Влияние семейных отношений на выбор профиля обучения старшими подростками

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации, профессионального выбора подростка на стадии профильного обучения в средней школе. В ней рассматриваются условия и факторы данного выбора и его мотивация. В статье эмпирически подтверждено влияние семейных взаимоотношений на обоснование выбора подростком профиля обучения, а также даны характерологические описания разнопрофильных подвыборок.
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает.

В процессе профессиональной ориентации профессиональное самоопределение личности подростка проходит через ряд взаимосвязанных этапов. Ранняя профориентация состоит в подготовке личности к трудовым усилиям, в формировании общественных мотивов труда, потребности приносить пользу другим, способности направлять свои силы на достижение поставленных целей. При этом знания, сведения учащихся о мире труда и профессий расширяются, становятся более глубокими, зрелыми, отношение к труду – более ответственным, начинает проявляться интерес к конкретным видам труда, и, прежде всего к тем, которые можно встретить в ближайшем окружении, преимущественно членов семьи подростка.

В психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутрисемейным отношениям. Это направление объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики связывают, прежде всего, с изменением объекта: от членов семьи – к несемейным отношениям.

Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.

Исходя из задач развития, Э.Эриксон выделяет в жизни человека восемь стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными. Согласно его точки зрения, подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла, задачей которого являются достижения личностного самоопределения [Эриксон, 1996]. Но из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л.С.Выготским обозначается как «социальная ситуация развития». Связь в системе «взрослый – ребенок» имеет конкретный исторический характер и зависит от системы ценностей, принятых в той или иной социальной общности.

При анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой отечественные психологи исходят из того, что непосредственно условия жизни не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением. Специфичные для возрастного этапа отношения внутренних процессов и внешних его условий определяет качественно новые психические образования. Именно это сочетания составляют социальную ситуацию развития.

В нашей работе мы попытались обозначить факторы, влияющие на раннюю профессиональную ориентацию подростка. Среди них мы выделили семейные отношения (детско-родительские, сиблинговые, отношения с прародителями), отражающие особенности социальной ситуации конкретного подростка, а также осознанность его мотивации перехода к профильному обучению как предпосылок его дальнейшей профессионализации.

Существующие представления о потребностях можно рассмотреть, опираясь на типы детерминации поведения человека, предложенные B.C.Мерлиным. Он выделяет два типа детерминации: каузальную и телеологическую. С точки зрения Л.Я.Дорфмана, при телеологической детерминации человек выступает в качестве относительно автономной по отношению к миру системы, свободной от жесткой детерминации законами природы и общества, подчиняющейся внутренней логике своего существования и развития, осуществляющей выбор и соответствующим образом трансформирующей окружающий мир. Поведение человека при телеологической детерминации организуется в соответствии с поставленной им целью. Каузальная детерминация заключается в причинной обусловленности поведения человека. При каузальной детерминации человек действует вследствие чего-либо (нужды, наличия напряжения), при телеологической детерминации его поведение осуществляется ради чего-либо. Таким образом, в первом случае поведение строится, исходя из прошлого, во втором – из будущего [Дорфман, 1993].

Эти типы детерминации поведения соответствуют двум существующим в психологии моделям мотивации: гомеостатической и активационной. Согласно гомеостатической модели поведение человека детерминируется стремлением к восстановлению нарушенного равновесия, снятию напряжения, поскольку нормальным состоянием психики считается пассивное состояние удовлетворенности [Асеев, 1976]. А.Маслоу обозначил этот вид мотивации как дефицитарную мотивацию, нацеленную на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Активационная мотивация, или мотивация роста в терминах А.Маслоу, предполагает не удовлетворение дефицитарных состояний, а увеличение напряжения. С позиций активационной модели человек рассматривается как субъект, который сам отвечает за выбор целей, объектов, способов, средств, ценностей, вида деятельности, которая предстает как самоорганизуемая, самосозидающая и самопобуждающая акция. В нашем исследовании мы опираемся на активационную модель мотивации.

В определении мотивов существуют различные точки зрения. Большинством авторов они рассматриваются как возникающие, формирующиеся и развивающиеся на основе потребностей. Понимание мотива как побуждения является наиболее общим представлением о сущности мотива. Однако большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку [Рубинштейн, 1989; Ковалев, Дружинин, 1982; Вилюнас, 1990].

Мотив как объяснение причин действия, основание поступка рассматривался В.Н.Мясищевым, Д.Н.Узнадзе, Д.А.Кикнадзе, И.В.Имедадзе, К.Обуховским, X.Хекхаузеном. При этом Д.Н.Узнадзе разделяет импульсивные действия, осуществляемые под влиянием актуальной потребности, и волевые, выполняемые в соответствии с системой потребностей человека и предваряющиеся принятием решения. Понятие мотива применяется им лишь в отношении волевого акта и определяется как обоснование действия, связанное с осознанием его ценности для личности [Узнадзе, 1966]. Так, И.В.Имедадзе определяет мотив как субъективную ценность конкретного поведения. Он считает, что адекватной для мотива является функция оправдания и обоснования поведения, что на уровне специфически человеческой деятельности выражается в детерминации процесса принятия решения. Согласно его точки зрения, мотив непосредственно соответствует конкретному поведению, отображая его индивидуальные характеристики, включая неповторимость ситуации, особенности связанных с ним потребностей и возможности их удовлетворения [Имедадзе, 1987].

В подростковом возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются, прежде всего, мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно к мотивационной сфере, как считала Л.И.Божович, относится главное новообразование переходного возраста.

К концу этого периода возрастного развития возникает еще одно новообразование, которое Л.И.Божович называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [Божович, 1995].

Отсюда, целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи между особенностями семейных отношений и выбора профиля обучения и его обоснования старшими подростками.

Исследование проводилось на базе школы № 1241 ЦАО г. Москвы. В исследовании принимали участие учащиеся 11-х классов (78 человек), имеющих различный профиль обучения: лингвистический, технический, информационные технологии.

На первом этапе исследования мы констатировали связь между образованием, профессией родителей и выбором подростком профиля обучения посредством специально разработанной анкеты с серией открытых и закрытых вопросов. Кроме того, с помощью анкеты мы выявляли наличие семейной преемственности (династийности) в выборе направления обучения и связана ли она с удовлетворенностью родителями содержанием профессиональной деятельности в настоящий момент.

В процессе анализа эмпирических данных, полученных в результате анкетирования подростков особое внимание мы обращали на обоснование причины выбора подростками того или иного профиля обучения (рис. 1). Нами было выявлено, что на мнение родителей при выборе профиля обучения в большей степени опирались учащиеся по лингвистическому профилю (37,5%), чем учащиеся по другим профилям. Актуальность профиля влияла на выбор в большей степени у учащихся по техническому профилю (55,6%), а собственным мнением руководствовались подростки, учащиеся по профилю «информационные технологии» (71,4%).