Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Блонский Павел Петрович
Полное имя: Блонский Павел Петрович
Версия для печати
Отправить на e-mail

(1884 - 1941)

Российский педагог, психолог и философ.

Образование и профессиональная деятельность.

По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. - профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Москвы (Университет Шанявского, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.). Один из организаторов и руководителей Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской). С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930–1941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку теории педологии (им, в частности, была разработана генетическая теория памяти). Эти научные изыскания Блонского были прерваны после запрета педологии в 1930-е годы.

П. П. Блонский - автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. В качестве предмета психологии Блонский рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Педагогические взгляды Блонского отражены в работе «Задачи и методы народной школы» (1916): подчеркивалась необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности. В работе «Трудовая школа» (1919) были сформулированы принципы, сохраняющие актуальность до настоящего времени: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания образования с современным состоянием науки, обязательная осмысленность труда и др. Блонскому принадлежат также исследования проблем полового воспитания («Очерк детской сексуальности», 1935), нравственного воспитания и других педагогических проблем.

Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии. В середине 20-х гг. изучал вопросы индивидуальных и возрастных особенностей детей, основываясь на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать детскую психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка.

Диапазон исследований Блонского-психолога охватывал почти все области психической жизни. В книге «Психологические очерки» (1927) он выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психической жизни, трактуя ее как ряд разных уровней психической деятельности, начиная от сна (примитивного психического состояния) до высших интеллектуальных функций. Принципиально важное значение имели его исследования мышления, речи, памяти, эмоций, а также взаимосвязи и взаимодействия психических процессов.

Он явился автором одной из классификаций видов памяти, осуществленной на генетическом основании:

  1. Двигательная;
  2. Аффективная;
  3. Образна;
  4. Вербальная.

Эти виды памяти возникают в процессе развития психики последовательно, но центральное место с его точки зрения занимают образная и вербальная.

Публикации:

  • «Задачи и методы народной школы» (1916);
  • «Трудовая школа» (1919);
  • «Психологические очерки» (1927);
  • «Память и мышление» (1935);
  • «Развитие мышления школьника» (1935);
  • «Очерк детской сексуальности» (1935);
  • «О педологических извращениях …» (1936);
  • Избранные педагогические произведения, - М., 1961;
  • Избранные психологические произведения. - М., 1964;
  • Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1-2. - М., 1979.

При подготовки статьи были использованы материалы сайтов: http://www.krugosvet.ru/articles/40/1004007/1004007a1.htm, http://www.ksu.kz/about/faculties/phylosophical/psycho/blon.html.

Публикации
КНИГИ: