Климов Е.А.
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Климов Евгений Александрович
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Родился в селе Вятские Поляны Кировской области 11 июня 1930 г.
Образование и научная деятельность.
Психолог, доктор психологических наук (с 1969), профессор (с 1970), ведущий специалист в области психологии труда, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (c 1983 по 2003) и декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1986 по 2000), председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988), председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского Психологического Общества (с 1994).
Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.). Начало трудовой деятельности - 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе №367 «Молот», ныне – «Машиностроительный завод»). В 1953- 1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (под руководством профессора В.С. Мерлина) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе №1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 годах научный руководитель Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ. В 1968-1976 гг. - заведующий отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет); в 1980 г. - приглашен работать на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Награжден медалью «За освоение целинных земель» (1957, БN 114226), нагрудным значком «Отличник профтехобразования СССР» (№3591 от 28 ноября 1979 г.), медалью «Ветеран труда» (12 окт. 1987 г.), Почетным знаком «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (10 июня 1988 г.).
Действительный член Российской Академии Образования (избран как действительный член Академии Психологических наук СССР в 1985 г., как член-корр. в 1974 г.); действительный член Международной Академии Психологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Акмеологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Информатизации (1994).
Области научных исследований:
- взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда;
- проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации;
- специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий;
- вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся.
Тема кандидатской диссертации: «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (1959). Тема докторской диссертации: «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» (1968). Климовым показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая «живая машина», а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995). В учебнике «Введение в психологию труда» (1988) предмет психологии труда определяется следующим образом: психологическое изучение человека с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования как субъекта труда; формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вне-научных формах психологического знания о труде (1992).
Опубликовано свыше 150 работ, среди них основные:
- Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. Казань, 1958;
- Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта. Казань, 1969;
- Школа... а дальше? Л., 1971;
- Информационно-поисковая система «Профессио-графия». Л., 1972 (соавт. О.И.Галкина и др., гл. ред.);
- Введение в психологию труда. М., 1988;
- История психологии труда в России. М., 1992 (соавт. О.Г.Носкова);
- Образ мира в разнотипных профессиях. М.,1995;
- Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996;
- Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996;
- Психология. Учебник для средней школы. М., 1997;
- Основы психологии. Учебник для вузов. М., 1997.
- Как выбирать профессию Кн. для учащихся ст. классов сред. шк.— 2-е изд., доп. и дораб. — М . Просвещение, 1990.— 159 с: ил.
- Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. с. 3-12
- Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности Психологический журнал, 2005, №3.