and Leading with Technology. 1997. № 24. Р. 58-61.
- Watson J.C. Computer-based Supervision: Implementing computer technology into the delivery of counseling supervision // Journal of Technology and Counseling. 2003. № 3. http://jtc.colstate.edu/vol3_1/Watson/Watson.htm.
Статьи
- Доверие к себе как условие развития личности
Вопросы психологии, 2002, №1.
- Телефон доверия. Организация, работа с волонтерами, PR-сопровождение
Спб: Речь. - 192 с.
- Доверие как основание развития деловых партнерских отношений
Спб: Речь. - 192 с. - Имидж как фактор доверия психологу-консультанту
Спб: Речь. - 192 с. - Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола
Спб: Речь. - 192 с. - Психологические условия формирования у трудновоспитуемых подростков доверия к педагогам
Спб: Речь. - 192 с.