Феноменология эмоционального развития современных дошкольников
|
Сочетание индивидуальных особенностей, характеризующее уникальность и неповторимость психического развития человека, во многом определяет характер и содержание этого развития, стиль жизни и общения, представления людей о мире и о себе. Индивидуальные варианты развития детей соотносятся и с индивидуализацией их эмоциональной сферы.
Для расширения представлений о факторах и механизмах эмоционального развития мы исследовали эмотивность как индивидуальную характеристику, имеющую в своей структуре экспрессивный (выразительный) и импрессивный (переживательный) компоненты.
Понятия «эмоциональность» и «эмотивность»
В теоретических источниках понятия «эмоциональность» и «эмотивность» употребляются преимущественно в одном значении – как обобщенные характеристики эмоциональной сферы человека в ее индивидуальных проявлениях [Изотова, Никифорова, 2004]. Различия обозначаются при определении их природы и структурных компонентов. Так, структура эмоциональности большинством исследователей определяется содержанием, качеством и динамикой эмоциональных переживаний [Небылицин, 1982; Ольшанникова, 1978], а структурными компонентами эмотивности являются порог эмоциональных реакций и их форма выражения [Саttеll, Sсhеiеr, 1961; Макдауголл, 1993].
В отечественной психологии эмоциональность традиционно рассматривается как одна из составляющих темперамента, которая характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных явлений [Небылицин, 1982].
Данные различия обосновываются индивидуальным соотношением эмоциональных свойств человека: эмоциональной возбудимости (впечатлительности по В.Д.Небылицыну [Небылицын, 1982]); эмоциональной ригидности – лабильности (переключаемости по А.Ф.Лазурскому [Лазурский, 1995]); эмоциональной устойчивости по Л.М.Аболину [Аболин, 1987] и неустойчивости [Фресс, 1975; Cattell, 1961]. Динамическая сторона индивидуальных проявлений эмоциональности была обозначена Б.М.Тепловым и В.С.Мерлином как быстрота и сила возникновения эмоциональных реакций [Теплов, 1946; Мерлин, 1973].
А.Е.Ольшанникова расширила и экспериментально обосновала структуру эмоциональности, представленную ее содержательными, качественными и динамическими свойствами [Ольшанникова, 1974, 1978].
Содержательные аспекты эмоциональности, с точки зрения автора,отражают явления и ситуации, особо значимые для человека. Это позволяет нам вплотную подойти к понятию эмоциогенной ситуации и рассматривать различные антецеденты (предметы, человека, ситуации) в качестве либо универсального, либо индивидуального эмоционального стимула.
Качественные свойства выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. Здесь мы видим пересечение с понятием эмоциональной черты, предложенное Р.Кеттелом, что позволяет нам предположить наличие модальностных порогов, величина которых зависит не только от реактивности нервной системы индивида, но и от эмоционального опыта субъекта переживаний.
К динамическим свойствам А.Е.Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Только в этом ракурсе мы получаем возможность характеризовать внешнюю сторону эмоционального процесса и перейти к экспрессивности как к выразительному компоненту переживания.
Таким образом, эмоциональностькак обобщенную характеристику индивидуализации эмоциональной сферы необходимо соотносить со свойствами темперамента, эмоциональным стилем (доминирующими эмоциональными чертами), а также с непосредственным эмоциональным опытом, фиксированным в эмоциональных представлениях человека.
В современных зарубежных исследованиях большее отражение находит понятие эмотивности как наиболее независимой и обьективной характеристики эмоциональной сферы. Термин эмотивности ввел Р.Б.Кеттел, описывая две формы феномена эмоций (состояния и черты), дифференцируя их по продолжительности и интенсивности эмоционального переживания [Cattell, 1961]. С его точки зрения, эмотивность – устойчивая эмоциональная характеристика индивида, природа которой лежит в пространстве личности, ее индивидуальных проявлениях.
По результатам современных экспериментальных исследований эмотивность(порог и форма эмоциональных реакций) определяет индивидуальное соотношение и проявление экспрессивного (выразительного) и импрессивного (переживательного) компонентов эмоций.
Так, дети с открытой формой выражения эмоций отличаются динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды или неудовольствия. Дети с закрытой формой эмоций – сдержанны в движениях и общении, спокойны, даже эмоционально холодны. У них наблюдается снижение эмоциональной чувствительности к позитивным эмоциогенным ситуациям (игра, соревнования) при ослаблении мимической активности, в некоторых случаях – до гипомимии. Дети с высоким порогом эмоций реагируют на негативный раздражитель только при длительности его воздействия, в то время как высокоэмотивные дети, с низким порогом, раздражаются, пугаются и расстраиваются по незначительному поводу и отличаются ярко выраженной мимической активностью [Изотова, Никифорова, 2004].
Необходимо отметить факт взаимосвязи эмотивности и образного содержания эмоциональных представлений ребенка. Так, высокоэмотивные дети характеризуются низкой степенью обобщенности и дифференцированности представлений об эмоциях, что объясняется доминированием их аффективной составляющей над когнитивной. То есть ребенок, чаще и глубже чувствующий (переживающий), имеет отдельные, разрозненные знания об эмоциональной сфере человека, и его эмоциональный опыт скорее мешает систематизации данных знаний, хотя, безусловно, углубляет их [Изотова, 1994].
Приведенные выше эмпирические данные отражают возрастную динамику эмоционального развития детей. В раннем возрасте эмоциональная лабильность и отсутствие эмоциональной устойчивости способствуют высокому эмоциональному реагированию. Социальная направленность эмоциональных реакций определяет открытую форму их выражения. Эмоции как сигнал благополучия и неблагополучия ребенка предназначаются взрослому, а значит должны быть им замечены.
В ходе дальнейшего развития (дошкольный и школьный возраст) социальные требования стимулируют снижение эмоциональной экспрессивности, независимо от степени эмотивности ребенка.
Существуют данные, подтверждающие зависимость формирования у ребенка формы эмоционального реагирования (открытой и закрытой) от конкретного содержания социальной ситуации его развития. Так, модель экспрессивного поведения значимых взрослых, национально-культурные особенности выражения эмоциональных состояний могут модифицировать величину порога и форму реагирования как основных характеристик эмотивности ребенка.
В контексте нашего исследования эмоциональная возбудимость наряду с эмоциональной отзывчивостью определяют порог эмоционального реагирования, понятие, введенное К.Л.Изардом для обозначения индивидуальной чувствительности к эмоциогенным ситуациям, скорости и силы возникновения эмоций [Изард,1980]. Специфика эмоциональных реакций обозначается нами как форма эмоционального реагирования (совокупность экспрессивных проявлений в определенной эмоциогенной ситуации).
Эмпирическое исследование эмотивности
Цель исследования: категоризация эмоциогенных стимулов, значимых для данной возрастной группы; дифференциация направленности и интенсивности эмоциональных реакций детей; констатация индивидуальных особенностей эмоционального реагирования.
Проводилось наблюдение по авторской схеме [Изотова, Фахрутдинова, 2013] за эмоциональными реакциями детей в соответствии с группами антецедентов различной степени значимости, направленности эмоциональных реакций, а также степени интенсивности их экспрессивных проявлений.
МетодыВыборка
В исследовании принимали участие 96 детей, воспитанников государственного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» N 136 Юго-Западного административного округа Москвы. Из них 46 детей из старшей группы (возраст от 5,4 до 6,0 лет) – 24 девочки и 22 мальчика; 50 детей из подготовительной к школе группы (возраст от 6,1 до 7,3 лет) – 30 девочек и 20 мальчиков.
тодика исследования
Для изучения порога и формы эмоциональных реакций как структурных единиц эмотивности мы использовали метод наблюдения, критериальная схема которого была нами разработана и апробирована на подготовительном этапе исследования (см. табл. А Приложения).
Наблюдение выражения эмоциональных состояний осуществлялось в соответствии с пятью группами экспрессивных средств:мимические средства, включающие активизацию одного или двух мимических паттернов (верхнего, нижнего); пантомимические средства, включающие различные позы и их совокупность; звуковые (отдельные звуки, смех, плач) и речевые средства(интонационные, темповые, лексические); двигательные реакции (психомоторные средства), включающие поведенческие действия – подпрыгивание, обнимание, поглаживание, закрывание лица руками и пр.; вегетативные реакции с ярко выраженными внешними проявлениями (покраснение кожи, изменение частоты дыхания и сердцебиения, слезоотделение, активизация потоотделения и пр.).
В качестве антецедентов мы использовали значимые для детей дошкольного возраста эмоциогенные ситуации, большинство которых являются естественными и дублируются практически ежедневно (режимные моменты, расставание / встреча с родителями, взаимодействие со сверстниками и педагогами). Только одна группа ситуаций нами была спровоцирована – группа «сюрпризные моменты», хотя методика проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) позволяет решить и эту организационную задачу (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация групп эмоциогенных ситуаций, значимых (эмоционально чувствительных) для детей старшего дошкольного возраста
Эмоциогенные ситуации, инициирующие эмоциональные проявления | |
1. Сверстники | 1.1. Сверстник ударился, упал, получил травму |
1.2. Победа в соревнованиях | |
1.3. Проигрыш в соревнованиях | |
1.4. Конфликт из-за игрушки | |
1.5. Приняли в игру | |
1.6. Не приняли в игру | |
2. Педагоги | 2.1. Игнорирование педагогом конфликта, проблем и просьб ребенка |
2.2. Похвала, поощрения за достижение | |
2.3. Наказание, отрицательная оценка достижения | |
3. Члены семьи | 3.1. Прощание с родителями утром |
3.2. Встреча с родителями вечером | |
4. Режимные моменты | 4.1. Прием пищи |
4.2. Сборы на прогулку (одевание) | |
4.3. Подготовка к дневному сну | |
5. Сюрпризные моменты | 5.1. Появление новой игрушки, игрового оборудования в группе |
5.2. Получение незаявленного приза за достижение | |
5.3. Появление нового человека в группе (сверстника и взрослого) |
Отдельные эмоциональные проявления в одной из областей, паттернов, реакций каждой из групп выразительных средств оценивались нами в 1 балл. Совокупные проявления экспрессии, как то активизация всех мимических паттернов, поведенческие комплексы, задействование речи и интонационных характеристик и пр. оценивалось в 2 балла.
Таким образом, высокая интенсивность эмоциональных проявлений (экспрессивность) оценивалась в 7–10 баллов, средняя – в 4–6 баллов, низкая – в 1–3 балла, набранным по всем представленным группам средств. При этом нами обозначалась ведущая группа выразительных средств как для определенного антецедента, так и в среднем значении по всем эмоциональным реакциям во всех эмоциогенных ситуациях.
Закрытая форма эмоционального реагирования, то есть минимальные или отсутствующие проявления эмоций, фиксировались нами при значениях от 1 до 3 баллов (низкая экспрессивность). Открытая форма эмоционального реагирования, то есть очевидные и выраженные эмоциональные проявления, обозначались нами при значениях от 4 до 10 баллов (средняя и высокая экспрессивность).
Результаты и обсуждение
Согласно полученным данным, ведущим средством выражения эмоций является мимика, то есть активизация одного или обоих мимических паттернов (верхний, нижний). Близкие результаты получены по группе вербальных средств (речевых и интонационных), затем с небольшим отрывом – двигательных. Маловостребованной в реагировании оказалась группа пантомимических средств как самая статичная форма выражения эмоций (см. табл. 2).
Таблица 2
Представленность групп выразительных средств в эмоциональном реагировании (средний балл по выборке при max = 10)
Группа средств | Средний балл |
мимических | 9,5 |
пантомимических | 5,9 |
вербальных | 8,0 |
двигательных | 7,6 |
вегетативных | 6,1
|