Методическое сопровождение педагогов при модернизации образования
|
Последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально-психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребёнка – это идеальный результат любой социально-психолого-педагогической службы. Педагоги призваны дать школьнику всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и культуру мышления.
Профессионально значимыми характеристиками современного учителя в условиях модернизации образования являются: психолого-педагогическая культура педагога, знание и учёт возрастных особенностей учащихся, владение различными педагогическими технологиями, знание нормативно-правовой базы, знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.
Качественно новый уровень методического сопровождения профессионального развития педагога достигается путем тесной интеграции в работе муниципальной методической службы города как центра трансформации педагогических технологий с ее подразделениями (городскими методическими объединениями, педагогическими мастерскими, проблемными группами) и тесным сотрудничеством с другими службами образовательных учреждений (учебной, воспитательной, психологической, социальной).
Цель методической работы - формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства. Реализация цели достигается за счёт координации деятельности всех уровней методической работы как целостной, основанной на достижениях науки и педагогического опыта системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие профессионализма педагогов.
Для реализации этой цели в городе Кирово-Чепецке был разработан сетевой проект «Разработка программы коррекционной работы образовательного учреждения в условиях малого города».
Сотрудничество специалистов строится на основе комплексного подхода к проблемам школьника, единства диагностики и коррекции, преемственности в работе педагогов. Выдвигается задача совершенствования системы образования в городе. Повышение профессиональной компетентности педагогов необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед специалистом, правильно интерпретировать рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии.
В методической работе по повышению профессионализма педагогов широко используются семинары, на которых освещаются методические темы и опыт работы учреждений образования. Актуальными для нас являются Дни педагогического мастерства, Дни открытых дверей дошкольных учреждений города, семинары в школах по вопросам преемственности для педагогов ДОУ в первом полугодии учебного года, семинары по взаимодействию основного и дополнительного образования, системы образования и социальной сферы во втором полугодии учебного года. На семинарах раскрывается творчество педагогов, их рационализаторский, неформальный подход к делу. Активность, инициатива, творчество педагога – не только необходимое условие его развития как мастера, но и условие успешного решения практических задач по воспитанию подрастающего поколения, развития теории и методики воспитания.
Активной формой при реализации муниципальной методической помощи по повышению профессионализма педагогов являются временные творческие группы, организованные по актуальным проблемам педагогической теории и практики. Они позволяют педагогам, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в её решении на уровне города. Например, городская проектная мастерская «Декада дефектолога» даёт возможность объединяться учителям-дефектологам дошкольных учреждений и учителям специальных (коррекционных) классов. В ходе работы группы представлены программы и проекты педагогов – новаторов, что способствует усвоению актуального педагогического опыта. Преимущество такой формы методической работы заключается в том, что группы сформированы с учётом пожеланий учителей. Во-первых, в состав группы входят педагоги из разных образовательных учреждений, но их объединяют общие профессиональные интересы. Во-вторых, их деятельность направлена на решение методических проблем, конкретных затруднений, наиболее часто встречающихся в практике учителя и в тоже время актуальных для современной школы. В каждой группе есть молодые и опытные учителя, что способствует передаче опыта. Члены группы заинтересованы в работе и активны. Программа и план работы мастерской были составлены сообща и в заключение работы этого года определены тема и план обсуждения на следующий год. Продуктом деятельности группы становится обобщение наработанного материала в виде сборников. Любой учитель может воспользоваться в библиотеке МКУ «Методический кабинет» накопленным материалом.
Интересной формой работы являются «круглые столы» с педагогами, в ходе которых происходит обмен информацией между участниками обсуждения и предлагаются рекомендации по организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Педагоги, в свою очередь, делятся своими наблюдениями, полученными в ходе непосредственного взаимодействия с учениками. По результатам «круглого стола» выделяются психолого-педагогические проблемы образовательного процесса. В связи с этим педагогами и специалистами планируется дальнейшая совместная работа по разрешению выявленных трудностей.
Практика коррекционной работы всех специалистов в рамках сопровождения не определяется простым суммированием действий специалистов, а подчиняется определенной схеме и последовательности, что позволяет эффективно реализовывать принцип развивающе-коррекционной работы «в нужное время и в нужном месте», согласовывая индивидуальные действия разных специалистов в отношении одного и того же ребенка. Эта комплексная помощь имеет огромные перспективы для развития и внедрения инноваций в процесс сопровождения развития каждого ребёнка. Развивающая работа осуществляется в режиме индивидуальных и групповых занятий.
Методическая работа с педагогами в данном направлении позволяет современному учителю повысить эффективность работы с детьми, имеющими трудности в обучении, и помочь детям выбрать траекторию дальнейшего маршрута обучения.