Образ болезни в рисунках подростков с депрессией в контексте их медико-психологического сопровождения
|
Цель — изучение психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового созревания. Материалы и методы. Обследовано 120 подростков больных депрессией (51 мальчик, 69 девочек) в возрасте от 11 до 16 лет, находившихся на лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Дизайн исследования включал клинико-психопатологический, психодиагностический (психологическое интервьюирование, Шкала оценки депрессии CDRS-R, опросник MADRS, проективные рисуночные тесты — «Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом мире», рисунок «Семьи», «Несуществующее животное»). Результаты. Определен регистр психопатологии депрессии у подростков в зависимости от этапа полового созревания. Факторы психотравмирующей ситуации у подростков с депрессией многообразны, имеют возрастную специфику, что определяет стратегию и векторность медико-психологической интервенции на раннем этапе аффективного заболевания. Использование проективных рисуночных тестов в диагностике депрессии у подростков позволило выделить информативные психологические маркеры — инфантильность, агрессия, неудовлетворенность своим состоянием, признаки регрессии, которые могут быть использованы для дифференциальной диагностики в детской психиатрической практике. Выводы. Использование реестра стрессоров для подросткового возраста с выяснением вектора направленности психосоциального стрессора, арт-диагностика зоны фиксации психогении позволяет определить дифференцированную тактику социотерапевтического вмешательства.