Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Фромм Эрик
Полное имя: Фромм Эрик
Версия для печати
Отправить на e-mail

(1900 - 1980)

Профессиональная деятельность.

Немецкий, американский социальный философ, философский антрополог и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В 1922 получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. В 1929-32 - сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. В 1933 эмигрировал в США; преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. В 1951-67 возглавлял Институт психоанализа при Нацтональном университете в Мехико. В 1974 переселился в Швейцарию. Внес большой вклад в развитие философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии, культурологии.

В отличие от традиционной культурологии, которая опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, Фромм осмысливает этот феномен через философскую антропологию: понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы. В истории философии человеческая природа фиксировалась, как правило, в перечислении признаков, которые отличают человека от животного. Фромм же пытается определить человека экзистенциально, то есть через способ существования. Это - впечатляющее открытие философии 20 веке, рожденное экзистенциалистской традицией.

Специфика культуры определяется тем, как складывается трагическое бытие человека. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют в нем роль безотказных стимуляторов поведения. Он обладает фиксированными признаками, но они двусмысленны, ускользают от окончательных определений. Человек имеет трагическое представление о способах своего существования и в то же время заново в каждом конкретном индивиде открывает эту истину.

В отличие от Фрейда, который пытался понять культурные феномены через драматургию инстинкта, Фромм стремится связать психоанализ с социальной историей, показывая, как неповторимый экзистенциальный склад личности вписывается в конкретный общественный фон, который оказывает воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры.

Фромм рассматривает культуру не только как средство гуманизации истории, но и как способ ее обесчеловечивания. Пяти формам социализации, т.е. освоения наличной культуры (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) соответствуют пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный.

В статье «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» (1930) Фромм впервые сформулировал собственное психоаналитическое толкование социальной психологии. Этот метод исследования религиозных феноменов он применяет для истолкования личности Христа. Фромм подчеркивает, что жизненная судьба может определять и значительно изменять структуру влечений.

В книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм излагает оригинальную концепцию свободы человека, вскрывает социально-психологические механизмы бегства от свободы. Особое внимание он обращает на символическую природу культуры. Символ трактуется как некий смысло-жизненный ориентир. Исследуется крушение специфического олицетворения власти и авторитета. В 1947 Фромм выпустил работу «Вот он человек» (в немецком издании «Этика и психоанализ»), где человек рассматривается как существо, пребывающее в состоянии напряженного экзистенциального конфликта и раскрывающее неизмеримое богатство человеческих страстей. Культура трактуется как своеобразная проекция богатейшей человеческой субъективности. Именно в борении вожделений человек может отыскать ориентир для обнаружения истинно человеческого.

Так в культурфилософии Фромма возникает еще одна тема — модусы человеческого существования. В работе “Иметь или быть?” (1976) философ подчеркивает, что человек может обрести или потерять себя. Альтернатива «обладание или бытие» чрезвычайно важна для феноменологии культуры. Культура исследуется через галерею социальных типажей («Искусство любить», 1956, «Душа человека», 1964).

Непосредственно культурологическая направленность отличает работу Фромма «Забытый язык» (1951). Особое внимание обращается на природу языка символов. Они толкуются как язык, в котором внешний мир становится символом внутреннего мира, символом души и разума. Выделяются три типа символов - условные, случайные и универсальные. Исследуя природу сновидений, Фромм обращается к искусству толкования снов, а также к феноменологии символа в мифе, сказке, обычае и романе.

Соотношение культуры и истории - одна из проблем книги «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Фромм показал, что причинами агрессивного поведения могут быть совершенно различные ориентации характера. Истоком агрессивности может стать удовольствие, доставляемое мучениями другого (садизм) или жажда разрушения - и ради самого разрушения (некрофилия), и ради подлинной любви к жизни (биофилия).

Фромм в собственных философско-антропологических рассуждениях часто обращается к культурам конкретных эпох от средневековья до современности. Он стремится показать ядро культурно-ценностных ориентаций на разных стадиях человеческой истории, выявить архетипическое содержание культуры.

Сочинения:

Gesamtausgabe. 10 Bd. Stuttg., 1980-81; Marx’s Concepts of Man. N.Y., 1961; The Dogma of Christ and Other Essays on Religion, Psychology and Culture. L., 1963; The Sane Society. N.Y., 1965; Psychoanalysis and Religion. N.Y., 1967; The Revolution of Hope. Towards a Humanized Technology. N.Y., 1968; Escape from Freedom. N.Y., 1969;

Man for Himself. L., 1971; The Crisis of Psychoanalysis. Harmondsworth, 1973; Beyond the Chains of Illusion: my Encounter with Marx and Freud. L., 1980; The Revision of Psychoanalysis. Boulder, etc., 1992; Иметь или быть? М., 1986; 1990; Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990; Искусство любви. Минск, 1991; Из плена иллюзий. М., 1991; Душа человека. М., 1992; Психоанализ и этика. М., 1993; Человек для себя. Минск, 1992; Анатомия человеч. деструктивности. М., 1994; Бегство от свободы. М.. 1995; Здоровое общество // Психоанализ и культура. М., 1995; Человеческая ситуация. М., 1995; Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996.

Литература:

Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974; Функ Р. Эрих Фромм: Страницы документ, биогр. М., 1991; Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург, 1994; Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995; Evans R.I. Dialogue with E. Fromm. N.Y., 1966.

П. С. Гуревич. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998.

Публикации
КНИГИ: