Возможности различных видов искусств в исследовании и преодолении психотравм больного ребенка

Тип: статья
Ключевые слова:  детская психология 
Версия для печати
Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года

В настоящее время все большую актуальность приобретает психосоматический подход в определении причин возникновения и течения заболеваний у детей. Постоянно возникающие стрессовые и психотравмирующие обстоятельства и требования, предъявляемые социальной, а нередко и семейной средой, ослабляют иммунитет ребенка, способствуют снижению резистентных сил организма, и, как следствие, приводят к возникновению заболеваний. С другой стороны, соматические заболевания, наблюдение за изменениями, происходящими с телом в процессе длительного лечения и пребывания в клинике, ряд болезненных медицинских процедур меняют личность больного ребенка, детерминируя изменения в психической сфере.

Ребёнок, находящийся в клинике или в социальной изоляции, испытывает трудности в общении с другими людьми (замкнутость, стеснительность или, наоборот, агрессивность, зависть). Возникает вопрос: если ребёнок понимает тяжесть своей болезни, чувствует ли он себя несчастным?

Как правило, у таких детей низкая самооценка (неуверенность, боязливость, склонность к отрицательным переживаниям). У ребёнка до болезни существовали свои дела, свои увлечения и потребность в развитии. В процессе болезни имеют место страхи, ревность и агрессия к здоровым детям (сиблингам). Причинами капризности, эмоциональной неуравновешенности может стать гормональная возбудимость, утомляемость, нарушение интеллекта, чувство «взрослости» от постоянного общения со взрослыми людьми, пережитый опыт. Эмпатия, терпимость и искренность – важный ресурс специалиста, работающего с этой категорией детей в период болезни.

В условиях лечебно-профилатического учреждения особое внимание обращается на построения взаимоотношений родителей, педиатра, среднего медицинского персонала с детьми, пострадавшими от психотравмирующих ситуаций. Очевидно, что специалистам социономических профессий необходимо осваивать разнообразные высокоэффективные методы и инновационные технологии диагностики и экспресс-коррекции психоэмоциональных переживаний. В данном контексте ресурсы творческой деятельности издавна вызывают научно-практический интерес [1].

В исследованиях представителей гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), подчеркивается необходимость, начиная с самого раннего возраста, предоставлять определенную свободу и независимость для творческой самоактуализации личности [2]. В противном случае, следствием жесткой регламентации является отсутствие творчества. Проблема развития творческих способностей у больных детей дошкольного возраста, находит свое воплощение в ряде современных гуманистически-ориентированных теорий и практик обучения и воспитания детей (М.Грин, Дж. Холт, Дж.Неллер, А.Колбс).

По словам Н. Роджерс, многое в нашем творчестве привносится из бессознательного, из наших переживаний и интуиции. «Бессознательное - глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка». Вместе с тем переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия искусством [2].

Находясь в трудной, стрессовой ситуации, ребенок, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги. Как правило, данный процесс не контролируется сознанием - это так называемые свободные рисунки, «почеркушки» которые являются неосознанваемым способом вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

Известно, что травматичный опыт запечатлевается в образной форме. Поэтому именно процесс художественного творчества является эффективным средством его преодоления: акт художественного творчества сопровождается зачастую очень сильными чувствами и ведет к катарсису (В. Эпплтон, 2001; Г. Хульбут, 2002).

Преимущество занятий рисованием, моделирование конфликта художественными средствами поможет актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу. Это, в конечном итоге, облегчит эмоциональную боль, позволит если не разрешить, то, по крайней мере, взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение. Доказано также, что раскрытие символических значений содействует восстановлению психического равновесия и гармонизации эмоционально-чувственной сферы личности.

Больной ребёнок, переживший всякого рода психотравмирующие ситуации, отражает на бумаге собственное видение жизненных коллизий сообразно своей индивидуальности, ассоциативным связям, прошлому опыту, установкам, убеждениям. Осознание и изменение отношения к актуальным и прошедшим событиям, принятие ответственности за собственную жизнь побуждает к поиску «ресурсного образа» - своеобразного маркера прогресса в терапевтической работе.

В. Франк подчеркивал, что не дает своим пациентам готовых решений, а пытается инициировать процесс нахождения каждым из них своего смысла, отвечая на требование своей бессознательной духовности [3].

Основополагающим для решения проблемы преодоления последствий психотравм являются, фундаментальные исследования Л.С.Выготского, А.А.Катаевой, В.И.Лубовского, Е.С.Слепович и других свидетельствующих, что для развития компенсаторных механизмов, помогающих ребенку преодолеть их последствия, необходимо организовать продуктивную творческую деятельность. Рассматривая последствия психотравмирующих ситуаций, пережитых ребёнком, также учитывалось, что сенситивным периодом для развития творчества, в течение которого данная деятельность проявляется особенно интенсивно, если ей способствует среда, являются первые пять лет жизни ребенка.

На основании вышеизложенного, в рамках нашего исследования ведущим направлением психолого- педагогической работы с больными детьми было вовлечение их в процесс художественного творчества, включающего не только рисование, лепку, аппликацию, но и ознакомление дошкольников с произведениями искусства, сочинение сказок. Использование свободного сочетания всех этих видов художественного творчества, способствовало «проживанию» травмирующей ситуации, помогающей ребенку выразить свои переживания, чувства, настроение, а также позволяющей моделировать ситуацию, в которой ребенок учился строить свою деятельность и отношения, соотнося их с имеющимися условиями, своими интересами и интересами других людей. Иллюстрацией, вышесказанного, может служить пример из эксперимента:

Изображая два домика один - черным цветом, другой красным цветом, девочка трех лет, родители которой часто использовали физические наказания, сочетая их с вербальной агрессией, сочинила сказку. Сказочными героями, которые жили в нарисованных ею цветных домиках, была дочка, бабушка, мама и папа. Дочка жила с бабушкой в «красном» домике, а мама и папа жили в «черном» домике. Рядом с «красным домиком девочка попросила психолога нарисовать цветы, а у «черного» домика она нарисовала забор, что свидетельствовало о переживаниях ребенка в семье. На вопрос психолога: «А как дочка будет встречаться с мамой и папой?», - девочка ответила, что «дочке хорошо с бабушкой, ведь она добрая», а если дочка соскучиться, то может быть, они с бабушкой, пойдут в « черный домик» в гости. Приняв, свое решение, девочка нарисовала дорожку, от одного домика к другому, а над «черным» домиком черную тучу, которая, как объяснила девочка, «все равно мешает бабушке и дочке идти к маме и папе». «Коммуникативное рисование» в ходе, которого дошкольники хотят объяснить происходящее, найти ему оправдание, выполняет не только диагностическую функцию, но и является реабилитационным средством преодоления последствий психотравм.

Принимая, во внимание тот факт, что особенностью изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, как отмечает Н.П.Сакулина, является то, что «ребенок изображает не то, что видит, а то, что знает об этом явлении или предмете» (1976.) нами было отмечены следующие особенности детских работ.

Рисунки больных детей отличались тёмным фоном изображаемых событий, отрывистыми линиями, не продуманностью, случайностью композиционного решения. В изображении «травмирующего» объекта или предмета, ребенок нарушал их размер, соотношения по величине. Признаками, перенесенной ребенком травмы, являлось отсутствие творческого стремления к раскрытию замысла изображения, а также безразличие к оценке собственного изображения, фрагментарность восприятия, и как следствие, искаженное изображение «картины мира».

Психолого-педагогическая работа с больными детьми дошкольного возраста по преодолению последствий болезни психотравмирующих ситуаций включало следующие этапы:

  • Организация продуктивной совместной деятельности взрослого с ребенком. Это может быть рисование, лепка, аппликация, конструирование, все зависит от самостоятельного выбора ребенком того или иного изобразительного материала.

Взрослый, на данном этапе взаимодействия с ребенком, предоставляет ему возможность выразить свое отношение к окружающему, через «свободный» рисунок по замыслу, на свободную тему. В ситуации отказа ребенка от занятия, взрослый предлагает ему свою помощь в изображении. При этом педагог просит ребенка сказать, что он хочет изобразить, назвать тему рисования. Выполненный взрослым рисунок, сюжет которого рассказывается ребенком, дополняется им прорисовкой деталей, некоторых фрагментов, которые актуализируют степень травмирующей ситуации для ребенка.

Совместное рисование способствовало возникновению духовной коммуникации, выражающейся в передаче определенных чувств, переживаний, информации от «художника» (ребенка) к «зрителю» (психологу, педиатру, ребенку) в процессе совместной художественной изобразительной деятельности [2].

Художественное познание произведений искусств, раскрывающих во всем своем многообразие, эмоциональные различные состояния, влияющие на формирование индивидуального опыта ребенка, пережившего психотравмирующую ситуацию. При этом в своем исследовании мы руководствовались, тезисом выдвинутым Л.Выготским: «Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда « мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. Вероятность этой встречи не в последнюю очередь определяет педагог, работающий с ребенком, здесь важно сказать об актуализации содержания произведения искусства для дошкольника, ведь без этого оно не будет воспринято им личностно».

В рамках прохождения данного этапа, организуя, процесс художественного познания произведений искусств, в работе по преодолению последствий болезни, психотравм, мы использовали различные формы работы. Наиболее эффективны были:

  • рассматривание картины и последующее рассказывание ее содержания, с целью найти отклик, вызвать желание поделиться своими переживаниями;
  • слушание музыкальных, поэтических произведений, связанных с тематическим содержанием картин с последующим предложением выразить свои ощущения, настроение на бумаге. В ситуациях, когда у детей возникало желание послушать еще раз мелодию, им предлагалось выразить свое настроение в музыкальной деятельности, используя выразительные танцевальные движения;
  • рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, с целью сравнения настроения, чувств, изображенных авторами, с помощью различных средств художественной выразительности, (например, «Березовая роща» И.Левитана и « Березовая роща» Грабаря);
  • «игра-проживание», позволяющая моделировать ситуации, в которых дошкольники, пережившие психотравму, учились строить свою деятельность и отношения, соотнося свои интересы с интересами других людей. Игровая ситуация предполагала самостоятельный выбор детьми сюжета, введение героев, организацию игрового пространства. Так, например, дети, пережившие серьезные заболевания (ожоговые травмы, длительные травматические болезни опорно- двигательного аппарата), часто находившееся в ситуации изоляции, выбирали игры в «Волшебный замок», «Сказочный дворец», при этом соотнося образ замка, дворца, с воображаемой атмосферой семейного микроклимата. Игра позволяла оказаться детям в волшебном замке, который необходимо было представить, реально обустроить, адаптируя свои желания с игровыми интересами играющих партнеров (родителей, детей, медицинских работников). Замок будет таким, каким его создадут дети. Взаимоотношения в новом, необычном сообществе, тоже будут зависеть только от тех, кто будет в этом замке жить. «Проживание» в игре травмирующей ситуации, нахождение выхода из нее с помощью моделирования сказочных ситуаций позволяла гармонизировать эмоциональную сферу ребенка.

В целом, возможности творческих видов деятельности (рисования, апплицирование, художественный труд и др.) необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в совместной творческой со взрослым деятельности - содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений: эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности; содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия и, как результат, - осознание конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости [1].

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда. Терапевтические отношения с педиатром, психологом, родителями создают атмосферу психологической защищенности и облегчают осознание смыслов визуальных образов. Это в свою очередь способствует пониманию и постепенному преодолению собственных внутрипсихических конфликтов. Вот почему арт-терапевтические техники, несомненно, эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), а также в качестве скорой психологической помощи и поддержки, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности [1].

Именно арт-терапия актуализирует неспецифические саногенные ресурсы организма, психики и личности клиента (А.В. Шувалов, 2009).
В целом, данная форма психологической помощи средствами спонтанного художественного творчества обладает ресурсным потенциалом в направлении к духовной экзистенции человека.

Литература

  1. Гайдаренко, Н.В., Ярославцева, Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми [Текст] / Н.В.Гайдаренко, Н.Д.Ярославцева // Актуальные проблемы современного детства.- М.: 1994.-С.88-92
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер.с англ. [Текст] /К.Роджерс. - М.: Изд. гр. «Прогресс-Универс», 1994. - 480 с.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл.- М., 1990. -368с.