Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Соколова Елена Теодоровна
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Доктор психологических наук (1992), профессор (1993) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, член Общества психологов СССР.
Образование и научная деятельность.
Родилась 17 апреля 1945 г. в с. Алексеевка Саратовской области, психолог, окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор психологических наук (1992), профессор (1993) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. С. - член Общества психологов СССР (с 1971 г.), член Ассоциации клинических психологов (с 1990 г.), тренер Ассоциации эриксоновской терапии, гипноза и нейролингвистического программирования (с 1980 г.), эксперт Московского Института Гештальттерапии (с 1992 г.), член Московской ассоциации практических психологов (с 1987 г.), член Европейской Ассоциации Психоанализа (с 1992 г.), член редколлегии Московского психотерапевтического журнала (с 1992 г.).
Научные интересы.
Психология и патопсихология личности, психотерапия. Тема кандидатской диссертации, выполненной под руководством профессора Б.В. Зейгарник: «Влияние мотивации на восприятие в норме и патологии» (1971). Соколовой изучены закономерности и механизмы влияния неосознаваемой мотивации на познавательные процессы, разработана концепция и методы диагностики индивидуального стиля личности, созданы оригинальные авторские проективные методы диагностики внутриличностных конфликтов в сфере бессознательного, исследованы этапы и уровни развития самосознания в подростковом возрасте.
С конца 70-х годов Е.Т.Соколова активно занимается практической консультативной и психотерапевтической деятельностью; работает в психологической семейной консультации, проводит индивидуальное и семейное консультирование, занимается с трудными подростками на базе детской комнаты милиции (1980-1987 гг.). С начала 80-х гг. основными пациентами Е.Т.Соколовой являются лица с пограничными и психосоматическими личностными расстройствами, женщины, пережившие психотравму вследствие сексуального насилия, люди, страдающие от перенапряжения и стресса с симптомами мигрени, панических атак и фобий. Опыт научно-практической деятельности в этой области был обобщен в докторской диссертации, защищенной по теме: «Особенности самосознания при невротическом развитии личности» (1991). Е. Т. Соколовой описаны трансформации образа Я при неврозах, пограничных и психосоматических расстройствах, последствиях посттравматического стресса, при семейных и психосексуальных дисгармониях; изучены процессы компенсации личностного развития и изменений самосознания в процессе психологического воздействия (консультирования, психотерапии и др.); разработана гуманистически-ориентированная система психологической помощи и психотерапии.
Начиная с 1985 г. Е. Т. Соколова включается в профессиональные контакты с зарубежными коллегами-психотерапевтами, в частности, в форме совместных семинаров-тренингов в рамках современных направлений в психотерапии и психологическом консультировании (групп-анализ, гештальт-терапия, психосинтез).
Читает в МГУ (с 1971 г.) курсы лекций по методам изучения бессознательного «Проективные методы исследования личности», «Основы индивидуальной психотерапии» (с 1981 г.), «Проблема личности в теориях психотерапии», «Пограничные личностные расстройства: генез, диагностика и психотерапия», «Базовые теории и практики психотерапии в клинической психологии», ею создана и работает 2-х годичная школа подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов. По данной тематике подготовлено более 80 дипломных работ, 7 кандидатских диссертаций.
Общее количество научных публикаций более 50, среди них основные:
- Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976;
- Проективные методы исследования личности. Учебное пособие. М., 1980;
- Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1987;
- Главы : «Из истории проективных методик» и «Совместный тест Роршаха в диагностике нарушений семейного общения» в кн. «Основы психодиагностики» (ред. А.А.Бодалев, В.В. Столин). М., 1987;
- «Практикум по патопсихологии» (главы). М., 1987;
- Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. (В соавт. с В.В.Николаевой). М., 1995.
- Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, 2002 г.Твердый переплет, 544 стр./Под общей редакцией А.Г. Шмелева
- Психотерапия: теория и практика М.: Издательский центр «Академия» , 2002, 368стр.