Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Хомская Е.Д.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Хомская Евгения Давыдовна
Полное имя: Хомская Евгения Давыдовна
Ученая степень: доктор психологических наук
Версия для печати
Отправить на e-mail

Известный специалист в области нейропсихологии.

Образование и научная деятельность.

Родилась 7 августа 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1952), доктор психологических наук (1971), профессор (1976), преподает в МГУ (с 1958 г.), - в должности профессора (с 1974 г.), зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1977-1980), зав. лабораторией нейропсихологии в Институте Психологии АН СССР (1972-1980), заслуженный профессор МГУ (с 1996). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ (1973). Член редколлегии журнала «Вестник МГУ». Серия 14. «Психология».

В дипломной работе, выполненной под руководством профессора А.Н.Соколова, Хомская удалось экспериментально выявить феномен изменения слуховой чувствительности человека в ответ на восприятие им различных слов, и, тем самым, был намечен один из путей изучения психосемантических характеристик индивидуального сознания. Самостоятельная научная деятельность Хомская тесно связана с творчеством профессора А. Р. Лурия. Хомская начала работать ст. лаборантом, затем педагогом-воспитателем в Санатории № 36 Мосгорздравотдела, который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей-олигофренов (зав. лабораторией А. Р. Лурия) Института дефектологии (1953-1958). За эти годы была написана кандидатская диссертация Хомская на тему: «Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей» (1957). Исследовались дети с задержкой психического развития и дети-олигофрены. Оказалось, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении. Результаты исследования подтвердили гипотезу А. Р. Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в ее развитии опережает нейродинамику двигательных процессов и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь.

С 1958 по 1980 гг. Хомская возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А. Р. Лурия Нейрохирургического госпиталя им. Бурденко и преподавала в МГУ. Здесь ею был собран материал для докторской диссертации, успешно защищенной в 1971 г. по теме: «Лобные доли мозга и процессы активации». В исследовании были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль регулятора в процессах активации, механизмы произвольного контроля с помощью речи. Метод исследования - электроэнцефалография, изучались ЭЭГ-ответы на иррелевантные сигналы и сигналы, связанные с деятельностью по решению разного рода задач (например, счетных). Было обнаружено, что при включении в активную деятельность по выполнению заданий, требующих речевой регуляции, возникают генерализованные реакции активации ЭЭГ (верхних отделов альфа-диапазона), носящие неугасимый характер. Такого рода реакции оказались характерны для нормы и всех больных с очаговыми поражениями мозга, кроме больных с поражениями медиа-базальных отделов лобных долей. Впервые были введены способы оценки ассиметрии формы волны ЭЭГ (восходящей и нисходящей), выявлявшиеся с помощью специально созданных технических средств. Показатель изменения ассиметрии волн ЭЭГ при интеллектуальной нагрузке оказался более чувствительным, чем изменения амплитудной и частотной составляющих спектра ЭЭГ. Результаты исследования позволили различать псевдолобных больных (при вторичных лобных синдромах) и выявлять лобную симтоматику при субклинических формах заболеваний мозга. Материалы диссертации были опубликованы в книге: «Мозг и активация» (М., 1972), переведенной и изданной в 1983 г. в США.

В 70- е гг. Е. С. Хомская руководит лабораторией нейропсихологии в ИП АН СССР и продолжает цикл исследований, обозначенных ею как «нейропсихологическая психофизиология». В этот период публикуются сборники и монографии, посвященные новым методам нейропсихологических исследований функционального состояния мозга; функциям лобных долей мозга.

В 80-е - 90-е гг. - Е. С. Хомская разрабатывает теоретические основы нейропсихологии, новые методические приемы изучения познавательных и эмоциональных процессов, занимается исследованием проблемы межполушарной ассиметрии мозга, нейропсихологических основ индивидуальных различий в норме.

Читает в МГУ курсы:

  • «Основы нейропсихологии»
  • «Клиническая нейропсихология»
  • «Психофизиология локальных поражений мозга»
  • «Патология эмоций»
  • «Нейропсихология индивидуальных различий» и др.

Ею опубликован первый в нашей стране учебник для университетов «Нейропсихология» (1987), представляющий собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А. Р. Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки.

Хомская автор и редактор ряда учебных пособий по нейропсихологии, обеспечивающих университетскую подготовку студентов, специализирующихся в области нейропсихологии:

  • Нейрофизиологические основы внимания. (Хрестоматия). М., 1979;
  • Нейропсихология. Тексты. 1984.

Ею организован оригинальный спецпрактикум по компьютерной нейропсихологической диагностике. Хомская была организатором ряда конференций, симпозиумов по нейропсихологии, как в нашей стране, так и за рубежом, неоднократно выезжала за рубеж с докладами и лекциями по нейропсихологии (Финляндия, Болгария, Югославия, Польша и др.).

Подготовила 35 кандидатов наук.

Является автором более 250 научных публикаций, ею опубликован ряд статей по различным разделам общей и медицинской психологии в БМЭ.

Более 30-ти ее работ опубликованы в иностранных журналах («Cortex», «Neuropsychology» и др.).

Основные научные труды:

  • Мозг и активация. М., 1972;
  • Процесс экстраполяции в глазодвигательной системе. М., 1981. (соавт. А.Д. Владимирский);
  • Нейропсихология. Учебник. М., 1987;
  • Мозг и эмоции. М., 1992. (соавт. Н.Я.Батова);
  • А.Р.Лурия. Научная биография. М., 1992.

Публикации
КНИГИ:

СТАТЬИ:

Новости психологии

13.02.2020

"Каждый важен" - концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности


22.01.2020

Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»


17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика