Методы диагностики и коррекции нарушений поведения и психических расстройств у детей
|
Актуальность методов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения детей обусловлена в первую очередь, потребностями теории и практики. Практическая сторона проблемы исходит из статистики: значительное увеличение числа девиаций в молодежной среде с неизбежностью влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности.
С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения .
Наш социально-реабилитационный центр обслуживает категорию детей в возрасте от 3 до 18 лет попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Под тяжёлой жизненной ситуацией подразумевается ситуация, с которой ребенок не может справиться без помощи взрослого или специалиста (например: конфликт в семье, конфликт в школе и т.п.)
Отделение в котором я осуществляю свою работу называется: «Отделение дневного пребывания». Основной целью нашего отделения является: оказание реабилитационной помощи, услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, без отрыва ребёнка из семьи и привычного ему социального окружения, а также профилактика безнадзорности, беспризорности, социальной дезадаптации, правонарушений несовершеннолетних, а так же нормализация детско-родительских отношений.
В отделении большую часть воспитанников составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста.
В связи с возрастной категорией выбраны особые доступные для малышей методы диагностики и коррекции поведения. Для этих целей мною, как специалистом была разработана программа коррекции поведения «Театр кукол». Она выполняет 3 жизненно важные функции: диагностическую, терапевтическую, развивающую.
Используемые в данной программе методы диагностики являются проективными; а приемы работы с куклой направлены коррекцию эмоционального состояния детей. Проективные методики дают возможность оценить эмоциональное состояние ребенка, состояние психических процессов, умственно развитие. При этом сохраняется основной принцип работы: Создание атмосферы безопасности для ребенка. Специально подобраммые задания выполняющие роль диагностических методик позволяет раскрыть внутреннее отношение ребёнка к ряду типичных жизненных ситуаций, дают информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье, детском дошкольном и школьном коллективе.
Анализируя получаемые данные, представляется правомерным сделать вывод о том, что осложнения психического и личностного развития воспитанников, обусловлены двумя факторами: ошибками воспитания и особенностями нервной системы. Как правило эти два фактора выступают одновременно, совершенно очевидно, что понять своеобразие каждого конкретного случая развития тех или иных отклонений ребёнка невозможно без анализа «почвы», на которой возникает комплекс поведенческих и эмоциональных проблем.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками направлена на формирование способностей детей и подростков к саморегуляции, самопознанию, жизненному самоопределению, овладению навыком анализа возникновения и разрешение конфликтных ситуаций (изучению ситуаций способствующих происхождению причин возникновения эмоционального, внутри – личностного и межличностного конфликта).
Использование ролевой игры в репертуаре психотерапии- часть более широкого спектра техник, которые достаточно условно можно назвать «игровой психотерапией», так как ролевые игры помогали человеку выжить среди непознанного пространства, реализовывать потребность в контроле над силами, которые оказывали влияние на его жизнь.
Задачей ролевой игры совершенно необязательно является достижение какой-либо цели, а в некоторых играх такой цели вообще нет.
Главной задачей может стать личностное развитие персонажа, обыгрывание и осознание своих чувств, мотивов поведения, или исследование мира.
Таким приёмом может выступить куклотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, а так же игры с участием песка и воды.
Естественной средой воспитания ребёнка является семья, поэтому очевидно то, что поведенческие расстройства находятся в тесной связи с нарушениями процесса правильного выполнения членами семьи своих ролей. Влияние родителей является самым значимым и сильным, а следовательно, и наиболее глубоким и устойчивым. Поэтому аномалии отношений в семье делают ребёнка более восприимчивым к отрицательным воздействиям более широкого социального окружения. Вопрос о нарушениях отношений между родителями и их детьми непосредственно касается не только проблем детских неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском и в подростковом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связанны с наличием у самих родителей невротических и личностных нарушений. Недостаточная взрослость или невротические проявления родителей могут стать причиной отклонений в надлежащем выполнении их обязательств перед детьми. Причинами неадекватных детско – родительских отношений могут быть усвоенные в детстве (родителями) ошибочные стереотипы воспитания.
Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации крайне важны. Запаздывание с подобной работой приводит к тому, что негативное воздействие длительной эмоциональной дезадаптации на организм и психику ребенка может привести к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво-дезадаптивных патологических черт характера.
- Скачать статью [ 33.5 КБ ]