Детская психология
 

Хомская Е.Д.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Хомская Евгения Давыдовна
Полное имя: Хомская Евгения Давыдовна
Ученая степень: доктор психологических наук
Версия для печати
Отправить на e-mail

Известный специалист в области нейропсихологии.

Образование и научная деятельность.

Родилась 7 августа 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1952), доктор психологических наук (1971), профессор (1976), преподает в МГУ (с 1958 г.), - в должности профессора (с 1974 г.), зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1977-1980), зав. лабораторией нейропсихологии в Институте Психологии АН СССР (1972-1980), заслуженный профессор МГУ (с 1996). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ (1973). Член редколлегии журнала «Вестник МГУ». Серия 14. «Психология».

В дипломной работе, выполненной под руководством профессора А.Н.Соколова, Хомская удалось экспериментально выявить феномен изменения слуховой чувствительности человека в ответ на восприятие им различных слов, и, тем самым, был намечен один из путей изучения психосемантических характеристик индивидуального сознания. Самостоятельная научная деятельность Хомская тесно связана с творчеством профессора А. Р. Лурия. Хомская начала работать ст. лаборантом, затем педагогом-воспитателем в Санатории № 36 Мосгорздравотдела, который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей-олигофренов (зав. лабораторией А. Р. Лурия) Института дефектологии (1953-1958). За эти годы была написана кандидатская диссертация Хомская на тему: «Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей» (1957). Исследовались дети с задержкой психического развития и дети-олигофрены. Оказалось, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении. Результаты исследования подтвердили гипотезу А. Р. Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в ее развитии опережает нейродинамику двигательных процессов и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь.

С 1958 по 1980 гг. Хомская возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А. Р. Лурия Нейрохирургического госпиталя им. Бурденко и преподавала в МГУ. Здесь ею был собран материал для докторской диссертации, успешно защищенной в 1971 г. по теме: «Лобные доли мозга и процессы активации». В исследовании были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль регулятора в процессах активации, механизмы произвольного контроля с помощью речи. Метод исследования - электроэнцефалография, изучались ЭЭГ-ответы на иррелевантные сигналы и сигналы, связанные с деятельностью по решению разного рода задач (например, счетных). Было обнаружено, что при включении в активную деятельность по выполнению заданий, требующих речевой регуляции, возникают генерализованные реакции активации ЭЭГ (верхних отделов альфа-диапазона), носящие неугасимый характер. Такого рода реакции оказались характерны для нормы и всех больных с очаговыми поражениями мозга, кроме больных с поражениями медиа-базальных отделов лобных долей. Впервые были введены способы оценки ассиметрии формы волны ЭЭГ (восходящей и нисходящей), выявлявшиеся с помощью специально созданных технических средств. Показатель изменения ассиметрии волн ЭЭГ при интеллектуальной нагрузке оказался более чувствительным, чем изменения амплитудной и частотной составляющих спектра ЭЭГ. Результаты исследования позволили различать псевдолобных больных (при вторичных лобных синдромах) и выявлять лобную симтоматику при субклинических формах заболеваний мозга. Материалы диссертации были опубликованы в книге: «Мозг и активация» (М., 1972), переведенной и изданной в 1983 г. в США.

В 70- е гг. Е. С. Хомская руководит лабораторией нейропсихологии в ИП АН СССР и продолжает цикл исследований, обозначенных ею как «нейропсихологическая психофизиология». В этот период публикуются сборники и монографии, посвященные новым методам нейропсихологических исследований функционального состояния мозга; функциям лобных долей мозга.

В 80-е - 90-е гг. - Е. С. Хомская разрабатывает теоретические основы нейропсихологии, новые методические приемы изучения познавательных и эмоциональных процессов, занимается исследованием проблемы межполушарной ассиметрии мозга, нейропсихологических основ индивидуальных различий в норме.

Читает в МГУ курсы:

  • «Основы нейропсихологии»
  • «Клиническая нейропсихология»
  • «Психофизиология локальных поражений мозга»
  • «Патология эмоций»
  • «Нейропсихология индивидуальных различий» и др.

Ею опубликован первый в нашей стране учебник для университетов «Нейропсихология» (1987), представляющий собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А. Р. Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки.

Хомская автор и редактор ряда учебных пособий по нейропсихологии, обеспечивающих университетскую подготовку студентов, специализирующихся в области нейропсихологии:

  • Нейрофизиологические основы внимания. (Хрестоматия). М., 1979;
  • Нейропсихология. Тексты. 1984.

Ею организован оригинальный спецпрактикум по компьютерной нейропсихологической диагностике. Хомская была организатором ряда конференций, симпозиумов по нейропсихологии, как в нашей стране, так и за рубежом, неоднократно выезжала за рубеж с докладами и лекциями по нейропсихологии (Финляндия, Болгария, Югославия, Польша и др.).

Подготовила 35 кандидатов наук.

Является автором более 250 научных публикаций, ею опубликован ряд статей по различным разделам общей и медицинской психологии в БМЭ.

Более 30-ти ее работ опубликованы в иностранных журналах («Cortex», «Neuropsychology» и др.).

Основные научные труды:

  • Мозг и активация. М., 1972;
  • Процесс экстраполяции в глазодвигательной системе. М., 1981. (соавт. А.Д. Владимирский);
  • Нейропсихология. Учебник. М., 1987;
  • Мозг и эмоции. М., 1992. (соавт. Н.Я.Батова);
  • А.Р.Лурия. Научная биография. М., 1992.

Публикации
КНИГИ:

СТАТЬИ:

Новости психологии

24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»


10.12.2021

Скиллы будущего: БФ «Система» рассказал об изменениях на рынке образования



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика