Бунт учителей: что стоит за протестами московских преподавателей
|
Работники московской школы-интерната «Интеллектуал» в понедельник обратились в мэрию Москвы с петицией против реогранизации учебных заведений. Об этом РБК сообщил учитель «Интеллектуала» Алексей Макаров. Под обращением на имя мэра Москвы Сергея Собянина подписалось более тысячи человек, среди которых учителя, родители школьников и просто сочувствующие, рассказал Макаров.
Петиция содержит 11 требований резолюции митинга в поддержку школы, прошедшего в субботу. По данным организаторов, в нем приняли участие до 1,5 тыс. человек. Помимо приостановки реорганизации столичных школ авторы петиции требуют законодательно закрепить равное подушевое финансирование для всех школ города и его ежегодную индексацию.
Ситуация вокруг слияния школы «Интеллектуал» с гимназией №1588 обострилась в конце сентября. Тогда стало известно, что руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина подписал распоряжение о слиянии по заявке исполняющего обязанности директора «Интеллектуала» Юрия Тихорского. Макаров и его коллега Всеволод Луховицкий утверждают, что директора вынудили подать заявку под угрозой увольнения, в день ее отправки прошло заседание управляющего совета школы, выступившего против слияния.
Тихорский считает объединение необходимым из финансовых соображений. Комментировать письмо общественности и своих сотрудников в разговоре с РБК он отказался.
При подписании указа о слиянии школы с гимназией не было нарушения процедуры, заявил РБК замруководителя столичного департамента образования Александр Гаврилов. По его словам, в постановлении правительства Москвы «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы», прописывающем порядок реорганизации в том числе школ, не указана необходимость согласия управляющего совета школы.
Объединение во имя роста зарплат
Процесс объединения школ в единые образовательные холдинги по всей стране начался с подписания президентом Владимиром Путиным в конце 2012 года закона «Об образовании в Российской Федерации». Заработавший с 1 сентября следующего года закон закрепил принцип нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, из-за чего неудокомлектованные учениками школы стали получать значительно меньшее финансирование.
Новые положения коснулись и особых школ (например, для детей-инвалидов) – с 1 сентября 2014 года их финансирование осуществляется в общем порядке, за тем исключением, что выделяемые на каждого отдельного ученика средства индексируются в зависимости от степени тяжести его диагноза.
Одновременно законом была закреплена норма, обязывающая региональные власти повысить зарплаты учителям до уровня не меньше среднего по региону. Добиться этого предписал президент Владимир Путин в одном из майских указов.
По данным Минобрнауки РФ, среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования в первом полугодии 2014 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,45% и составила 31,5 тыс. руб. В Москве этот рост составил всего 2,69%, а столичные учителя в первом полугодии 2014 года получали в 1,8 раза больше, чем в среднем по стране (58,8 тыс. руб.). При этом Москва оказалась одним из четырех регионов, где заложенный показатель превышения учительской зарплаты над средней по региону не был достигнут, он составил 98,5%. Однако в конце августа Собянин объявил, что средняя учительская зарплата все-таки приблизилась к 70 тыс. руб., преодолев заданный порог.
«Указы подстегивают всех к слиянию», – говорит РБК ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития НИУ ВШЭ Марина Пинская. Но она не преувеличивает их значение: процесс сокращения количества школ идет уже полтора десятилетия.
Нормативно-подушное финансирование поставило под угрозу большинство малокомплектных школ в стране. В большинстве регионов это сельские образовательные учреждения, чье количество, по данным Росстата, с 2000 года и так сократилось почти вдвое, с 45,4 до 26,4 тыс. В столице сокращение финансирования стало угрожать коррекционным школам и тем учреждениям, где используют новаторские методики, в том числе и «Интеллектуалу», четыре года входящему в топ-20 рейтинга школ Москвы.
Рекомендации ОЭСР указывают, что ученики из неблагополучных семей лучше учатся в небольших школах, которые «могут отслеживать индивидуальные траектории детей, дают им ту поддержку, не предоставляемую семьями», констатирует Пинская.
Инициатива снизу
В столице с малокомплектностью школ под лозунгами «выравнивания образовательных возможностей» борются уже три года. В марте 2011 года правительство Москвы своим постановлением «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» дало старт объединению школ. Участие в этом «пилоте» было добровольным, но школы стали получать не 63 тыс. руб. на ученика, а от 85 до 123 тыс. в зависимости от класса.
В августе 2012 года Калина объявил, что надо «отвыкать от того, чтобы оценивать систему образования в зависимости от количества номеров» школ. Сокращение образовательных единиц, по его данным на тот момент, позволило сократить на 37% административно-управленческий аппарат и увеличить зарплату учителей на 41%. Объединение школ дает ученикам возможность получать все образовательные услуги в одном месте, объяснял в декабре прошлого года Калина.
Всего, по августовским данным правительства Москвы, департаментом образования были получены инициативы 4923 образовательных организаций по созданию 1403 многопрофильных школ. Департамент поддержал заявки 4092 учреждений, на базе которых должны быть созданы 1175 образовательных комплексов.
Не вошедшие в программу малокомплектные школы, в том числе «Интеллектуал», в итоге пострадали финансово. Надбавки за особый статус были для них, как и по всей стране, отменены. «Директор был вынужден подать заявку на слияние, он хочет спасти школу. Если мы не сливаемся, у нас останется финансирование в 63 тыс. руб. на ребенка, что почти в 4,5 раза меньше, чем было», – заявил РБК Макаров. Ранее Тихорский называл сумму, выделяемую «Интеллектуалу» на ученика в год, в 278 тыс. руб.
Гаврилов настаивает, что слияние школ – это «инициатива снизу», и никакого плана по объединению нет. Бюджет школ, по его словам, не уменьшается, и город не экономит средства в результате объединения: бюджет объединяемых школ суммируется. «Параллельно мы проводили пилотный проект по развитию общего образования в Москве, он подразумевает возможность увеличения подушевого финансирования школы, в нем участвует большинство московских школ. «Интеллектуал» заявку на участие в нем не подавал», – заявил чиновник РБК.
Желающим в дальнейшем присоединиться к какому-либо из комплексов, в конце августа советовал Калина, придется доказывать целесообразность и эффективность этого шага, «у них было достаточно времени» [цитата по агентству «Москва»].
Казус «Интеллектуала»