Полимодальный подход в экспериментальных исследованиях когнитивной деятельности в детской клинической психологии
|
Когнитивное развитие аномальных детей имеет отчетливое своеобразие, связанное с типом дизонтогенеза. В каждом отдельном случае патологического развития на первый план могут выступать элементы ретардации (при недоразвитии или задержанном типе дизонтогенеза), или проявления асинхронии (при искаженном типе) [9]. Описано значительное количество диагностических процедур (тестов и методик), имеющихся в распоряжении клинических и специальных психологов для оценки состояния памяти, внимания, восприятия, мышления и ассоциативной деятельности детей, как изолированно, так и во взаимоотношениях [1, 9, 10, 11]. Выявление и квалификация нарушений когнитивных функций у детей с отклоняющимся развитием по сравнению с нормативным требует нового инструментария по сравнению с традиционным по нескольким причинам. Во-первых, необходимо исключать возможность заучивания, тренинга при каждой последующей диагностической процедуре, во-вторых, следует использовать диагностические методики, позволяющие показать уровень сформированности какой-либо функции, минимально используя опору на педагогические достижения при психолого-педагогическом сопровождении ребенка. Эти замечания в полной мере соответствуют положениям критики тестирования, сделанной Б. В. Зейгарник в ее классических работах по патопсихологии [7]. Преодолеть недостатки обычного тестирования помогает новый подход, реализуемый в последние годы в экспериментальной клинической патопсихологии детского возраста. Предложен полимодальный подход с опорой на недостаточно отрефлексированные в обычной когнитивной деятельности модальности познавательной деятельности — тактильную, стереогностическую (как подвид осязания) и обонятельную, причем использование их в экспериментальном диагностическом исследовании может быть как мономодальным, так и в условиях перекреста модальностей (зрительно-тактильная, тактильно-зрительная и др.) [4, 5, 6].
Истоки этого направления в отечественной клинической патопсихологии связаны с клиническими описаниями детей, больных шизофренией. Психиатрами отмечается нестабильность, двойственность сенсорных функций: снижение или повышение различных видов чувствительности, непредсказуемость и амбивалентность ответных реакций на те или иные раздражители, констатируется сенсорная и эмоциональная гиперестезия [3, 8, 13]. Очевидно, что адекватное восприятие сенсорных стимулов имеет основополагающее значение для таких когнитивных операций, как сравнение, выделение существенных признаков, категоризация объектов. Описана фрагментарность зрительного восприятия при данном заболевании, разнородная информация имеется о нейрокогнитивных нарушениях [12]. Известно, что продукт процесса восприятия зависит также от эмоциональных и личностных особенностей. Можно ожидать, что восприятие больных шизофренией детей будет нарушенным в разных характеристиках деятельности: в затруднении узнавания предъявляемого материала, в искажениях, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Квалифицированные нарушения избирательности восприятия у детей, больных шизофренией были описаны психологами только в зрительной модальности [4, 9,10]. Одновременно с этим, в клинической картине больных шизофренией детей психиатры акцентируют нестабильность тактильной сферы, тактильную гипо- и гиперчувствительность (феномен Медника), извращённую реакцию на дискомфорт [3, 8, 13]. Все это поставило вопрос о полимодальном изучении когнитивных функций у больных шизофренией детей [2, 4, 5, 6]. Для уточнения модальной специфичности нарушений восприятия и памяти при шизофрении в детском возрасте в качестве групп сравнения оценивались дети с иными типами дизонтогенеза (недоразвитие, элементы поврежденного развития) и нормой развития (1). Важно отметить, что тактильная модальность, или шире — сфера, рассматривалась в этих работах как системообразующее, многоуровневое психологическое образование [5].
В проведенных исследованиях стояли задачи изучения тактильной и стереогностической памяти [4, 5, 6] (2), тактильного и обонятельного восприятия и ассоциирования по стимулам в этих модальностях [2, 6] (3).
Для каждой из задач был составлен оригинальный диагностический комплекс на основе нейро- и патопсихологических традиций. Испытуемыми выступали дети, больные шизофренией, дети нормы развития и дети с элементами поврежденного развития (с резидуально-органической симптоматикой). Возраст испытуемых варьировал от 7 до 11 лет, в одном из исследований изучались подростки (12—14 лет).
Было показано, что использование нейро- и патопсихологического подходов адекватно для изучения тактильной сферы у детей с дизонтогенезом искаженного типа. Экспериментальное подтверждение находит предположение об особом развитии тактильной сферы на моторном и гностическом уровнях у больных шизофренией детей. В исследовании модально-специфической памяти у детей, больных шизофренией разного возраста, и «практической нормы» и детей с резидуально-органическими расстройствами, не страдающих эндогенными заболеваниями использовался специальный комплекс, включающий методики: тактильная память, стереогностическая память, зрительная память (возможно соревнование модальностей). Изучались 3 возрастные группы методом срезов: младшие школьники (1), младшие (2) и старшие (3) подростки. Были получены следующие результаты: значимые отличия между 1 и 3 группами по стереогностической серии обнаружены только у больных (0.05); по зрительной серии нет возрастной динамики ни в одной из групп (в норме — тенденция к различию 1 и 3); значимые отличия между 1 и 3 группами по тактильной серии — только в норме (0.001) [4]. Имеются различия в возрастной динамике видов модально-специфической памяти у нормы и больных шизофренией детей. При осуществлении запоминания детьми с разным типом дизонтогенеза оказалось, что тактильная память у детей всех групп хуже, чем другие виды, а у больных шизофренией детей отстает в развитии и от здоровых, и от задержанных в развитии сверстников (в том числе и в стереогностической памяти). Исследования зрительной памяти в условиях возможного соревнования модальностей показало, что дети всех типов развития пользуются зрением и не используют осязание в этом случае.
Своеобразие гностического компонента тактильного восприятия у детей, больных шизофренией, и их здоровых сверстников (своеобразие перцептивных гипотез, особенности ассоциаций) дополнило клинические представления о «слабости» тактильной сферы при шизофрении в детском возрасте.
Полученные данные могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики и динамической диагностики состояния.
Литература:
- Бурменская Г. В. (ред.-сост.) Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. — М.: УМК «Психология», 2003.
- Власенкова И. Н., Зверева Н. В., Тимофеев И. В Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении. Вестник МГУ Серия 14. Психология, 2006 вып. 4.
- Горюнова А. В. Неврологические предшественники и маркеры предрасположенности к шизофрении. Автореф. дисс... д. мед. наук. М., 1995.
- Ермилов Т. А., Зверева Н. В. Особенности произвольного тактильного запоминания у здоровых и больных шизофренией детей и подростков (экспериментальное исследование) Вопросы психического здоровья детей и подростков 2005 (5) № 1.
- Зверева Н. В. Комплексное изучение тактильной сферы здоровых и больных шизофренией детей // Сб. докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М. 1998
- Зверева Н. В., Каримулина Е. Г., Гавердовская П. Ю. Исследование психического дизонтогенеза при шизофрении у детей на примере развития тактильной сферы // 1 Международная конференция по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник. Тезисы докладов, М., Россия. 12—13 октября, 2001.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология, М., МГУ, 1976.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей, М., МГУ, 1985.
- Мелешко Т. К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении / Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. — Под ред. Полякова Ю. Ф., Москва, 1982.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — С-Пб.: Речь, 2005.
- Симерницкая Э. Г., Жирнова А. Е. и др. Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей // Ж. невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1990, т. 90, вып. 1.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. — М.: Медицина, 1974.
Сноски
1 Использованы материалы дипломных работ выпускников МПСИ выполненных под руководством автора.
2 Работы Ермилова Т. А., Стельмах Ю. А., О. А. Патрушевой.
3 Работа Малазония М., Ю. А. Костицыной.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.