Построение системы научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников
|
Статья опубликована в журнале «Школьный психолог» №2 2013год
В данной статье речь пойдет о мотивациях учения (именно так, во множественном числе) и построении системы проектной деятельности учащихся с учетом, на основе знания ведущих мотивов учения школьников. Такая система выстраивается нами на авторском подходе к пониманию типов учебной мотивации.
Мотивация – один из самых многозначных терминов в практике работы педагога и вместе с тем – один из самых часто используемых. Особенно – для объяснения того реального поведения, которые наблюдает педагог. И особенно в тех ситуациях ,когда таковое поведение его не устраивает. С мотивацией мы справедливо связываем такие важные для образования и развития характеристики наших учащихся, как самостоятельность, активность и инициативность, творчество, работоспособность, способность преодолевать препятствия и справляться с рутиной. Отсутствием мотивации мы объясняем низкую учебную успеваемость при нормальных и хороших способностях, скуку и безынициативность учеников, слабый волевой контроль, рассеянность, забывчивость и так далее. При наличии мотивации нечто навязанное и внешнее превращается в ЛИЧНОЕ. Учащийся начинает вкладываться в определенное дело не потому, что учитель сказал или «надо», а потому что «я хочу», «мне лично нужно или важно». То есть, под мотивацией понимается особое внутреннее состояние, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него. Добиться такого состояния, научиться его развивать и поддерживать в ученике – прямая педагогическая задача. Вышесказанное имеет непосредственное отношение проектной и исследовательской деятельности школьников. Известно, что учебное исследование и учебный проект обладают огромным развивающим потенциалом. Но для того, чтобы этот потенциал был раскрыт и использован учащимся, необходима хорошая, устойчивая мотивация, поскольку в педагогической психологии доказано: развивает , то имеет значение для человека, на что направлена его внутренне мотивированная деятельность. Проект (исследование) должны не просто заинтересовать учащегося своим содержанием или формой, ему необходимо не только осознать важность темы, ее социальное или научное значение, но у учащегося должно сформироваться понимание смысла и ценности проекта для себя.
В своем подходе к построению системы работы по поддержке и развитию мотивации учащихся, мы исходим из теоретического положения о том, что она существует во множественном числе, имеет качественно различные формы и содержание.
То есть, люди готовы учиться, вкладываться в свое обучение, преодолевать препятствия, скуку и усталость по разным существенным для себя причинам. Подобрать «педагогический ключик» к учащемуся, его развитию, - значит, определить ведущий тип его учебной мотивации и настроить образовательный процесс на присущие данному типу особенности.
С нашей точки зрения, типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как 1) ведущая потребность и 2) ценностное отношение к знанию. Можно сказать, что учебный мотив складывается из ведущей потребности и определенного ценностного отношения к знанию. Ведущая потребность определяет приоритет тех или иных видов деятельности для человека. Это может быть его дело, отношения с другими людьми, самоутверждение или саморазвитие, помощь, познание мира и наблюдение. По ведущей потребности можно судить о том, что же наиболее важно для человека в этой жизни.
Ведущие потребности меняются в процессе развития и в ходе жизни человека. До определенного возраста – 10-11 лет – их вообще трудно выделить. Но начиная с подросткового возраста ведущие потребности, как правило, существуют. Хотя бы в потенциальной форме, в виде тенденции. Важно также отметить, что у одних людей ведущая потребность одна и она ярко выражена, у других их может быть несколько. У учащихся средней и старшей школы можно выделить несколько различных ведущих потребностей, таких как:
- Потребность в исследовании, открытии
- Потребность в самореализации
- Потребность в социальном самоутверждении
- Потребность в социальной справедливости
- Потребность в творчестве
- Потребность в социальном признании
- Потребность в преодолении
В зависимости от ведущей потребности у людей формируется различное ценностное отношение к новому знанию и процессу его получения. Для одних знание – самоценность, другим свойственно рационально-потребительское отношение к знанию, которое выполняет вспомогательную роль в удовлетворении ведущих потребностей.
Например, люди, стремящиеся к карьере и самоутверждению, личному достижению обращаются к знанию и вкладываются в его получение тогда, когда это может способствовать успеху в конкуренции с сильными оппонентами.
В целом, ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип учебной мотивации. На основе данного положения нами разработана типология мотивов учения. В самом общем виде она представлена ниже, в таблице № 1. Вы можете видеть, что каждый тип получил определенное метафорическое название.
Таблица № 1.
Тип |
Ведущая потребность и ценностное отношение к знанию |
1. «Исследователь» |
Потребность в исследовании, познании, открытии Знание как самоценность |
2.«Проектировщик» |
Потребность самореализации в значимой, «взрослой» деятельности Знание как средство решения проектной задачи. Знание для дела |
3.«Испытатель» |
Потребность в преодолении, испытании себя Знание как личный вызов, материал для саморазвития |
4.«Активист» |
Потребность в социальном признании, социально значимом действии Знание как средство установления отношений или оказания помощи |
5.«Карьерист» |
Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата Знание как средство социального роста, удовлетворения амбиций |
А значит, необходимо опираться на ведущие потребности данного ученика и сформированное к этому моменту ценностное отношение к знанию. То есть, его актуальный мотивационный тип.
Учет особенностей мотивации начинается с момента формулировки цели и проявляется на всех этапах работы проектирования будущего исследования и работы над ним. А именно:
- В формулировке для учащегося целей участия (выполнения) работы
- В определении предпочтительных предметных областей
- В определении типа проекта по содержанию и форме продукта
- В описании ведущей проблемы проекта /исследования
- В выборе предпочтительных форм презентации
- В определении типа проекта по числу участников и способа взаимодействия участников проекта между собой, а также роли данного ученика в групповом проекте (если выбран именно групповой)
- В постановке педагогом развивающих задач перед собой и самим учащимся в данной работе
О каждом этапе можно говорить подробно. Подробнее...
Для нас важно, что на информацию о ведущем типе мотивации педагог опирается не только на том или иной конкретном этапе работы над проектом с конкретным ребенком, процедуры выявления и обсуждения ведущей мотивации пронизывают собой всю систему работы образовательного учреждения в этом направлении.
А как это происходит на практике? Как эта теория встраивается в систему организации проектной и исследовательской деятельности в школе? Опишем опыт применения этой теории на практике через годичный цикл организации работы над проектами. Работа строится в логике творческого процесса познания от этапа мотивации до этапа презентации продукта, и от проведения этапа рефлексии к постановке новых целей и задач.
Схематично этот цикл можно представить так:
1. Мотивационный этап для педагогов.
Конечно, все начинается с педагогов. В августе, до начала занятий мы проводим обучающий семинар для педагогов, где знакомим с разработанными материалами:
методическими рекомендациями по работе с различными типами мотивации, анкетой для выявления типа мотивации, паспортом работы над проектом, вопросами для рефлексии своей деятельности, как учителями, так и учениками. Целью проведения встречи является понимание механизмов повышения мотивации к проектной деятельности с учетом специфики мотивационных типов личности, повышение грамотности в организации проектной деятельности. На семинаре педагоги на себе апробируют анкету, которую будут заполнять дети, на выявление принадлежности к тому или иному типу мотивации, учатся работать в группах по типу мотивации. Для более глубокого понимания теории типов мотивации учителя формулируют девиз, вопрос, фразу, отражающую сущность определенного типа. В процессе работы дают ответы на следующие вопросы:
- Повысит ли данный подход мотивацию у учащихся к проектной деятельности? Приведите аргументы.
- Повысит ли данный подход эффективность работы руководителя? Приведите аргументы.
- Сформулируйте свои предложения, дополнения и замечания к данным материалам.
- Сформулируйте проблемные вопросы, которые у Вас появились в результате знакомства с методическими материалами?
- Сформулируйте темы проектов по своим предметам соответственно своему типу мотивации.
Учителя знакомятся с циклограммой работы на год, листом рефлексии для учеников, анализируют общие требования к проектной деятельности. Им заранее даются вопросы, на которые нужно отвечать в процессе работы над проектом:
- Помогает ли в работе с учеником знание собственного мотивационного типа?
- Помогает ли знание мотивационного типа ребенка в работе над формулировкой темы, проблемы, гипотезы?
- Выдержали ли Вы сроки циклограммы?
- Опишите трудности в работе над проектом.
- Удовлетворены ли Вы результатом работы?
- Как использовали возможности работы над проектом при решении задач развития ученика?
Расскажем об апробации методики на ступени 5-6 классов. Начинаем с самого первого учебного дня. “День знаний”, организованный в форме проектной игры, превращается в “День открытий”. Ребята открывают для себя новые знания: о себе, о своих предпочтениях в организации по сути любой деятельности, проектной в частности.
2. Мотивационный этап для учащихся.
Заход на игру состоит в создании проблемной ситуации, в которой оказались пятеро подростков, встретивших потерпевший бедствие космический корабль внеземной цивилизации. На борту корабля в ожидании самоуничтожения, в силу сложившихся обстоятельств, оказалась богатейшая библиотека вселенского знания. Не будем раскрывать всех секретов, только перед нашими героями стояла непростая задача, как умудриться овладеть хотя бы частью этого знания для того, чтобы передать его людям, всего за несколько часов? И тогда приходит простая, но очень мудрая мысль.
Запоминается быстро и надолго то, что ты делаешь с интересом и увлечением. Начинается выяснение, а что кому интересно изучать, делать? Так впервые перед учениками 5-6 классов возникают пять мотивов личности к организации деятельности. После рассказа этой истории, показа красочных картинок, предлагается примерить выбор подростков на себя, “а как бы поступили вы?”, задаем мы вопрос пятым и шестым классам. Помощники, изображающие подростков из этой истории (ученики старших классов) разводят ребят по аудиториям, согласно выбранной позиции.
Дальше работа в группах организована следующим образом. Показываем презентации с представлением персонажей литературных произведений, известных мультфильмов, с характеристиками их поступков, особенностями характеров. Предлагаем школьникам подумать, а какой каждый из представленных персонажей сделал бы выбор, оказавшись на месте подростков. В игровой форме даем ответ на этот вопрос и выясняем, какой персонаж кому из участников ближе. Выбрав тот персонаж, который наиболее точно отвечает позиции группы, просим еще раз самоопределиться, может быть после более детального разбора позиций, кто-то поменял свое первоначальное мнение. Даем возможность перейти в другую группу. После небольшого изменения в составах групп, переходим к следующему этапу.
Группам предлагается решить проблему, работая над мини-проектом (формулировки для мини-проектов соответствуют выбранным типам мотивации). После защиты, подведения итогов по представленным критериям и участия каждого в качестве члена жюри, награждения победителей, ребята заполняют листы, в которых окончательно фиксируют выбранную позицию и прописывают свои предпочтения в выборе предметных областей при работе над проектом.
3. Организационный этап.
Через неделю предлагаем ребятам заполнить анкету для определения ведущего типа мотивации. Все полученные сведения после проектного дня и результаты анкетирования заносим в сводную таблицу и представляем полученный материал педагогам на традиционных психолого-педагогических консилиумах по постановке задач развития учащихся. На консилиумах эти таблицы дополняются рекомендациями данными учителями ученикам по выбору предметных областей и предложениями по назначению научных руководителей. Остается только разрезать таблицу по фамилиям и раздать детям. После ответов на возникшие у учеников вопросы, происходит процедура встречи школьников и их научных руководителей, определение количества проектов по школе, знакомство с общими требованиями к проектной деятельности на традиционной презентации открытия научной работы учеников школы, которая проходит в середине октября. Составляется расписание взаимодействия научного руководителя и ученика, в течение нескольких следующих встреч заполняется разработанный паспорт проекта. В паспорте прописаны все шаги по реализации проекта с учетом мотивационного типа.
Научный руководитель пользуется методическими рекомендациями, как для правильной постановки темы проекта, соответственно типу мотивации, так и для грамотного ведения проекта на всех этапах.
4. Акт творчества.
Акт творчества, сами понимаете, описать сложно. Каждая пара – научный руководитель и учащийся выстраивают его по- своему. Кому-то удобно общаться и советоваться дистанционно, кто-то предпочитает очные встречи. Скажем, что встречи проходят не реже двух раз в неделю. Паспорт проекта помогает придерживаться сроков и планомерно проходить все этапы проекта, учитывая особенности того или иного мотивационного типа.
5. Этап коррекции.
В середине декабря начинается следующий этап. Организуются собеседования с научными руководителями и их учениками для выявления проблем при работе над проектами. Встречи проходят в группах по типам мотивации, что позволяет педагогам оценить, насколько они грамотно выстроили работу с ребенком определенного типа мотивации, увидеть свои просчеты, обменяться опытом. Перед собеседованиями педагоги отвечают на вопросы, которые получили в начале года. Таким образом, целью собеседований является не только определение степени успешности работы над проектом, но и организация методической помощи педагогам для освоения теории мотивационных типов. Получив определенные рекомендации, работа участников проектной деятельности продолжается.
6. Этап презентации продукта.
Заполняя паспорт проекта, участники проектной деятельности определяют, в какой форме будет представляться результат. В методических материалах, которыми руководствуется педагог, прописаны рекомендации по выбору презентации продукта проекта для каждого мотивационного типа. Все участники представляют результаты своей деятельности на традиционной школьной конференции, которая проходит в конце февраля. Для того, чтобы наши ученики и педагоги могли увидеть различные образцы проектной деятельности, мы всегда приглашаем гостей: школьников из московских школ, ребят из других городов, других республик и других стран. По итогам конференции принимается решение об участии наших учеников в конкурсах различных уровней.
7. Этап рефлексии и выстраивание перспектив дальнейшей работы.
На наш взгляд, это один из самых важных этапов проектной деятельности, поэтому ему уделяется достаточно много внимания и времени. Нам важно оценить успешность не только конечного результата, но и степень удовлетворенности учеников и педагогов от процесса создания проекта. На этом этапе мы возвращаемся к вопросам, которые ставились перед учениками и учителями в начале года. Получаем и анализируем ответы на них. Анкетируем ребят и взрослых на выявление уровня удовлетворенности и определение степени самостоятельности. Проводим круглые столы по обмену мнениями об эффективности построения научно-исследовательской и проектной работы на основе мотивационных типов. Выясняем, есть ли у ребят желание продолжить подобную деятельность. Обсуждение всех полученных материалов продолжается на итоговых психолого-педагогических консилиумах в конце учебного года при постановке задач развития учащихся на следующий учебный год.
Построение системы исследовательской и проектной работы учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников позволяет сделать этот вид деятельности действительно личностно-ориентированным. Попробуйте и убедитесь в этом сами.
- Прочитать статью в PDF [ 432.37 КБ ]