Полимодальный подход в экспериментальных исследованиях когнитивной деятельности в детской клинической психологии

Автор: Зверева Н.В. 
Версия для печати
Когнитивное развитие детей с аномалиями происходит особым образом, поэтому диагностика этого процесса требует специальных средств. В статье описано большое количество методик и диагностических процедур, доступных клиническим и специальным психологам для оценки памяти, восприятия, внимания и др. Особый инструментарий должен исключать возможность заучивания ответов на задания, а также позволять оценивать реальную картину состояния ребенка, без учета сформированных педагогами и психологами средств. Полимодальный подход базируется на исследовании реакции на тактильные, стереогностические и обонятельные раздражители, возможно как моно, так и мультимодальное исследование. Представленная система исходит из многолетних наблюдений психиатров, согласно которым реакция детей, больных шизофренией, на различные стимулы носит нестабильных, двойственный, часто неадекватный характер. В статье описаны эксперименты с предлагаемыми заданиями.

Когнитивное развитие аномальных детей имеет отчетливое своеобразие, связанное с типом дизонтогенеза. В каждом отдельном случае патологического развития на первый план могут выступать элементы ретардации (при недоразвитии или задержанном типе дизонтогенеза), или проявления асинхронии (при искаженном типе) [9]. Описано значительное количество диагностических процедур (тестов и методик), имеющихся в распоряжении клинических и специальных психологов для оценки состояния памяти, внимания, восприятия, мышления и ассоциативной деятельности детей, как изолированно, так и во взаимоотношениях [1, 9, 10, 11]. Выявление и квалификация нарушений когнитивных функций у детей с отклоняющимся развитием по сравнению с нормативным требует нового инструментария по сравнению с традиционным по нескольким причинам. Во-первых, необходимо исключать возможность заучивания, тренинга при каждой последующей диагностической процедуре, во-вторых, следует использовать диагностические методики, позволяющие показать уровень сформированности какой-либо функции, минимально используя опору на педагогические достижения при психолого-педагогическом сопровождении ребенка. Эти замечания в полной мере соответствуют положениям критики тестирования, сделанной Б. В. Зейгарник в ее классических работах по патопсихологии [7]. Преодолеть недостатки обычного тестирования помогает новый подход, реализуемый в последние годы в экспериментальной клинической патопсихологии детского возраста. Предложен полимодальный подход с опорой на недостаточно отрефлексированные в обычной когнитивной деятельности модальности познавательной деятельности — тактильную, стереогностическую (как подвид осязания) и обонятельную, причем использование их в экспериментальном диагностическом исследовании может быть как мономодальным, так и в условиях перекреста модальностей (зрительно-тактильная, тактильно-зрительная и др.) [4, 5, 6].

Истоки этого направления в отечественной клинической патопсихологии связаны с клиническими описаниями детей, больных шизофренией. Психиатрами отмечается нестабильность, двойственность сенсорных функций: снижение или повышение различных видов чувствительности, непредсказуемость и амбивалентность ответных реакций на те или иные раздражители, констатируется сенсорная и эмоциональная гиперестезия [3, 8, 13]. Очевидно, что адекватное восприятие сенсорных стимулов имеет основополагающее значение для таких когнитивных операций, как сравнение, выделение существенных признаков, категоризация объектов. Описана фрагментарность зрительного восприятия при данном заболевании, разнородная информация имеется о нейрокогнитивных нарушениях [12]. Известно, что продукт процесса восприятия зависит также от эмоциональных и личностных особенностей. Можно ожидать, что восприятие больных шизофренией детей будет нарушенным в разных характеристиках деятельности: в затруднении узнавания предъявляемого материала, в искажениях, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Квалифицированные нарушения избирательности восприятия у детей, больных шизофренией были описаны психологами только в зрительной модальности [4, 9,10]. Одновременно с этим, в клинической картине больных шизофренией детей психиатры акцентируют нестабильность тактильной сферы, тактильную гипо- и гиперчувствительность (феномен Медника), извращённую реакцию на дискомфорт [3, 8, 13]. Все это поставило вопрос о полимодальном изучении когнитивных функций у больных шизофренией детей [2, 4, 5, 6]. Для уточнения модальной специфичности нарушений восприятия и памяти при шизофрении в детском возрасте в качестве групп сравнения оценивались дети с иными типами дизонтогенеза (недоразвитие, элементы поврежденного развития) и нормой развития (1). Важно отметить, что тактильная модальность, или шире — сфера, рассматривалась в этих работах как системообразующее, многоуровневое психологическое образование [5].

В проведенных исследованиях стояли задачи изучения тактильной и стереогностической памяти [4, 5, 6] (2), тактильного и обонятельного восприятия и ассоциирования по стимулам в этих модальностях [2, 6] (3).

Для каждой из задач был составлен оригинальный диагностический комплекс на основе нейро- и патопсихологических традиций. Испытуемыми выступали дети, больные шизофренией, дети нормы развития и дети с элементами поврежденного развития (с резидуально-органической симптоматикой). Возраст испытуемых варьировал от 7 до 11 лет, в одном из исследований изучались подростки (12—14 лет).

Было показано, что использование нейро- и патопсихологического подходов адекватно для изучения тактильной сферы у детей с дизонтогенезом искаженного типа. Экспериментальное подтверждение находит предположение об особом развитии тактильной сферы на моторном и гностическом уровнях у больных шизофренией детей. В исследовании модально-специфической памяти у детей, больных шизофренией разного возраста, и «практической нормы» и детей с резидуально-органическими расстройствами, не страдающих эндогенными заболеваниями использовался специальный комплекс, включающий методики: тактильная память, стереогностическая память, зрительная память (возможно соревнование модальностей). Изучались 3 возрастные группы методом срезов: младшие школьники (1), младшие (2) и старшие (3) подростки. Были получены следующие результаты: значимые отличия между 1 и 3 группами по стереогностической серии обнаружены только у больных (0.05); по зрительной серии нет возрастной динамики ни в одной из групп (в норме — тенденция к различию 1 и 3); значимые отличия между 1 и 3 группами по тактильной серии — только в норме (0.001) [4]. Имеются различия в возрастной динамике видов модально-специфической памяти у нормы и больных шизофренией детей. При осуществлении запоминания детьми с разным типом дизонтогенеза оказалось, что тактильная память у детей всех групп хуже, чем другие виды, а у больных шизофренией детей отстает в развитии и от здоровых, и от задержанных в развитии сверстников (в том числе и в стереогностической памяти). Исследования зрительной памяти в условиях возможного соревнования модальностей показало, что дети всех типов развития пользуются зрением и не используют осязание в этом случае.

Своеобразие гностического компонента тактильного восприятия у детей, больных шизофренией, и их здоровых сверстников (своеобразие перцептивных гипотез, особенности ассоциаций) дополнило клинические представления о «слабости» тактильной сферы при шизофрении в детском возрасте.

Полученные данные могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики и динамической диагностики состояния.

Литература:

  1. Бурменская Г. В. (ред.-сост.) Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. — М.: УМК «Психология», 2003.
  2. Власенкова И. Н., Зверева Н. В., Тимофеев И. В Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении. Вестник МГУ Серия 14. Психология, 2006 вып. 4.
  3. Горюнова А. В. Неврологические предшественники и маркеры предрасположенности к шизофрении. Автореф. дисс... д. мед. наук. М., 1995.
  4. Ермилов Т. А., Зверева Н. В. Особенности произвольного тактильного запоминания у здоровых и больных шизофренией детей и подростков (экспериментальное исследование) Вопросы психического здоровья детей и подростков 2005 (5) № 1.
  5. Зверева Н. В. Комплексное изучение тактильной сферы здоровых и больных шизофренией детей // Сб. докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М. 1998
  6. Зверева Н. В., Каримулина Е. Г., Гавердовская П. Ю. Исследование психического дизонтогенеза при шизофрении у детей на примере развития тактильной сферы // 1 Международная конференция по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник. Тезисы докладов, М., Россия. 12—13 октября, 2001.
  7. Зейгарник Б. В. Патопсихология, М., МГУ, 1976.
  8. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979.
  9. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей, М., МГУ, 1985.
  10. Мелешко Т. К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении / Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. — Под ред. Полякова Ю. Ф., Москва, 1982.
  11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — С-Пб.: Речь, 2005.
  12. Симерницкая Э. Г., Жирнова А. Е. и др. Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей // Ж. невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1990, т. 90, вып. 1.
  13. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. — М.: Медицина, 1974.

Сноски

1 Использованы материалы дипломных работ выпускников МПСИ выполненных под руководством автора.

2 Работы Ермилова Т. А., Стельмах Ю. А., О. А. Патрушевой.

3 Работа Малазония М., Ю. А. Костицыной.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.