Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Не толерантность, а уважение

Автор: Хухлаев О.Е. 
Версия для печати
Юбилейная – 10 Московская студенческая дискуссионная площадка прошла 5 июня в РУДН. Студенты и гости мероприятия обсудили «Проблемы ксенофобии и межнациональных отношений в молодежной среде».

Проект стартовал год назад. За это время он показал свою состоятельность и уникальность: представители вузов, студенческого сообщества, исполнительной и законодательной власти, общественных организаций и научные деятели поднимают острые проблемы и ищут совместные пути их решения.

«Возникают новые темы и новые идеи для дискуссии. Какие-то идеи находят свое применение на практике. Порой темы дискуссионных площадок вызывают общественный резонанс. Такой резонанс был вызван на первой площадке, когда студенты предложили перенести начало учебных занятий во всех вузах на 10 часов утра. Высказывались разные мнения «за» и «против». Мне кажется, это оптимально, когда в формате прямого, открытого диалога участники обсуждают разные мнения и инициативы. И чем больше критики и конструктивных предложений, тем лучше», – отметил в ходе заседания организатор дискуссионной площадки, депутат Московской городской Думы Кирилл Щитов. – «Кстати, девятая дискуссионная площадка тоже вызвала общественный резонанс. Мы обсуждали тему трудоустройства. И была обозначена следующая проблема: талантливые ребята из регионов приезжают учиться в Москву, но, получив образование, не стремятся вернуться обратно. Таким образом, регионы испытывают нехватку кадров, человеческого потенциала, а в Москве возникает проблема с тем, чтобы обеспечить всех выпускников рабочими местами по специальности. Поэтому все дискуссионные площадки привели меня к одной мысли: наши дискуссии проводятся уже год в формате московской. Но так как все темы, которые возникают, не могут быть решены в рамках только лишь Москвы как субъекта Федерации, то, я думаю, с осени нужно выводить площадку на федеральный уровень. И на основе того накопленного опыта, который у нас есть, делать Федеральный дискуссионный клуб по вопросам реализации молодежной политики».

10 Московская студенческая дискуссионная площадка

10 Московская студенческая дискуссионная площадка

Также для участия в дискуссии по проблемам ксенофобии и межнациональных отношений в молодежной среде на встречу со студентами приехали советник Управления национальной политики Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Ваграм Карапетян, заведующий сектором кластерного взаимодействия учебно–методического Центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Александр Ходырев, заместитель начальника Отдела административной практики Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве Вадим Цыганков, председатель Союза студенческих землячеств города Москвы Кантемир Хуртаев.

От вузов и научного сообщества в заседании Московской студенческой дискуссионной площадки приняли участие заместитель декана юридического факультета РУДН Руслан Гребнев, заведующий кафедрой земельного и экологического права РУДН Алексей Кирсанов, доктор исторических наук, зав. лабораторией языковой и социально-культурной адаптации мигрантов Московского института открытого образования, редактор журнала «Этнодиалоги» Анна Шевцова, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев и кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнополитических исследований Ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии им.Н.Н. Миклухо–Маклая РАН Дмитрий Громов.

«Тема ксенофобии архиважная и архиактуальная. Эти проблемы стоят ребром сегодня не только в нашей стране, но и по всему Миру. Мы видим, что происходит в Европе. Но людей, которые реально понимают проблему и не опускаются до обвинений, всегда больше. Однако проблемы все равно имеются. Поэтому, я считаю, их решение должно опираться на тот богатый исторический опыт совместного проживания и межнационального взаимодействия, который накоплен в нашей стране», – поделился своим мнением Кантемир Хуртаев.

Чтобы понимать суть дискуссии и обмена мнениями, важно раскрыть значение термина «ксенофобия». Ксенофо́бия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного.

Для ликвидации и предупреждения этого феномена в Центральном округе города Москвы по инициативе депутата Московской городской Думы Кирилла Щитова и Департамента семейной и молодежной политики города Москвы при поддержке префектуры Центрального административного округа действует проект «ЦАО – территория правовой культуры». Бесплатные юридические консультации, правовые лекции и уроки по профилактике ксенофобии в школах – это составляющие одного сложного механизма, который направлен на повышение правовой грамотности жителей ЦАО.

«По сути своей уроки по профилактике ксенофобии уникальны не только для Центрального административного округа, но и для всей Москвы. В их основе лежит принцип «равный равному», суть которого заключается в том, что более близкие по возрасту, интересам и восприятию люди — студенты — могут доступно объяснить детям и подросткам о проблемах межнациональных отношений, об общественной оценке культурной взаимосвязи народов России», – отметил Кирилл Щитов. – «В 2012 году мы охватили уроками более 10 000 школьников. В этом году проект продолжил свою работу. Только за май 2013 года уроки по профилактики ксенофобии посетило более 500 человек».

Разделил мнение о повышении правовой грамотности молодежи Руслан Гребнев: «Культура выступает решением всех проблем. Культура – это система ценностей, которую надо воспитывать в семьях, школах, институтах. Каждая часть общечеловеческой культуры, правовая или художественная, должна нами продуцироваться: со стороны федеральной миграционной службы – должно быть обучение мигрантов российскому законодательству, совершенствование законодательства с точки зрения представителей законодательной власти, уважение к законам – со стороны всех нас».

В дискуссии приняло участие более 80 человек. Звучали как вопросы на обсуждаемую тему, так и интересные предложения. Например, один из участников заседания предложил проводить обучение мигрантов на стадии их регистрации, и не только проверять уровень знания русского языка, но и помочь приезжим изучить его, провести краткий экскурс в культуру России, в том числе правовую. Прокомментировал предложение студента заместитель начальника Отдела административной практики Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве Вадим Цыганков. «Посольствами стран эта работа ведется. При получении гражданства Российской Федерации в определенных вузах проходят тестирование. Здесь, в РУДН, я знаю, такие тестирования проховодятся. По поводу объяснения правил культуры – я знаю, что УФМС выпускает два издания «Трудовая миграция» и «Земляки», посредством которых приезжие граждане информируются о правилах поведения, нюансах проживания в стране. В этих изданиях также публикуется статистика правонарушений и необходимые законодательные акты».

В рамках дискуссии было отмечено, что с 1 декабря 2012 года вступило в силу изменение, внесенное в законодательство Российской Федерации, о том, что при обращении в УФМС иностранного гражданина для получения разрешения на работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания необходимо подтвердить владение русским языком не ниже базового уровня. Это правило распространяется на иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Также спикеры отметили, что для мигрантов планируется ввести экзамен по обществознанию.

Главная мысль, к которой пришли в итоге дискуссии участники, – проблема ксенофобии заложена не в национальностях, а в конкретных людях. Об этом также заявил и Ваграм Карапетян, отметив, что делить народ на хорошие и плохие национальности категорически нельзя. «В Москве проживает более 160 национальностей. Правительство России и Правительство Москвы ведут очень большую работу по урегулированию межнациональных отношений. Мы можем критиковать просто человека, который нарушил закон, например, но когда мы критикуем нацию, то можем получить взрыв. Изначально надо начинать с себя и очень терпимо относиться к приезжим. Поэтому пред каждым словом, когда мы говорим слово «национальность», надо сто раз подумать, что именно мы хотим сказать».

Также звучали вопросы, касающиеся объединения организаций Студенческих советов вузов для более комфортной адаптации к столичной среде, привлечения студентов из южных регионов России к участию в общегородских молодежных мероприятиях. Участники пришли к выводу, что главный источник просвещения для иностранных студентов – это не вуз, и даже не школа, а семья и диаспоры. Редактор журнала «Этнодиалоги» Анна Шевцова в своем обращении пригласила студентов выражать свое мнение в профильных СМИ: «Для меня – потрясение: увидеть в зале такое количество молодых заинтересованных лиц в разгар сессии. В журнале «Этнодиалоги», который я представляю, есть специальная рубрика «слово молодым», поэтому я приглашаю всех желающих, если вам есть, что сказать, пишите нам».

Также из зала звучали вопросы по поводу возможности совмещения учебы и работы иностранными гражданами в России и о том, какие профилактические меры государство должно предпринимать, чтобы бороться с ксенофобией.

На последний вопрос ответил заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев: «Не вся молодежь – это студенческая молодежь. И зачастую большинство проблем появляется именно в той среде молодежи, которая в образовательный процесс не вовлечена. Сформулированы очень важные и острые темы, некоторые носят и практический характер». Также спикер привел в пример цитату Гилберта Кита Честертона «Все хорошие люди любят чужие народы; многие плохие люди отказываются от своего. Чтобы стать интернациональным, надо быть национальным…Чем больше человек восхищается чужой страной, тем меньше хочет он ей подражать – он знает, что в ней есть неповторимые глубины, которых не перенять чужеземцу».

С Олегом Хухлаевым согласился Дмитрий Громов, сказав, что с точки зрения науки необходимо понимание всех сторон конфликта. «Не борьба с чем-то, а даже умение встать на позицию конфликтующих сторон», – отметил участник дискуссии. – «Я всегда с большим интересом смотрю на молодежь, которая хотела бы заниматься исследованием. И я согласен с тем, что настоящие проблемы находятся резко в другой среде, как раз не у студенчества, а в основном среди тех людей, которые с наукой никак не связаны».

На предложение студента оформить законодательно правила общения в студенческой среде ответил Алексей Кирсанов: «Толерантность — это политическое оружие. Наша задача — взаимопроникновение культур, взаимопонимание. Что касается Права, оно не должно регулировать все человеческие отношения. Право должно предупреждать, но, опыт показывает, что право лишь реагирует на последствия совершаемого деяния. Профилактическая функция Права в настоящее время не развита у нас в силу нашего правосознания. Поэтому меры, которые принимаются сейчас, не всегда достигают своей цели».

О том, как же все–таки правильно выстроить правильные взаимоотношения внутри многонационального общества, подготовила видеоролик на примере опыта своего вуза и представила его вниманию участников председатель Научного студенческого сообщества Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Светлана Гревцова.

В завершении дискуссии к студентам обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права РУДН Алексей Кирсанов: «Ни в коем случае не теряйте своей национальной идентичности и не изменяйте своим религиозным корням, но, конечно, стремитесь придерживаться определенных правил поведения в многонациональном обществе».

По итогам площадки всем участникам будут направлены контакты и дополнительные материалы экспертов по теме ксенофобии и межнациональных отношений. Весь ход дискуссии в онлайн-режиме транслировался в микроблоге @MSDP_RU в Твиттере с хэштегом #МСДП.

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика