Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях

Версия для печати
Рассматриваются особенности самоповреждающего поведения без суицидального намерения на материале анализа группы риска, выявленной в ходе скринингового обследования 604 московских школьников 7—11-х классов. 16,9% подростков указали на то, что в их жизни были самоповреждающие действия (54% однократно, 46% неоднократно). На втором этапе проводилось клиническое обследование 100 подростков с историей самоповреждения. Использовалась клиническая карта, включающая в себя возможность градации основных суицидальных маркеров. Выявлена патогенетическая и клиническая неоднородность самоповреждающего поведения, что позволяет выделить три механизма его развития: стрессовый (20%), депрессивный (45%), психопатоподобный (35%). В рамках каждого механизма произведено дальнейшее деление на импульсивный и продуманный. Проанализированы их различия по клинической картине, динамике развития, мотивам, лич- ностным особенностям подростков и отношению к своим действиям. Обсуждается специфика самоповреждения в неклинической популяции. Подчеркивается значимость анализа ведущего механизма самоповреждения для выбора стратегии кризисной помощи подростку.