Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации

Автор: Ларин А.Н. 
Рубрика:  Детские группы 
Версия для печати
В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Предполагается, что рассмотренные качества личности имеют влияние на процесс социализации и адаптации при выпуске из детского дома. Проведен сравнительный анализ личностных особенностей у мальчиков (18 человек) и девочек (14 челоловек) в возрасте от 12 до 17 лет, воспитывающихся в детских домах, а также выделены качества личности, негативно влияющие на процесс формирования у ребенка активной жизненной позиции. В исследовании применялись методики: «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик (детский ввариант) и методика многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF. Значимость полученных результатов обусловлена применением методов математической статистики: U-критерия Манна–Уитни и t-критерия Стьюдента для непроизвольных выборок. Исследование по методике Кеттелла 14 PF показало, что у испытуемых групп мальчиков и девочек – воспитанников детских домов имеются различия изучаемых особенностей личности (p≤0.05). Характер полученных результатов может говорить об общей тенденции наличия у детей личностных особенностей, негативно влияющих на успешность адаптации после их выпуска из детского дома.
Фрагмент статьи

Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является крайне важной и требует эффективных мер для ее решения. Особенно актуальной она становится при выпуске ребенка из детского дома.

По мнению Дж. Боулби (J. Bowlby) недостаток родительской заботы может стать причиной повышенной тревожности, чрезмерной потребности в любви, мстительности и депрессии [12, с.12].

<...>



Полный текст статьи на сайте Портала психологических изданий PsyJournals.ru