Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Эриксон Эрик Г
|
|
(1902 - 1994)
Американский психолог и психотерапевт, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. В 30-е гг. посещал в Вене семинары Анны Фрейд, специализировался в области детского психоанализа. С 1933 - член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации. В годы нацизма эмигрировал в США, где работал в качестве консультанта в ряде медицинских центров страны, участвовал в полевых исследованиях культурантропологов, преподавал в Беркли, Пеле и Гарварде. В нарушение строгих правил Американской психологической ассоциации, был принят в ее ряды, не имея формального медицинского или психологического образования; многие годы был почетным профессором психологии Гарвардского университета.
Психоисторическая модель Эриксона базируется на взаимосвязанных принципах обусловленности бытия человека историческим контекстом, с одной стороны, и действенности психологии личности и психологии эпохи как факторов социальной истории - с другой. В основе прочтения Эриксоном теории Фрейда лежит общая для неофрейдизма тенденция к социокультурному переосмыслению классического психоанализа, смягчению исходной концепции исключительно конфликтного, биологически детерминированного развития личности и стремление предварить клиникотерапевтическую работу осмыслением проблемы человека в социальном мире. Под влиянием идей эгопсихологии (Г. Гартман), акцентировавшей адаптивные функции психики, и сравнительной культурантропологии (М. Мид), демонстрировавшей культурную специфику и разнообразие биологически заданных форм поведения человека, а также своей клинической практики в США, где он столкнулся с иным типом пациентов и неврозов, чем в довоенной Европе, Эриксон приходит к выводу о необходимости включить в теорию Фрейда понятия «социальное окружение» и «исторический момент». Корректированная таким образом теория психоанализа, по мнению Эриксона, может быть использована в качестве междисциплинарного средства социального познания.
Замысел психоистории состоял в исследовании социокультурных параметров исторической эпохи, прежде всего - характерных особенностей ее духовной атмосферы, для понимания феноменов социального и мировоззренческого творчества в форме психобиографий выдающихся деятелей мировой культуры и политики. Психоистория не должна брать на себя функции классической истории анализа, ее задача - стать вспомогательным средством социального познания, инструментом, вскрывающим иррационально-психологический подтекст событий прошлого. В отличие от авторов сенсационно-скандальных психоаналитических биографий, написанных последователями Фрейда в 20-30-е гг., Эриксон отказался от однозначной редукции фактов мировой истории и культуры к иррациональным импульсам психики гения и особенностям его детского сексуального опыта. Внутриличностные конфликты творческих индивидов - Лютера, Джефферсона, Ганди, Б. Шоу, Горького - рассматриваются в его работах как субъективное выражение социально-психологических проблем их времени и культуры; «травматическая патография» заменяется психологической биографией, где «исторический момент» из внешнего атрибута жизни героя превращается в существенный момент его творчества. Главной методологической установкой психоистории становится принцип психосоциального соотношения интимно-личностных и социально-исторических коллизий, сферой взаимопроникновения которых выступает психологический климат «исторического момента», или психология эпохи.
Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий роста, из которых первые четыре соответствуют классическим фазам становления детской сексуальности по Фрейду. Однако, в отличие от ортодоксального психоанализа, флуктуации либидо играют здесь второстепенную роль. Определяющим фактором развития индивида, наряду с его психосоматическими задатками, выступает общение со «значимыми другими», круг которых, расширяясь по мере взросления ребенка, направляет формирование его личности в социально заданное русло. Положив в основу своей психологической концепции биологический принцип эпигенеза (т.е. противостоящее преформизму толкование эмбрионального развития как последовательности новообразований, детерминированных не только биохимическими, но и внешними организму факторами), Эриксон описывает становление личности как поэтапное преодоление нормативных психосоциальных кризисов. Разрешение каждого из них означает приобретение одной из двух противоположных базовых личностных характеристик: доверия/недоверия к миру, свободного волеизъявления/безинициативности, работоспособности/стагнации и т.д., с последующим переосмыслением общей жизненной перспективы. Интериоризация социально одобренных качеств способствует формированию психосоциального тождества личности (ее идентичности) как основы психического здоровья и признака успешной социальной адаптации. Под идентичностью Эриксон понимает чувство реальности самости человека внутри социальной реальности, возникающее в результате двуединого процесса рефлексии и наблюдения; это - ощущение самотождественности Я в момент восприятия им окружающего мира, представление о своей непрерывности во времени и пространстве (психологический аспект), а также чувство включенности этого Я в некоторую человеческую общность, тождественность собственного образа мира с присущими этой общности системой ценностей и типом мировосприятия (социальный аспект). В терминах психоистории психосоциальная идентичность конкретизируется как чувство принадлежности эпохе, как гармоничное единство свойственных индивиду представлений, идей и поступков с доминирующим социально-психологическим образом человека.
Следуя принципу взаимообусловленности индивидуально-психологических и культурно-исторических параметров бытия, Эриксон рассматривает духовное содержание социальной эволюции в терминах метаболизма поколений. Процесс исторического развития предстает как «обмен энергией» между накопленной социальной традицией и духовным потенциалом молодежи, обладающей чувством исторической перспективы. С этой точки зрения, история предстает как «континуум индивидуальных жизненных циклов», где главной силой социального обновления выступает психоисторический потенциал молодежи.
Переломные исторические эпохи, когда сужается привычный горизонт бытия и превалируют настроения подавленности, разочарования и страха, Эриксон называет периодами вакуума идентичности. Душевный вакуум оказывается инобытием духовного вакуума эпохи. Задача психобиографа состоит в том, чтобы соотнести психосоциальные потребности идентичности личности с нуждами идентичности ее истор. времени. Секрет харизмы выдающейся личности состоит в созвучии выдвинутых ею идей социально-психологическими потребностям эпохи, которые конденсируются в новой идеологической парадигме. Творческая личность оказывается, таким образом, связанной со своей эпохой не только на уровне сознания, но и через иррациональные структуры духовной жизни общества, а ее социальное новаторство, питаясь интеллектуальной традицией, является в то же время оформлением смутных умонастроений эпохи.
Принципы психоистории Эриксона получили широкое применение в западном обществоведении 70-80-х гг.
Сочинения:
- Childhood and Society. N.Y., 1950; Gandhi’s Truth on the Origins of Militant Nonviolence. N.Y., 1969; Life History and the Historical Moment. N.Y., 1975;
- Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Молодой Лютер. М., 1996; Детство и общество. СПб., 1996.
- Детство и общество СПб.: ИТД «Летний сад» 2000. – 416 с./ Пер. с англ. Изд. 2-е, перераб. и дополн.
- Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс , 1996. – 344 с. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В.