Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков

Версия для печати
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах. Изучаются самоотношение, доверие к себе и отношения со значимыми взрослыми. Выборка: 96 подростков 14—16 лет, (46 живут в детских домах). Методы: Методика самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, Опросник доверия Т.П. Скрипкиной, Опросник детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Динер). Исследование показало, что у воспитанников детских домов доверие к себе в важнейших сферах жизнедеятельности выражено существенно ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семье. В представлениях подростков об их отношениях со значимыми взрослыми также получены достоверные различия, свидетельству- ющие о меньшей эмоциональной и коммуникативной близости подростков-сирот с воспитателем при более высокой авторитарности взрослого и игнорировании материальных потребностей воспитанников. Исследование показало, что уровень удовлетворенности жизнью у воспитанников детского дома существенно ниже среднего значения и достоверно ниже соответствующего показателя у подростков из семей. В роли предикторов удовлетворенности жизнью у воспитанников детского дома выступают позитивное самоотношение, доверие к себе в интеллектуальной деятельности, адекватность образа воспитанника в глазах воспитателя. У подростков из семей в поддержании субъективного благополучия задействовано большее число факторов.